Возникновение экзистенциальной философии
Источником этого направления в психологии стала экзистенциальная философия, основы которой были заложены в конце 19 века датским философом Сёреном Кьеркегором. В 20 веке на фоне напряженной социально-политической обстановки и трагических событий мировых войн философия экзистенциализма получила развитие в трудах Э. Гуссерля, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, А. Камю, Г. Марселя, Н. Бердяева, Л. Шестова.
Многие исследователи считают, что экзистенциальная философия родилась как отражение социального и духовного кризиса цивилизации. Вместе с тем, она вобрала в себя черты воззрений Ф. Ницше,
Ключевые понятия
С. Кьеркегор ввел одно из главных понятий экзистенциализма — «экзистенция», под которым понимается неповторимое бытие человека, устремленное к «ничто» и сознающее свою «конечность». Вообще экзистенциальные философы считали социальный мир «неподлинным», «враждебным». Об истинном существовании можно говорить только когда человек остается в одиночестве, наедине с собой, своими мыслями о неотвратимости смерти и абсурдности существования. Нередко именно в такие «пограничные», то есть необычные, трудные ситуации, когда человек переживает глубокое потрясение, на первый план вместо повседневных забот выходит сама жизнь.
В экзистенциальной психологии самое главное — мысль об уникальности каждой человеческой жизни. «Мы незаменимы, мы неповторимы», — рассуждал мыслитель Х. Ортега-и-Гассет. Иными словами, эта психология сконцентрирована не на исследовании отдельных проявлений психики, а на конкретной жизни в ее взаимосвязи с окружающим миром в целом.
Итак, в экзистенциальной психологии рассматриваются проблемы жизни и смерти, свободы и ответственности, любви и отчуждения, смысла и бессмысленности, человека и общества.
Конечно же, нельзя не сказать о свободе, воспринимаемой экзистенциалистами как особая «участь» человека. Личность человека определяется тем, как она сама выстраивает собственное существование. Делая выбор и принимая за него ответственность, человек становится личностью, обретает собственную сущность. Как считал Жан-Поль Сартр, человек свободен от окружающего пассивного мира до тех пор, пока он самосовершенствуется.
Далее нужно отметить еще одну важную составляющую экзистенциальной психологии — работу с чувством тревоги. Беспокойство при принятии решений, тревога за собственное существование — неотъемлемый атрибут полноценного бытия. Именно тревога приводит к пересмотру жизненных ориентаций и осмыслению существования. Кроме тревоги, особую роль в жизни человека может играть скука. «Все начинается с окрашенной недоумением скуки, — писал А. Камю, — скука является результатом машинальной жизни, но она же приводит в движение сознание. Скука пробуждает его и провоцирует дальнейшее: либо бессознательное возвращение в привычную колею, либо окончательное пробуждение. А за пробуждением рано или поздно идут следствия: либо самоубийство, либо восстановление хода жизни».
На пути к смыслу
Получается, что тревога и скука заставляют искать смысл жизни. По мнению Виктора Франкла, «сомнения в смысле жизни являются признаком самого человеческого в человеке». Человек нуждается в смысле. Из-за его отсутствия нередко развиваются психические нарушения, неврозы, разного рода зависимости. В. Франкл разработал учение о смысле жизни — логотерапию. Основой мировосприятия человека, говорил он, должна быть философия человеческой ответственности, или «трагический оптимизм». Утрата смысла приводит человека в «экзистенциальный вакуум», состояние, когда равнодушие и уныние доводят до грани самоубийства.
Смысл жизни для каждого уникален, о нем можно долго и бесцельно спорить. Но тот факт, что обретение смысла происходит чаще всего через творчество (самореализацию, созерцание произведений искусства), эмоциональные переживания (чувства любви, заботы, дружбы), вряд ли может вызывать сомнения.
Наверное, это же имел в виду А. Камю: «Я знаю, что есть в мире нечто, имеющее смысл, и это человек, ибо человек — единственное существо, претендующее на постижение смысла жизни». Важно отметить, что идеологи экзистенциализма, Сартр и Камю, даже признавая полную абсурдность бытия, никогда не говорили о самоубийстве как способе освободиться от бренного существования.
Новаторство Ирвина Ялома
Свое слово в экзистенциальной психологии сказал американский психотерапевт, доктор медицинских наук Ирвин Ялом. Среди его работ — книга «Экзистенциальная психотерапия» — результат внимательных наблюдений и новых подходов в работе психолога. Исходя из самоценности личного конкретного опыта, И. Ялом убежден в необходимости разрабатывать отдельную терапию для каждого человека. Как он говорит, «экзистенциальные терапевты всегда настаивали на том, чтобы терапевт стремился понять личный мир пациента, вместо того, чтобы установить, как именно последний уклоняется от „норм“». Возможно, поэтому экзистенциальная психотерапия помогает справиться с такими безнадежными ситуациями, как депрессия вследствие пережитых критических ситуаций, внутренняя опустошенность, страхи, отсутствие смысла жизни. Особенную помощь она способна оказать при переживании посттравматического синдрома, тяжелых смертельных заболеваниях, потере близких.
Кроме этого, экзистенциальный терапевт заботится, чтобы его пациент был открыт возникающим в его жизни возможностям, которые могут быть шансом реализовать свои таланты. Экзистенциальная психология способна помочь преодолению диссонанса человека с окружающим миром. Не зря Д. Бюдженталь назвал ее «жизнеизменяющей терапией».
