Ольга Князева Профессионал

Нужен ли детский сад вашему ребенку?

Сегодня часто обсуждается проблемный вопрос о нехватке мест в детском саду.

Нынешний кризис связан в том числе и с тем, что с 1990 года вследствие перепрофилирования и приватизации детских садов в стране число их сократилось почти вдвое — с 88 тысяч до 46 тысяч. И большинство родителей с самого момента рождения ребенка уже озабочены поиском подходящего садика.

Однако стоит задуматься над тем, а нужен ли вообще ребенку детский сад? Именно такая формулировка вопроса, а не безапелляционное утверждение «нам нужен детский сад» приводит к интересным выводам.

Вы никогда не сравнивали детский сад с домом престарелых? Такое же государственное учреждение, квалифицированные работники, сверстники, специальные развивающие занятия…

Согласитесь, что сходства налицо, но желания туда отправиться добровольно явно маловато.

Как же сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя в детском саду брошенным, и чтобы детский сад не превратился в «детский ад»?

Если говорить об истории появления детских садов, самый первый в мире детский сад был открыт в 1837 году немецким педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фрёбелем в городе Бад-Бланкенбурге. По мысли Фребеля, назначение детского сада — не только брать под надзор детей дошкольного возраста, но «упражнять их душу, укреплять тело, развивать чувства и пробуждающийся рассудок, знакомить с природой и людьми». Он указывал на символическое сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода, а воспитательниц называл «садовницами».

Кратко принципы Фребеля звучат так:

1. Для маленького ребенка жизнь — Игра.

В играх подражательных он проявляет свою изумительную способность наблюдать окружающее; в играх фантастических он проявляет не одну только фантазию, но и переживание древнего языческого мировоззрения, старинных обычаев, войн — словом, давно минувшую эпоху первобытного человечества.

Наконец, в играх творческих он обнаруживает вечно созидающий человеческий гений. Подчиняясь этой врожденной потребности создавать, ребенок строит, режет, стругает, рисует, лепит, красит, клеит — словом, видоизменяет попавший ему в руки материал.

2. Детям от рождения свойственно чувство общественности.

Начиная с четырех лет и даже раньше дети стремятся играть вместе. Это врожденное стремление детей хорошо известно родителям и воспитателям. Биология объясняет нам, что человек издревле жил обществом, а не в одиночку, и потому чувство общественности прочно унаследовано потомством.

Поэтому и нужен детский сад — для игры в обществе сверстников. Наказания основатель детских садиков не предусматривал, и, наверное, не догадывался, что потом непослушного ребенка могут затолкать в шкафчик для одежды или посадить детей на горшки, открыв окно настежь…

Таким образом, фребелевский детский сад основан по образцу большой семьи, где дети — братья и сестры, а воспитательница — ласковая, всезнающая, всегда готовая помочь мать.

В России воспитание малолетних долгое время осуществлялось только в частных, в церковно-приходских начальных школах и в отдельных благотворительных заведениях. Прообразом детского сада были дневные детские комнаты при Демидовском доме трудолюбия, открытые 15 мая 1837 А. Н. Демидовым по просьбе матерей-работниц.

Бум детских садов приходится на советский период, это связано прежде всего с освобождением женских рабочих рук с целью повышения производительности труда, но никак не с улучшением положения детей. Стоит заметить, что коллективное формирование психологии и воспитание в духе советской идеологии в детском саду проходило гораздо эффективнее.

Родители даже подумать не могли о том, что детский сад — это не всегда благо для ребенка. О подготовке детей к садику речи не велось, в ясли отдавали очень рано, по принципу «раньше пойдут — быстрее привыкнут», а что бедным детям оставалось?

Сейчас время другое. Мы имеем право выбирать и на основе индивидуальных особенностей ребенка определять полезное и нужное для него конкретно.

Детский сад, по мнению многих родителей, необходим для общения. Но как основной минус родители называют снижение детского иммунитета и рост заболеваний.

Как отмечают психологи, сверстники большинству детей становятся интересны лишь с трех лет, а до этого самым важным является общение с мамой. Маму малышу никакая суперняня (бабушка и т. д.) не заменит.

Конечно, есть жизненные обстоятельства. Как, например, пишет одна мама: «Мне пришлось выйти на работу, когда сыну было 8 месяцев. Так как папы у нас нет, работать приходится мне, сын остается с бабушкой. И каждый раз, когда я приезжаю домой (я работаю в другом городе), сын потихоньку отстраняется от меня, называет мамой бабушку. Сыну сейчас 1 год и 3 недели. Я, конечно, очень переживаю из-за этого, но думаю, что самое главное — чтобы он был здоров, а потом, когда подрастет, все поймет и простит меня за то, что я не была с ним это время. Я очень его люблю и очень сожалею, что не бываю с ним чаще».

При нормальном же материальном обеспечении семьи лишать ребенка мамы непростительно.

Что касается повышения уровня заболеваемости, то большинство болезней, которыми может переболеть ребенок в детском садике, — острые инфекции, чаще всего респираторные. Вероятность заболеть инфекционной болезнью теснейшим образом связана с кругом общения — чем он шире, тем заболеть легче.

Понятно, что «домашний» ребенок меньше общается с посторонними и меньше болеет. Нужно учитывать этот фактор и первое время маме не работать, чтобы иметь возможность спокойно сидеть с заболевшим малышом дома, а также делать необходимые прививки. При этом некоторые врачи считают, что лучше переболеть в детстве, чем потом, — скажем, ветрянкой.

Итак, вне всякого сомнения родительское решение, отдавать ли ребенка в детский сад, во многом определяется их личным опытом.

