Темнота
Матчасть
Страх темноты универсален — он может появиться в 2 года и продолжаться чуть ли не до подросткового возраста. Этот страх — отражение и продолжение страха смерти, страха перед небытием (ведь в темноте можно исчезнуть, раствориться, пропасть). Это — страх перед чем-то неподконтрольным, неосознаваемым и потенциально опасным.
Очень часто страх темноты тесно связан со страхом перед сказочными персонажами — ребенку кажется, что они живут там и от них невозможно защититься.
Кроме того, темнота — это атрибут ночи, а ночью ребенок наиболее уязвим: силы организма минимальны, и он находится в наиболее «угрожаемом» положении, ведь все вокруг спят и защитить от опасностей не могут… Включается «генетическая память» о ночной темноте как о наиболее опасном времени для поколений наших далеких предков, когда дикие звери чувствовали себя хозяевами ночи, а люди были беспомощны.
Что делать и чего делать не следует?
Ни в коем случае нельзя наказывать малыша, запирая одного в темной комнате, это прямой путь к возникновению неврозов и генерированию новых страхов — боязни замкнутого пространства, к примеру. Даже если проступок ребёнка кажется вам ужасным — выберите более гуманное наказание.
Вечером же, укладывая малыша, постарайтесь сделать так, чтобы отход ко сну был максимально комфортен, чтобы ребенок не был перевозбужден, в комнате горел ночник и засыпание происходило не в одиночку. Почитайте малышу добрую сказку (без чудищ, опасных ситуаций, ссор, угроз
Огонь
Матчасть
Люди до некоторой степени все же являются животными, хотя и сильно «продвинутыми», поэтому страх перед огнем — символом опасности, атрибутом стихийных бедствий и катаклизмов, с которыми не совладать, записан у нас, что называется, «в подкорке». Этот страх — конструктивный, поскольку он предохраняет ребенка от реальной опасности.
Однако если малыш столкнулся с реальной психотравмирующей ситуацией — стал свидетелем пожара или сильно обжегся, возможно закрепление этого страха и «разрастание» сверх всяких разумных пределов, когда дитя вздрагивает всем телом даже при виде зажигалки.
Что делать?
Спокойно и наглядно объяснить, что огонь в умелых руках — это добро и польза. Да, это и вулкан, и пожар — но ведь это одновременно и костёр, у которого так здорово греться или петь песни, и огонь на плите, на котором можно приготовить вкусный ужин, и маяк, чтобы не заблудиться в темноте и найти дом…
В сложных случаях оптимальным вариантом будет обратиться за помощью к детскому психологу.
Смерть
Матчасть
Страх смерти — главный страх детей старшего дошкольного возраста. Он появляется в возрасте 5−7 лет и чаще всего приходит во сне. Это — отражение осознания жизненного цикла и неотвратимости предстоящих — пусть и в далеком будущем — перемен: взросления, старения, исчезновения.
Появление этого страха — своеобразный «маркер» того, что ребенок вырос и его чувства и эмоции приобрели некоторую глубину. В этом возрасте дети задают вопросы, как долго они проживут, это период щемяще-трогательных фраз вроде: «Мамочка, ты никогда не умрешь, а когда я вырасту, то изобрету такое лекарство, чтоб мы с тобой жили всегда!»
Ребенок понимает неизбежность течения жизни, но не принимает его, не может смириться с тем, что смертен и он сам, и его родные. Отсюда и появляется собственно страх — как невозможность избежать неизбежного.
Малышам снится, что они умерли, снятся похороны (в особенности, если ребенок видел их наяву), снятся опасные ситуации, связанные со смертью: «Меня съел тигр», «Убили бандиты»
Чуть позже начинают сниться сны, символизирующие осознание своего места в мире и значимости родных: ребенку может присниться, что умер кто-то из родителей (отголосок страха потери матери в первый год жизни), снятся уже умершие родственники. Не всегда эти сны действительно страшные (с умершим дедушкой ребенок может вполне мирно беседовать во сне) — пугает сам факт общения с потусторонним миром.
