А это совсем не так, и чаще у девочек, чем у мальчиков. Ты говоришь, а она не слышит… Заметьте, прошу, самые опытные специалисты до сих пор не решили, что это: болезнь или дар, поскольку деточка может находиться в своем мире и решать внутренние важные задачи. Или испытывать скуку в связи с особой одаренностью и, не имея возможности реализовать ее, находиться в стрессовом состоянии, вызванном семейными обстоятельствами: болезнью близких, потерей родителей и др.
Поэтому для постановки диагноза требуется полгода обязательного медицинского наблюдения. По мнению ряда авторитетных специалистов, оно должно производиться на основе клинического осмотра ребенка педиатром и невропатологом с обязательным присутствием психолога.
При этом считается необходимым исследовать вербальный и невербальный интеллект маленького пациента, чтобы оценить специфические индивидуальные качества каждого отдельного ребенка, видеомоторную координацию, способности, уровень эмоционального развития, состояние мозга, центральной нервной системы и т. д.
Кроме того, нужно учитывать мнение психологов, которые считают, что и здоровые дети могут проявлять признаки дефицита внимания. Они вообще различают понятия «внимание» и «внимательность».
Внимание — это не что иное, как сосредоточенность психики человека (да и всех высших позвоночных животных), направленная на конкретный предмет, который значим «здесь и сейчас». Оно существует в трех видах:
1. Непроизвольное, возникающее непреднамеренно как ориентировочная реакция, присущее всем людям и преобладающее у детей до пяти — семи лет.
2. Произвольное, наоборот, требует целенаправленных волевых усилий. И складывается из объема, распределенности и устойчивости внимания, его переключаемости, наличия внутреннего плана действий.
3. Постпроизвольное, сдвигающее мотивацию на цель и обеспечивающее изменение действий без значительных волевых усилий.
Предыстория появления термина «дефицит внимания» довольно любопытна, хотя проблема была зафиксирована более 100 лет назад и формулировалась в разное время как «гиперкинетический хронический мозговой синдром», «минимальное повреждение (дисфункция) мозга», «легкая детская энцефалопатия». Совершенно прав был Б. Д. Шмидт, выступивший в 1975 г. против этого на том основании, что для родителей он просто убийственен. Но термин «дефицит внимания» появился лишь через пять лет в США.
Внимательность же — сложившееся качество личности. Но как его формировать? Во всяком случае, никак не окриками типа «Не отвлекайся!», «Куда уставился!» и т. д. А вот возбуждением интереса к предложенной деятельности (не доводя ребенка до переутомления, разумеется), а также тонкими подсказками вроде: «Давай, только ты закончишь раскрашивать в альбоме листики на дереве, мы с тобой поиграем в интересную игру»; «Посмотри, тебе осталось написать совсем немного»! И т.п. Только непременно все высказывания должны быть в доброжелательной форме.
Хороши также словесные игры, начиная с тех, что попроще («Если отбросить первую букву в слове „спорт“, что получится»?), постепенно усложняя такими, где потребуется поменять сначала одну, а потом две буквы в слове, чтобы получить другое — из кошки мышку и др. Речевые упражнения хорошо дополнять внесением двигательных элементов. Так, можно предложить, слушая разные цифры, называемые кем-то из старших, хлопать в ладоши или подпрыгивать, когда прозвучит: «Пять».
Про игру «Да» и «нет» не говорить, белое и черное не называть, всем хорошо известно, так что достаточно о ней напомнить как об инструменте развития внимания.
Игра «Что изменилось?» тоже довольно популярна: на стол выкладываются 3—7 предметов (из игрушек, потом посуды или цветных карточек с изображением животных, растений и т. д.), ребенку предлагается их запомнить, а потом отвернуться (или выйти из комнаты, как удобнее), и спросить, какой вещи не стало. Вариант: предметы меняются местами, тогда и вопрос звучит иначе.