Тем не менее, в посещении детского сада существуют некие совершенно определенные плюсы и минусы:

1. Общение со сверстниками, другими взрослыми — первые стрессы, конфликты, «борьба за свое место под солнцем»;

2. Развитие иммунитета — частые ОРЗ и другие инфекции.

Это нужно учитывать применительно к вашему ребенку.

Таким образом, в идеале детский сад является дополнением к семейному воспитанию в тех случаях, когда в семье нет других подходящих по возрасту детей, когда мать не имеет достаточно времени или знаний, чтобы руководить занятиями маленьких детей, когда в семье не имеется свободного для игры помещения или когда житейские условия требуют домашней тишины, которая сильно стесняет ребенка.

После нескольких часов пребывания в детском саду ребенок должен остальную часть дня проводить в семье, среди своих любимых домашних игрушек. И большинство психологов советуют готовить малыша к детскому садику с 1,5 лет и отдавать его не раньше, чем в 3 года (девочек), и в 3,5 года (мальчиков), чтобы детский сад не превратился в «детский ад».

Обновлено 10.02.2012
Статья размещена на сайте 24.02.2011

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ольга Князева, как отдавать ребёнка в 3 года или в 3,5, когда на работу НЕОБХОДИМО выходить через ТРИ декретных года?

    Оценка статьи: 3

    • Ольга Князева Ольга Князева Профессионал 21 марта 2011 в 09:54 отредактирован 21 марта 2011 в 09:57

      Игорь Чувашов, Понимаю ваше возмущение. Только статья не о существующем законодательстве, а о нужности в принципе детских садов для ребенка, не его родителей.
      Возраст оптимальный для посещения детского сада ребенком и его комфортного там развития не совпадает с действующим законом. А с утверждением ювенальной юстиции - еще больше будет не совпадать.
      При сложной финансовой ситуации - пособие до полутора лет платят и выходят из отпуска по уходу за ребенком раньше, чем исполнится ребенку три года. С полутора до трех лет на 50 рублей в месяц прожить нельзя. Поэтому если мама сидела дома с ребенком до трех лет, то полгода для нее ничего в финансовом плане не изменится- без 50 рублей прожить можно.
      А если" необходимо в три года выходить из отпуска" вы понимаете в плане сохранения рабочего места- то тут тоже вопрос о приоритетах.
      Обязательной трудовой повинности, к счастью,- в России нет.

  • Я уже в два года своей дочки по стенам лазила и на людей кидалась от нереализованности! Это моя мама с удовольствием сидела с братишкой до семи его лет дома и ещё бы сидела! В садик братик правда ходил с пяти до семи на неполный день. Потом я по дороге со школы забирала его домой.
    А вот когда моей малышке исполнилось 2,5 я таки отдала её в садик и устроилась на неполный рабочий день на работу. Да, полгода я забирала запухшего от рёва ребёнка домой, но я бы с ума сошла сама и была бы моя дочь всё равно несчастной с депрессивной мамашей, если бы я сидела дома с нею до школы.
    Садик мы потом поменяли на другой, с хореографическим уклоном: с тех пор малая с охоткой и без проблем бежала в садик. Интересные занятия, море больших растений в огромных кадках, внимательные воспитатели, красивые росписи по стенам, утренники просто поражали бродвейским размахом -- школа после такого садика кажется тюрягой...

    Оценка статьи: 5

    • Ксения Печий, Я вас очень понимаю. Мама моя - любительница дома посидеть, а мне непросто далось, но понимание важности домашнего воспитания и долгожданность сына - помогли.
      Свою энергичную натуру не переделать- и ищешь варианты совместить свои интересы с интересами ребенка. Поэтому мы с сыном с года ходим на занятия в бассейн, развивающие, игровые упражнения.
      Неполный рабочий день - тоже способ оптимально учесть потребности ребенка и меня.
      А когда- то Ю. Гиппенрейтер сказала, что лучше для ребенка и мамы, чем многодетная семья вряд ли найти. И дети общаются, и мама при деле...
      Но я как- то на такое сама решиться не могу...

  • Все индивидуально, дети разные. Старший пошел в 3 г 5 м. Не рыдал, спокойно ходил, как на работу. Но друзей там практически не имел, даже не всех детей помнил в своей группе по именам. В утренниках участвовал постольку поскольку. Болел редко. В школу пошел в 7 с половиной, воспитательница уговорила, типа "не лишайте ребенка детства". Ничего в его отношении к посещению школы не изменилось, так же спокойно ходил, не тяготился, не прогуливал (не видел смысла). Можно было и не отдавать в садик, дома с ним бы больше занимались и точно приучили бы к аккуратности. Младшего отдали в ясли в 1 г 3 м. Веселый, подвижный, знал практически всех детей в садике. Участвовал везде. Но торжественно и укоряюще рыдал каждое утро, когда заходил в группу. Болел тоже мало. К шести годам объявил, что ничего интересного и нового в этом саду нет и ходить туда он больше не намерен. В школу пошел в 6 лет, прекрасно адаптировался. Ему садик пошел на пользу. Все индивидуально, трудно советовать что-то насчет оптимального возраста

    • Ксения Петрова, спасибо за то, что поделились своим опытом. Он у каждой мамы - уникальный.
      Однако при всех индивидуальных особенностях конкретного ребенка- есть возрастные особенности. Исходя из данных возрастной психологии, педиатрии - и называется оптимальный возраст для посещения детского сада. У ребенка появляется потребность в общении со сверстниками, формируется иммунная система и т.д. Можно превести аналогию со сбором урожая- все знают примерные сроки, но для каждого конкретного овоща и фрукта есть и своя объективная реальность.
      Успехов вам в воспитании детей!