Ведь научились же мы сложнейшие вычисления производить, а тут — ни в какую. Получая комплименты в одном месте, в другом за то же самое получаешь по шее. И сколько не анализируй, все равно ошибаешься и ошибаешься.
А дело тут, мне кажется, в том, что анализ наш в отношении поведения основывается на неправильных вводных данных. Ведь, как известно, все познается в сравнении. То есть существует нечто и, в идеале, его противоположность. Сравнение этих противоположностей дает возможность на основании статистики вывести некие закономерности в отношении свойств и поведения исходников.
И сегодня по тому, что нам известно о различных уровнях природы, мы уже выявили то, что позволяет нам, ну, будем говорить, сносно с этими уровнями взаимодействовать. Только на уровне человеческих отношений никак не можем прийти к желательному балансу и — травим, мучаем, унижаем, опасаясь, что в противном случае сами окажемся жертвами.
Вот и анекдот вспомнился. Сидит мужик на ступеньках в подъезде, нервно курит и бормочет: «Не-е, все правильно. Правильно! А может и неправильно… Да не, не может быть — правильно!» Заходит в подъезд сосед, слышит это бормотание и спрашивает: «Семеныч, ты че это гадаешь: правильно — неправильно…» А тот отвечает: «Да, понимаешь, был я сегодня у любовницы и неожиданно муж нагрянул. Любовница моя — баба умная, на шею мужу кинулась с поцелуями и говорит: „Хорошо, что ты пришел, вынеси мусор, пока не разделся“. Мужик, конечно ведро взял, а пока ходил, я из квартиры и улизнул. Прихожу домой, а жена на шею бросается, целует и говорит: „Как я рада тебя видеть, милый! Вынеси мусор, пока не разделся“. Ну, я, конечно, и пошел, а по дороге вдруг осенило — да это ж точь-в-точь как у меня только что было! Вернулся домой и как ей вломил! А теперь вот сижу и думаю: правильно я поступил или неправильно?!»
Анекдот анекдотом, но все же не получается у нас поступать всегда так, чтобы потом не сожалеть, что можно было и как-то лучше поступить, а не получилось. Почему? Потому что при выборе поведения с себе подобными мы сравниваем, при всей нашей внешней непохожести, абсолютно одинаковые величины — желания получить побольше удовольствия при минимальных затратах, являющиеся практически нашей сутью.
А это все равно что сравнивать черное с черным — не имея белого, мы даже не можем сказать, что оно черное. Неудивительно, что все придуманные нами закономерности поведения на практике если и работают, то в очень ограниченных диапазонах.
Чтобы понять, как нам себя друг с другом вести, другими словами, как наше желание работает, и что нам с ним делать, нужно иметь его, этого желания, противоположность, а с этим проблема. (Настоящие альтруисты не в счет, поскольку из-за своей малочисленности являются лишь исключением, подтверждающим правило). Потому и живем мы в эгоизме кромешном, таковым его при этом даже не считая.
А эгоизм, кроме примитивного расчета, выгоды, другой формулы поведения не знает, и она иной, чем «ты — мне, я — тебе», быть не может, хотя и это работает только до тех пор, пока «ты — мне» превышает «я — тебе». А как тут, не ошибившись, вычислить, сколько дать, а сколько получить? Никак. Ведь эгоизм этот наш неблагодарен до крайности: получил сто, хочет двести, а, получив двести, всегда хочет четыреста.
Вот и терзаемся, ночами не спим — вдруг недополучили чего, или, еще того хуже, потеряли? Жизнь отравляем и себе, и близким, которые по той же самой причине делают абсолютно то же самое в отношении нас. Что это нам дает? Ничего.
Пока мы не увидим, на собственной шкуре и всеми фибрами души не прочувствуем, что во всех наших бедах жизненных только эгоизм виноват, ничего с ним поделать нельзя.
Только когда доведет он нас до крайности, сообща начнем мы ему альтернативу искать. И тогда научимся с этим эго нашим управляться — удовольствие получать не от подавления и унижения других, а от искренней заинтересованности в их благополучии.
Пока же можно лишь надеяться, что произойдет это с нами уже в ближайшем нашем будущем.
Дополнение к анекдоту.
Уходит отлюбовницы она просит заточить ножи. Заточил. Домой приходит, а ножи острые, а к ним неприкасался.
0 Ответить
Игорь Дион, спасибо, полезно напоминать об этом.
Сейчас, перед Новым Годом, люди напряжённые и уставшие.
Желаю всем, чтобы подготовка к празднику прошла без военных действий!
0 Ответить
Екатерина Биркина, присоединяюсь к пожеланию.
0 Ответить
Эгоизм и альтруизм здесь ни при чем - потому что не даром появились пословицы типа "Благие намерения ведут в ад".
Причем - глупость. Есть такая дурная привычка - не думать. Не пытаться понять, какая реальная ситуация тут есть, какие реальные люди рядом. Люди (особо альтруисты этим грешат) часто исходят из своих представлений о мире, а не из реальных законов мира. А потом - все за головы держатся
Особая сложность в том, что реальные законы мира довольно сложны. И в одну-две простые формулы их не уложишь - нужны сложные вычисления, только тогда ошибок не будет
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Вообще-то, статью я назвал "Научимся не ошибаться или все будет «как всегда»?" В письме, сообщавшем, что статья принята к публикации название уже выглядело как "Справимся с эго или все будет «как всегда»?" На сайте же появился заголовок "Как вы себя ведёте и почему вам не стыдно? От унижения к заинтересованности", с которым я совсем не согласен. Написал об этом редактору, но будет ли толк? Посоветуйте, что в таких случаях делать надо.
0 Ответить
Игорь Дион, в правилах написано, что заголовок может изменить и редактор, и выпускающий редактор. Заголовки подбираются в соответствии с содержанием статьи и тем, какой именно вопрос нужно задать в поисковике, чтобы найти этот текст.
0 Ответить
Марианна Власова, именно потому, что, на мой взгляд, выбранный редактором заголовок не имеет ничего общего с содержанием статьи, я и возражаю.
0 Ответить
Мне кажется, древние мудрецы уже ответили на основной вопрос Вашей статьи : "Не поступай с другими так, как тебе не хотелось бы, чтобы поступили с тобой"...
И ещё : психологически альтруизм - одна из форм эгоизма. Просто т.н. альтруисту психологически комфортнее сделать кому-то добро, чем урвать кусок для себя. Проще говоря, есть люди, которые получают больше удовольствия, делая подарки, чем получая их. Таких людей в обществе и называют альтруистами. Любой матери знакомо такое чувство - отдать последнее ребёнку, отказав при этом себе, и чувствовать себя в результате абсолютно счастливой...
0 Ответить
Анекдот не смешной, потому что в исходном тексте - никого там не осенило. Наоборот, мужик возмущался, что жена целый день дома была, а мусор не вынесла. И иллюстрировал он простую вещь - люди не умеют проводить параллели между чужим и своим поведением.
Другой анекдот на эту тему. Сидит компания гопников. Один говорит: "Скучно... Пошли, пацанам с соседней улицы настучим по башке!" Ему отвечают: "А вдруг они нам?" Он удивляется: "А нам за что?"
0 Ответить
Марианна Власова, об этом я и говорю - исходники разные.
0 Ответить