Все мы, исходя из своих, полученных при воспитании установок и образовавшихся под влиянием обстоятельств стереотипов, имеем собственное представление о том, что такое счастье. Для одних это материальная обеспеченность. Для других безграничная власть. Для третьих чувственная любовь. Кто-то уходит с головой в веру. Кто-то посвящает себя детям. Кто-то любимому делу. И почти все, невзирая на то, что они выбрали — деньги, власть и любовь или самоотречение ради кого-то или чего-то, в конце своего жизненного пути, почти всегда, из зачарованных странников превращаются в разочарованных бродяг у последнего приюта. И всем им только и остается, что убеждать себя и других в правильности выбранного пути, становясь трусами в такие минуты раздумий.
А что нам говорят великие умы прошлого, философы и мудрецы, в не меньшей степени дотошные охотники за этой самой синей птицей счастья? Как они определяли эту эфемерную кондицию земного блаженства и какие пути, неизбежно ведущие к нему, видели и советовали своим потомкам? Чему нам можно, и стоит ли, поучиться у тех, кого Создатель при рождении поцеловал в лоб, но кто, так же, как и мы с вами, вынужден был ютиться в этой земной юдоли, перенося не меньшие скорби и невзгоды?
Если мы обратим свой ищущий истину взор к Аристотелю, Сократу или Платону, то у всех троих повстречаем одну и ту же повторяющуюся сентенцию человеческого рая на земле, в различных интерпретациях, чей смысл сводится к следующему: omilia niea mecuin porto (все свое я ношу с собой). Эти слова часто приписываются отшельнику Диогену, но и эта его премудрость еще раньше, как и позже, широко эксплуатировалась многими, как стоиками, так и киниками. Или у того же Аристотеля: «Счастье — это довольство собою». То есть, во-первых, ищите счастья в простоте существования. Во-вторых, ищите его не вовне, а внутри.
Красноречивый Цицерон говорил: «Счастливее всех тот, кто зависит только от себя и в себе одном видит всех (Paradox II)». А пессимистичный, но не менее мудрый Шопенгауэр наставляет: «Нет более ошибочного пути к счастью, как жизнь в большом свете» — читайте «в большом городе», — «с ее блеском и high life; стремясь превратить наше жалкое существование в сплошной ряд радостей, наслаждений и удовольствий, мы не избежим разочарования, особенно, если учесть необходимо сопутствующее такой жизни взаимное лганье».
У Конфуция о счастье и путях к нему мы читаем: «Умный желания свои преуменьшает. А счастлив будет тот, кто сведет их к минимуму».
То же, сквозь века и эпохи, речитативом повторяется у индусов, иудеев, философов времен Ренессанса. Простота жизни, отказ от удовольствий и уединение — вот три пути, согласно Древним и Премудрым, ведущие прямиком к Храму Земного Счастья.
Простота — как Путь Первый. Почему простота жизни должна сделать нас счастливее? Как может отказ от привычного комфорта, многочисленных удовольствий и мелких потребительских радостей сделать нас счастливее? Почему все же простота, а не всепроникающая сложность привычек, процессов жизни? Во-первых, любой жизненный комфорт неизбежно расхолаживает тело и привносит скуку в душу, которая привыкла к комфорту как чему-то уже обычному и каждодневному, не позволяя нам радоваться тому, чему мы радовались доселе. Во-вторых, средства обеспечения комфорта требуют постоянных временных и финансовых затрат, зачастую превращая господина в раба. В-третьих, преуменьшая свои привычки и желания, человек преуменьшает и те неизбежные проблемы и беды, которые первые постоянно порождают.
Простота в питании ведет к сохранению доброго здравия. Излишества же, вытекающие из привычки комфортного питания, наоборот, наделяют нас недугами, которые отягощают не только наше тело, но и наше сердце. Простота в одежде ведет к тому, что у ее последователя происходит экономия средств и времени на содержание целого гардероба новомодных платьев, присутствует ощущение физического комфорта, да к тому же он будет избавлен от такого душевного недуга, как гордость или прелесть. Наконец, простота ведет к тому, что у человека упрощается, уравновешивается его мировоззрение, взгляд на вещи и себя. Он видит то, что есть, а не то, что может быть.
Отказ или преуменьшение удовольствий — как Путь Второй. Преуменьшение удовольствий — почти то же, что и простота. Чем проще наши удовольствия, тем проще их удовлетворить. Чем они сложнее и дороже, тем труднее и дороже их удовлетворить. И тем радостнее будет всякая новая радость, и тем труднее достичь каких то новых радостей.