Ялом развивает и экзистенциальную тему смерти. Когда человек понимает конечность своего существования, его мировосприятие сильно меняется: «Мы вдохновлены перестроить наши приоритеты, общаться более глубоко с теми, кого мы любим, ценим более остро красоту жизни и увеличиваем свою готовность взять на себя риски, необходимые для личного выполнения», — говорит он.
Размышления на вечные темы ведут к духовному прозрению, освобождая от гнета материальных условностей. За пеленой ненужных сует и ложных ценностей перед нами открывается истинный мир. Мир, в котором главными становятся человеческие отношения. Мир, в котором мы ощущаем себя реально живущими, где главной ценностью становится сама Жизнь.
Екатерина Елизарова,
Что примечательно, сколько уже люди насочиняли всяких наук и методов убеждения и успокоения себя, а вопрос то -- в чем же смысл? возникать продолжает и постоянно. Не могут ваши сказочки заменить настоящий смысл жизни людям. НЕ МОГУТ И НИКОГДА НЕ СМОГУТ.
0 Ответить
Хорошо, конечно, тема интересная и нужная. Только почему постоянно смешивается философский уровень (говорится экзистенциальная философия) и собственно психологический? Психология сама по себе такие темы вряд ли решит, она (лишь) способна поставить вопрос в соответствии с текущим состоянием, и как-то отработать его. Кьеркегор же не психолог. А до него ту же тему поднимал Б. Паскаль. А до него - Августин. А до него - но без нервической трагичности - Сократ. А до него Гераклит... А до Гераклита - тот первый неадерталец/кроманьонец, который поднял глаза к небу и ощутил себя песчинкой в Космосе, причем, песчинкой затерянной, поскольку и наименования для себя у него не было. Так что это старые мотивы - сколько человек существует, столько они и, так сказать, бытийствуют. А вот скука - это порождение именно нашего этапа цивилизации, примерно с середины 19 века. До этого скучать не приходилось.
0 Ответить
andry andry, спасибо за дополнение. На мой взгляд, экзистенциальная психология все-таки берет свои начала из философии. Так, основы экзистенциального психоанализа заложил писатель, философ Сартр. Без представлений об экзистенциальной философии сложно понять и экзистенциальную психологию. Конечно, на подобные темы человек задумывался уже очень-очень давно. Для каждого эти вопросы индивидуальны. Я и сегодня знаю немало людей, которые о смысле своей жизни не задумываются вовсе, они предпочитают удовлетворение достижением конкретных материальных благ, вся их жизнь рассчитана по плану. И скука, на мой взгляд, вполне могла быть и раньше. Именно в смысле: скука без причины, а не скука от неинтересного занятия. Здесь такие вопросы, что установить какие-то точные рамки невозможно. Каждый из нас чувствует мир по-своему.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Екатерина Елизарова, по поводу скуки. Интересный вопрос. Помню с детства картину какого-то итальянского художника, называется что-то вроде "Полдень". А может и нет. Сидит молодой человек у патефона, подпер голову рукой, слушает, а на лице написана бесконечная скука.
Я думаю, что скука раньше могла вполне быть именно случайно, так сказать, локально. А вот экзистенциальная скука - это порождение этапа выросшего до каких-то новых масштабов нашего отчуждения. Когда религия, фактически, исчезла, а новые способы ответов на бесконечные вопросы не удовлетворительны. Действительно, творчество для избранных, философия - тоже, а они прекрасно заполняют внутренний вакуум. Что остается другим? Текущая повседневная жизнь с каждодневными заботами и опасениями, в которой трудно найти некий высший смысл, окрылящий человека. Хотя и он есть. Впрочем, ладно. Хорошая, толковая и своевременная статья, пять баллов.
0 Ответить
Да, andry andry, наверное, Вы все-таки правы. Экзистенциальная скука действительно появилась сравнительно недавно, когда религия не смогла дать удовлетворяющий ответ, а отчуждение стало своеобразной реакцией на технологическое развитие. Спасибо Вам большое за дополнение
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Екатерина Елизарова, кстати! Поднапрягся и вспомнил художника - Р. Гуттузо! "Рокко с патефоном"!
0 Ответить
andry andry, Вы правы, на лице молодого человека изображена бесконечная скука. Было очень интересно посмотреть и узнать об этой картине. Жаль, что я не знала о ней раньше, она могла бы стать иллюстрацией для статьи. Так что благодарю Вас, за то что просветили!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Екатерина Елизарова, не за что. Да я и не просвещаю ни в коей мере, а только вспомнил свои впечатления, которым не один десяток лет. Интересно было наблюдаеть за своими попытками вспомнить - начал с того, что визуализировал картину поотчетливее, вспомнил первыю букву, а также два "т" в фамилии, а потом пошло легче.
0 Ответить
Очень интересно!
Лично мне по душе - прозреть в глубокой старости, минут за двадцать до смерти... чтобы поставить новую творческую задачу для иного мира.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав, спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Но как же мне худо было от романа экзистенционалиста Альбера Камю "Посторонний". Хуже - только от "Ста лет одиночества" Маркеса...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валентина Пономарева, "Сто лет одиночества" - мое самое любимое произведение! Перечитываю и не надоедает.
0 Ответить
Валентина, спасибо за оценку! А мне наоброт, показалось, что после прочтения "Постороннего" Камю, "Ста лет одиночества" Маркеса и "Тошноты" Сартра мои мысли как-то упорядочились... В подобных произведениях как будто отражаются собственные переживания.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оценка статьи: 5
0 Ответить