Нет, наверное, ни одного психически нормального человека — взрослого или маленького, — который бы никогда в жизни не испытывал страха. Это такая же естественная психическая реакция, как и удивление, гнев или грусть. Страх базируется на инстинкте самосохранения, и задачи его — предупреждение об опасности и защита (он удерживает от безрассудных и импульсивных действий).
Страх возникает в ответ на что-либо угрожающее. Можно выделить две наиболее значимые угрозы: смерть и крах жизненных ценностей (к ним относятся здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие). Однако, помимо двух этих наиболее важных причин, страх всегда бывает вызван, с одной стороны, наличием опасности — настоящей или выдуманной, с другой — нарушением чувства безопасности («от этого никто меня не защитит!»).
Практически все детские страхи преходящи и обусловлены возрастными особенностями психики ребенка. В норме все страхи длятся недолго, проходят практически бесследно, не влияют кардинальным образом на поведение ребенка и на его взаимоотношения с окружающим миром. Проблемы начинаются тогда, когда маленький человечек испытывает чрезмерно интенсивные, длительные или частые страхи, попадает в зависимость от них, когда нарушается нормальная социальная адаптация и искажается характер ребенка.
Возраст малыша играет большую роль, существует даже своеобразная возрастная классификация наиболее типичных детских страхов. Однако запомним главное: наибольшее количество страхов отмечается у детей 3−5 лет, а наибольшая интенсивность страхов приходится на возраст 6−8 лет.
Важна и социальная ситуация, в которой воспитывается ребенок. Наиболее подвержены страхам:
- дети из психологически неблагополучных семей, где постоянно происходят конфликты;
- дети чрезмерно строгих, бескомпромиссных и требовательных родителей;
- единственные дети в гиперопекающих семьях;
- дети мам, слишком рано вышедших на работу;
- дети родителей, которые развелись в так называемой эдипальной фазе,
т. е. возрасте 5−7 лет, кода должна была произойти идентификация ребенка с родителем своего пола; - «поздние» дети, родившиеся у родителей после 35−40 лет;
- дети тревожных родителей, которые и сами страдают от каких-либо страхов (так называемые «семейные», наследственные страхи — результат, с одной стороны, эмоционального «заражения» малышей от родителей, с другой — близкого типа реагирования и восприятия).
Причины возникновения и закрепления детских страхов можно условно разделить на две большие группы:
- Психическое неблагополучие самого ребенка (нездоровье психики как крайний случай мы рассматривать не будем — однако «ослабленность» нервной системы ребенка нередко выказывает себя именно в виде избыточных или многочисленных страхов).
- Проблемы, связанные с неправильным поведением родителей (неадекватная реакция родителей на страхи, наличие страхов у них самих, неблагополучные отношения в семье, излишняя строгость, эмоциональная холодность, жестокость по отношению к ребенку).
Чего же боятся наши дети? В большинстве своем, того же, чего боялись и мы сами в их возрасте, и многие поколения малышей задолго до нас: одиночества, чужих людей, врачей, крови, фантастических существ (вроде Бабы Яги, Серого Волка или злобной Буки)…
Кроме того, во все времена, у всех народов отмечались очень характерные страхи, обусловленные общими закономерностями развития психики: в раннем возрасте это страх потери матери, боязнь темноты, страх перед животными, лет в 6−8 лет появляется страх смерти.
Однако только от особенностей ребенка и условий его развития зависит, насколько интенсивное проявление получит тот или иной страх и получит ли вообще.
Впрочем, специфика современности добавляет детям поводов для переживаний: в последние годы мне все чаще попадаются дети, которые всерьез боятся апокалипсиса (причем большинство из них отнюдь не из религиозных семей — видимо, это влияние фильмов о глобальных катастрофах типа «Послезавтра» и «2012»), маньяков (спасибо смакующим подробности СМИ) и даже экономического кризиса (пугает их в основном то, что родители не могут найти работу, нет денег, все злятся и семья бедствует).
Приметы времени можно обозначить также и как чрезмерное обособление наших детей, недостаток их общения как со сверстниками, так и со взрослыми, в результате чего у городских детишек (особенно единственных), живущих под неусыпным контролем родителей в отдельных квартирах, формируются слишком интенсивные страхи одиночества, темноты и сказочных чудовищ.
Этому же способствует и слишком ранняя интеллектуализация современных малышей, если она достигается в ущерб нормальным для дошкольного возраста коллективным подвижным играм, развивающим эмоциональную сферу. А чаще всего это так и бывает: у ребенка куча «студий-развивалок», а банально побегать во дворе с друзьями — некогда, да и родителями не приветствуется; более того, родители такой активности даже боятся: «Еще сломает себе что-нибудь».
Итак, каковы же они — детские страхи — в деталях? Подробности читайте в следующих материалах.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...