Одной из них является тревожное отношение ко взрослым. Такой ребенок очень беспокоится о том, любят ли его, интересуются ли им. Почему так происходит? Чаще всего потому, что именно приятия со стороны взрослых ему остро не хватает в собственной семье, и чтобы хоть как-то компенсировать недостачу, ребенок пытается «натянуть позитива» с чужих, посторонних ему людей — учителей, родителей, своих друзей-приятелей.
Поначалу ребенок словно все время «тестирует систему» — неустанно проверяет, нужен ли он, важен ли, интересен ли. Если заполнить вакуум не удается, ситуация становится более острой: ребенок всеми силами старается обратить на себя внимание взрослых, всячески добивается признания и любви. Порой это носит характер «липучести», навязчивости и вызывает отторжение — то есть эффект, противоположный тому, на который ребенок рассчитывал, и тогда ситуация перерастает в неприятие и отторжение (однако об этом — позже). На первых же этапах ребенок все время надеется на получение «поглаживаний» и сильно тревожится по этому поводу.
Выражается все это в том, что он всеми правдами и неправдами стремится обратить внимание учителя на себя — старается помогать где только можно, брать на себя все мыслимые и немыслимые обязанности, учиться лучше всех или готовиться сверх программы… Не всегда учителям это приятно, порой изрядно раздражает — однако нередко такие дети становятся любимчиками. Увы, одновременно они «теряют очки» в коллективе сверстников (их считают подлизами, «цирковыми собачками»).
А ведь вся их проблема состоит в том, что они, как голодные щеночки, бегут за каждым взрослым в надежде на «сладкое» — симпатию и ласку. Представляете, до какой степени ребенку этого должно недоставать дома? Отсюда и вывод: единственное лекарство от таких состояний — любовь и приятие в семье, среди тех взрослых, которые природой предназначены ему в самые близкие.
Другая проблема также связана с трудностями во взаимоотношениях со старшими, а не со сверстниками. Это — неприятие ребенком взрослых, их норм, ценностей и правил, иногда вплоть до враждебности по отношению к ним. Такой ребенок проходит путь от асоциального поведения к антисоциальному, то есть от пассивного неприятия — к активному и привычному противодействию враждебному миру взрослых.
Он бывает очень переменчив в поведении, но чаще — недружелюбен, нередко ведет себя нарочито вызывающе, сознательно нарушает дисциплину, использует ненормативную лексику, портит чужое имущество. И нередко границы допустимого в сознании такого ребенка весьма условны: для него отнюдь не табу взять чужое, обмануть, смошенничать, взять что-либо без разрешения, списать без спросу — то есть щепетильность у такого ребенка отсутствует напрочь. При этом он всегда на что-то претендует, «качает права» — и считает наказания несправедливыми, полагая, что взрослые безо всякого права, необоснованно вмешиваются («лезут») в его жизнь.
Иногда такая ситуация является следствием неблагоприятного развития предыдущего сценария, когда ребенка все отвергают и в конце концов он просто ожесточается. Однако чаще имеется целый букет проблем (как лично ребенка, так и членов его семьи), с которыми необходимо работать долго и тщательно, иначе ребенок так и останется в оппозиции ко всему миру — эдаким маленьким волчонком, глядящим на всё и вся со злобой и недоверием.
Тем более, что, сталкиваясь с таким учеником, мало кто из учителей склонен заниматься исправлением положения — да и не их это, собственно, дело. Такого ребенка обычно записывают в «отпетые» и ставят на нем жирный крест — а уж он, конечно, постарается оправдать надежды… Лишь в лучшем случае его отправят к психологу. Однако такую ситуацию практически никогда нельзя исправить только «внешними» силами, поскольку корни такого поведения всегда в семье. Чаще всего это так называемая педагогическая запущенность и следствие либо полного неприятия и равнодушия со стороны родителей, либо чрезмерно жесткого воспитания, когда сломать не получилось, но зато получилось — ожесточить.
Нередко первым этапом возникновения подобной ситуации — и одновременно самостоятельным «фактором риска» являются так называемые неблагоприятные условия среды. Тревожными сигналами для учителей являются факты асоциального поведения родителей, постоянных прогулов ребенка и регулярного вранья (либо полного наплевательства) взрослых по этому поводу, неопрятность, неухоженность ребенка, вынужденные пропуски школы по вине семьи, явно плохое питание и даже его истощенность.
Вопреки стереотипам, такое положение складывается не только в откровенно маргинальных семьях — алкоголиков, наркоманов и ведущих асоциальный образ жизни. Нередко подобная ситуация возникает, к примеру, в семьях сектантов и религиозных фанатиков, до «обращения» — вполне нормальных.
Судьба таких детей зависит от того окружения, в которое они попадают. Если среди взрослых найдутся неравнодушные люди, а среди сверстников — те, кто с ним подружатся и не оттолкнут — у ребенка есть шанс, если нет — вероятнее всего, среда его все же затянет.
Естественно, чрезвычайно проблемным становится пребывание в детском коллективе ребенка, характеризующегося повышенной конфликтностью с детьми. Она может принимать разнообразные формы: от постоянного соперничества — до откровенной, неприкрытой враждебности.
Такой ребенок мешает другим детям на занятиях и в играх: делает мелкие пакости, провоцирует драчливых, пугает нервных и изводит слабых одноклассников — вплоть до организации травли. Он надоедает другим детям, пристает, навязывается, прячет или портит чужие вещи (причем умело переводя стрелки на пострадавшего: достаточно спрятать тетрадь или куртку сильного одноклассника, чтобы тот полез в драку — а за удовольствие видеть, как его отругает учитель, не жалко и в ухо получить). Характерно, что агрессия его редко принимает форму физического нападения. Зачастую если это мальчик, то дерется он «как девчонка»: кусается, плюется, царапается — словом, стремится не столько ударить, сколько оскорбить и обезобразить.
Словом, главная цель такого ребенка — манипуляции другими. Естественно, что одноклассники его очень не любят, но связываться с ним — как говорится, дороже выйдет, поэтому он обретает в классе статус «злого гения"-одиночки. Друзей такие ребята не имеют — да они в них и не нуждаются (в крайнем случае, находится некий Табаки при Шерхане, причем сам Шерхан его презирает).
Помочь тут можно только в ходе длительной кропотливой работы, перенаправляя его энергию с деструкции на созидание, прививая уважение с себе самому и окружающим и обучая другим формам взаимодействия, помимо конфликтных. То есть, конечно, такое поведение также является путевкой в первую очередь к детскому психологу.
Завершение обзора причин школьной дезадаптации читайте в следующей статье.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...