В связи со страхом смерти появляются также боязнь хулиганов, войны, стихийных бедствий (пожаров, ураганов, наводнений
Что делать?
Разумнее всего переждать этот период, по возможности ограждая от непосильных для детской психики переживаний вроде убийств и насилия на экране, разговоров при ребенке о болезнях и смертях, да и вообще бесед на тему «как страшно жить». Постепенно ребенок примет устройство мира, и страх смерти притупится, уйдя на задний план и потеряв свою остроту.
Спокойно говорите с ребенком о том, что, хотя смерть и случается со всеми людьми, однако будет это еще очень-очень нескоро, и ребенок, и его родные проживут вместе еще множество долгих и счастливых лет. А болезни совсем не означают непременной кончины (приводите ребенку конкретные примеры: «вот дядя Миша болел недавно — но выздоровел и жив-здоров; и твои друзья в садике болели, как и ты — и все прекрасно живут-поживают дальше»).
Ситуация может сильно усложниться, если именно на этот период пришелся факт реальной смерти кого-то из близких или даже любимого домашнего животного. В этом случае вам может понадобиться помощь детского психолога.
Страх «несоответствия»
Матчасть
Это — последний из наиболее значимых детских страхов, и характерен он преимущественно для школьников.
С поступлением в 1 класс для подрастающих ребятишек все более важной становится задача «вписаться» в коллектив сверстников, а также соответствовать требованиям взрослых (родителей и преподавателей), то есть — адекватно освоиться с новой для себя социальной ролью ученика, школьника. А для детей, не посещавших сад, новой будет и роль члена детского коллектива.
Если коротко, то в дошкольном возрасте преобладают страхи, основанные на инстинкте самосохранения, а в школьном — страхи «социальные». Поэтому становится ясно, насколько уязвим «переходный» возраст — 7−8 лет, когда еще есть первая группа страхов и уже есть вторая.
Ребенку теперь хочется уважения, понимания, он стремится получить определенный социальный статус (скажем, быть лидером или хотя бы не стать «лузером» — в зависимости от уровня притязаний). Кроме того, в этом возрасте уже сформирована совесть, и это также может быть дополнительным источником тревог и страхов — опоздать на урок, не выучить и получить двойку, «подвести» в чём-то класс
Что делать и чего делать не следует?
Как поступать со страхами, характерными для дошкольного периода, мы уже подробно разобрались.
Что же касается «социальных» страхов младших школьников, то здесь важно соблюсти баланс и не «перегрузить» ребенка моральной ответственностью, не «придавить» его виной в случае неудач — но и не способствовать формированию безответственного характера: в попытке «не пережать» родители иногда получают чадо, начисто лишенное совести, живущее под девизом «нет проблем».
Перед поступлением в школу не стоит нагнетать обстановку и рассказывать ребенку об обилии его будущих обязанностей, о том, насколько они важны, и не живописать, что с ним будет, если он не справится. Не надо обсуждать с ним и при нем недостатки преподавателей и администрации, не стоит делиться с ним «жуткими» историями из собственного детства. Словом, ваша задача — не сформировать у маленького ученика представление о школе как о неотвратимом кошмаре, от которого никуда не деться в ближайшие 11 лет.
Не нацеливайте ребенка непременно на одни пятерки, не требуйте от него «звезд с неба». Завышенные притязания родителей ведут к тому, что ребенок испытывает дополнительный страх — им не соответствовать, а если эти завышенные притязания впитал уже и сам ребенок — это ведет к дезадаптации в школьном коллективе: задавак с претензиями не любит никто.
В случае неудач — не ругайте сына или дочку, не запугивайте двойками. Лучше разберите ситуацию, по возможности помогите, расскажите о том, что и у вас бывало не все гладко, и обязательно — как вы сумели все же справиться. Ребенок должен понимать, что вы — его надежный тыл, что всегда его поддержите и поймете, что не он один имеет подобные проблемы.
И главное, что выход всегда есть.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...