Уединение, как Путь Третий, — пожалуй, самое большое, что вызывает неприятие в душе обычного человека, путающего его, уединение, с одиночеством. И если первые два пути понятны и вряд ли вызовут большие разногласия, то путь третий оказывается самым сложным для большинства из нас.
Почему общество, говоря детским языком, это плохо, а уединение — путь к счастью?
Прежде всего, любое общество неизбежно требует взаимного приспособления, уравнивания, и чем больше общество, тем оно пошлее. Человек может быть всецело самим собой, когда он один. Кто не любит уединения — тот не любит свободы, ибо лишь в уединении можно быть свободным. Принуждение, неизбежный спутник любого общества, — верный путь к несчастливости каждого мыслящего индивида.
В уединении ничтожный человек чувствует свою ничтожность, великий ум — свое величие. Словом, в уединении каждый видит себя таковым, каков он есть.
Общество заставляет людей незаурядных уродовать себя. А настоящие — незаурядны мы все.
Вообще, любой человек может находиться в гармонии только с самим собой. Гармония, спокойствие духа — то, что древние китайцы и называли верным путем к счастью. Истинный, глубокий мир и полное спокойствие духа — эти, наряду со здоровьем, наивысшие земные блага, приобретаются в уединении. Если при этом собственное «я» человека богато и высоко, то оно будет наслаждаться высшим счастьем, какое можно найти на этом бедном свете.
Истинный мир и полное спокойствие духа приобретаются в уединении - может быть и так,
но главное Мастерство - уметь их сохранять не в одиночестве в пещере высоко в горах,
а когда ты живешь обычной жизнью - соседи, транспорт, работа...
0 Ответить
Игорь Ткачев, согласен с Еленой Романовой!
Если хочешь - будь!
0 Ответить
а по-моему все просто: хочешь быть счастливым - будь им! прямо здесь и сейчас, не смотря ни на что, потому что ты есть и потому что у тебя есть право быть счастливым. это кстати право, а не обязанность, мне иногда кажется, что есть люди, которые не хотят быть счастливыми, а общество не унимается: позитивь, улыбайся!!!
0 Ответить
"Счастье - это когда тебя понимают, большое счастье - это когда тебя любят, настоящее счастье - это когда любишь ты." (Конфуций)
0 Ответить
Ася Новикова, это истина, простите, для девочек. Красиво - но можно поспорить и с Конфуцием.
Сколько на свете людей, которых любят? Любят родители, например. И ни шиша они - мы не ценят. То есть - ошибся Конфуций с большим счастьем.
Понимают? Согласен, важно. Даже очень. Но истина отдает стадностью, желанием понравиться, чтобы тебя поняли. Как здесь часто пишут натуры неуверенные: "Я вот согласна,с Машей (Дашей, Фросей)" - и так приятно от этого единения и Маше (Даше, Фросе), и автору, даже если соглашаются с к-н глупостью..
Любишь ты? О, от этого, по-моему, больше несчастья, нежели счастья. Влюбленные девочки и мальчики, наверное, от переполняющего их счастья бросаются в суицид.
Вобщем, на каждого мудреца довольно простоты-)
ПС Не клеится полемика. Все сонно согласные-(
0 Ответить
Игорь Ткачев, и ни фига не все, и не сонно, и не согласные. Опять Вы хотите полемики: "равняйсь на трибуну! в президиуме -Конфуций,Сократ,Шопенгауэр и иже с ними (Вы бы еще тов.Ленина присоседили)" - и - "вставай, цитатами клейменый...".Если бы можно было найти один рецепт,да что рецепт - ПОНЯТИЕ счастья!- мы бы все стадно были им стреножены и огульно одинаково благостны. Я, именно Я, хочу,в первую очередь, счастья СЕБЕ такого,как Я его понимаю. И мне только во вторую очередь приятно, как понимают свое счастье и принимают его люди из моего социума.
Все великие, цитатами коих забиты воспитательно-душеспасительные беседы и рассуждения (великие этим зарабатывали! свою славу и деньги) не идут ни в какое сравнение со стремлениями единиц, составляющих в сумме,как известно, бОльшую часть человечества при исключении мыслителей и юродивых.
