И первый их совет звучит так — «Никогда не упускайте шанс промолчать». Вы, наверное, уже обратили внимание на то, что человеку даны два уха и всего лишь один язык. Сделано это ни для чего иного, как для того, чтобы больше слушать и меньше говорить. А потому основной навык грамотного общения заключен в умении молчать и слушать. Об умении молчать мы и поговорим более подробно.
Дело в том, что молчать можно по-разному. Можно при этом глупо пялиться на тополь, произрастающий за окном, почесываться и ерзать на стуле, а можно, не сказав не слова, так расположить к себе собеседника, что он будет готов сделать для вас что угодно.
Для начала необходимо поддерживать визуальный контакт. Если собираетесь говорить с кем-то, то смотрите на него, а не «искоса, низко что-то там наклоня» (цитата неточная). Глаза — не только зеркало души, но и предмет, дающий ясные представления о том, как вы воспринимаете другого человека. Все психологи, от «попсового» Дейла Карнеги до «замороченного» Эрика Берна твердят в один голос: «Умение слушать собеседника — основа конструктивного общения!» (кстати, «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры» — строки, принадлежащие вышеупомянутому Эрику Берну, а не группе «Гости из будущего»). С глазами, вроде, все понятно.
Существует еще один очень эффективный прием «конструктивного молчания», называемый «присоединение» или «зеркалирование». Заключается он в умении зеркально отражать поведение партнера, когда вы сознательно перенимаете основные положения тела, рук, жесты собеседника, и используете его важные ключевые слова. Главное, научиться делать это ненавязчиво и тонко, чтобы не возникло впечатление, что вы обезьянничаете и дразнитесь.
Другой, менее опасной формой этого приема, является копирование скорости и ритма речи оппонента. Присоединение с помощью голоса — не так заметно, как зеркальное отражение поведения, но очень эффективно для налаживания взаимопонимания.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...