А на каждую цитату великого,да и наших современников (позвольте и Вас включить в их число без лукавства) есть ответ из нашего времени, из той же литературы - чаще всего не услышанная читателями-зрителями лучшая и главная мысль произведения:
"Великий человек - тот, кто делает великие дела.Но тот маленький человек, который трудится весело и на радость людям - тоже великий человек" А.Бруштейн, "Дорога уходит вдаль"(возможно, не совсем в тему, но на Ваше:" Если при этом собственное «я» человека богато и высоко, то оно будет наслаждаться высшим счастьем, какое можно найти на этом бедном свете."),
- заключительная строка повести Г.Щербаковой-(фильма) "Вам и не снилось" -"...со всех сторон к ним бежали люди.Как близко они, оказывается, были..." (это и Шопенгауэру и Вам),
- "Времена всегда одинаковые, люди - разные" (героиня Е.Ханаевой, сценарий В.Черных "Москва слезам не верит") - это Вам по поводу отсутствия полемики, а также Павлу Островскому на его "...поможет в выборе пути и т.д."(не помогут великомыслящие - - я сама в себе мир,как и каждый из нас, а миром правят счастливые, и потому - см.выделенное Васей Пупкиным).
Игорь Ткачев,
"Ум несомненно - первое условие ПРОТИВ счастья".
Счастье - в неведении." - чудненько! "Горе от ума" - не горюйте!
" В уединении ничтожный человек чувствует свою ничтожность, великий ум – свое величие" - любите себя,радуйтесь себе, будьте счастливы!
0 Ответить
Что, и никто не поспорит, что одиночество - "это такая липкая гадость, от которой сходят с ума"?
И даже с пессимистом Шопенгауэром все согласны? Да, скушшшно...
0 Ответить
Игорь, про одиночество буквально на днях была статья, видимо, там все выдохлись
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Ткачев, я бы поспорил, но я у модераторов на крючке.
Стоит начать вести оживленную дискуссию, как начинают сыпаться упреки.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Павел Островский, Вам ничего не будет, если автор беседует с Вами по теме статьи.
0 Ответить
Павел Островский, я уверен, Вам ничего не будет, если не будете переходить на личности многоуважаемых нас и материться как сапожник с грузчиком-)
Поэтому - спорьте.
0 Ответить
На счет свободы в уединении согласен.. мне нравиться часто побыть с самим собой..
Оценка статьи: 5
0 Ответить
счастливых людей объединяет несколько общих черт (мое ИМХО):
- они не жадные (не путать с расточительностью, щедростью), т.е довольствуются тем минимумом, который удовлетворяет нормальное существование и функционирование организма (еда, жилье, одежда, способ передвижения), руководствуются в своих приобретениях (и не только материальных) обоснованной необходимостью;
- позитивно мыслят (не путать с оптимистами);
- верят в себя и не боятся доверять другим;
- уважают окружающих (это распространяется даже на животных);
- имеют любимое дело, которое позволяет им раскрыться и реализоваться;
- возможны дополнения...
что касается "тропок хоженых", то в Библии по этому поводу сказано: "тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь... широки врата и пространен путь, ведущие в погибель"... путь к ВАШЕМУ счастью - это только ВАШ путь и о попутчиках речь не идет... заметьте - путь, не тропинка - до вас здесь никто не ходил...
0 Ответить
вася пупкин, хорошо сказано! Особенно последняя фраза.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
вася пупкин, cлгласен.
Отсюда, и среди людей замечательных, довольно много своих рецептов счастья: для одних - это дарить себя людям, для других - счастье - в себе. Для одних ум и просвещение, для других - однозначно неведение.
Все мы разные.
0 Ответить
Если не против, я добавлю еще несколько изречений о счастье. Может это поможет людям при выборе пути... и в самом пути.
"Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья..." (А.П.Чехов)
"Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих." (Пифагор)
"Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное." (Платон)
"Счастье можно найти лишь на проторенных дорогах." (А.С.Пушкин)
"Ум, несомненно, первое условие для счастья." (Софокл)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Павел Островский, все изречения, также, как и приведенные мной, лишь отражение заблуждений их носителя, на том или ином этапе жизни.
Для одних счастье в проторении новых дорог, для других шагание по уже проторенным.
Для одних счастье возможно только вдвоем. Для других он сам - целый мир.
Тот же Пушкин, после того, как изрек "счастье - шагание по проторенным дорожкам", написал "На свете счастья нет".
В общем, спорить не о чем.
Пасип.
0 Ответить
Павел Островский, "Ум, несомненно, первое условие для счастья." (Софокл) В противовес Софоклу Грибоедов сказал, что от ума только горе.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Каролина Динкелакер, при всем уважении к Софоклу (всего-то и был древнегреческий драматург), я бы его переиначил: "Ум несомненно - первое условие ПРОТИВ счастья".
Счастье - в неведении.
0 Ответить
Игорь Ткачев, так и я о том же. Не зря же замечено, что самые счастливые - это, мягко говоря, убогие.
Оценка статьи: 5
0 Ответить