Из самых известных игровых упражнений для развития внимания стоит назвать «Съедобное — несъедобное»: когда водящий бросает мяч игроку, называя любую вещь, а тот его ловит, в том случае если она съедобна. Только заметила, что малышам больше нравится, когда они садятся на пол, а мяч катается. Можно, кстати, и без ведущего обойтись: если участник не ошибся в выборе, он получает право назвать следующий предмет.
* * *
В общем, игровая база обширна, и требуется лишь внимательность самих взрослых для кропотливых и продуманных действий по развитию детского внимания. А каков же прогноз, когда дефицит внимания все же действительно имеет место?
1. Симптомы могут исчезнуть без последствий, и, став подростком, человек перерастает свою проблему.
2. Симптомы могут остаться, но при этом нет признаков развития психопатологии (примерно 50%).
3. Развиваются тяжелые осложнения во взрослом возрасте, включая личностные или антисоциальные изменения, алкоголизм и т. д. В этом случае человека могут преследовать несчастные случаи, разводы, смены места работы и т. д. И такой прогноз случается в случае сочетания дефицита внимания с гиперактивностью.
Абсолютно безграмотная статья!!!
СДВГ - болезнь. Чаще у мальчиков. Без адекватной терапии, никакие психологические танцы с бубном не помогут.
Петрушин Андрей Владимирович, врач-психиатр.
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Андрей Авп, и в статье даже написано, как эту болезнь определяют и как дифференцировать СДВГ от простой невнимательности.
0 Ответить
Валюш, хорошая статья. Все разложено по полочкам, все правильно
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Олечка, спасибо
0 Ответить
Валентина Пономарева, хорошая статья. Спасибо, что напомнили про известные с детства, но забытые полезные игры. Ими и взрослым не плохо мозги тренировать (перестановкой букв в словах, особенно)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Маргарита, согласна: словарные игры полезны в любом возрасте, а особенно - в другом переходном периоде годоам к 50-ти.
0 Ответить
Согласна, Валентина. Не дело раздавать диагноз направо-налево. Поспешность специалистов должна настораживать. Отличная статья.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оль, когда моя дочка была еще дошколенком, однажды я не смогла пойти с ней на диспансеризацию в поликлинику. Повел папа. Вечером сказал, что получено направление в психоневрологу в связи с невообразимым поведением ребенка на приеме и высказано предположение, что срочно надо ставить на соответствующий учет.
К этому специалисту я отправилась сама. Докторша умилялась, какая славная девочка, хвалила ее без конца, осматривая, а по итогам визита выдала рекомендацию: "Мама, водите дитя к врачам сами, никому не передоверяя".
0 Ответить
Валентина Пономарева, в этом случае возникает подозрение, что диагноз можно поставить папе "нафиг не годен".
За статью спасибо, давно я психологические тексты с таким удовольствием не читала.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить
Екатерина, папа годен для других ситуаций Как в песенке: "Папа может, папа может все, что угодно, только мамой, только мамой не может быть"
0 Ответить
Статья очень интересная, прочитала с удовольствием. В всязи с темой у меня возник вопрос. Если у ребенка все-таки поставлен этот диагноз в детстве, то можно ли вылечить его, или он войдет во взрослую жизнь с этим заболеванием?
У меня есть знакомый, которому поставили диагноз дефицит внимания, когда ему было 30 лет. Его родственница обратила внимание на то, что он (тогда еще молодой) постоянно все забывает, часто беспокоится без повода, не может сдерживать эмоции, часто впадает в депрессию, затруднено общение с людьми. После посещения психиатра ему прописали лекарства, на которых он уже сидит лет 25. Отмеченные особенности поведения стали менее заметными, но контроль эмоций, впадание в депресию и трудности в общении с людьми остались.
Вероятно, надо очень внимательно отнестись к этому диагнозу у детей.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Тина Хеллвиг, до 50 процентов детей с таким диагнозом справляются уже к подростковому возрасту. Если приложить усилия - будет больше. Одних таблеток в любом случае недостаточно. Необходимо тренироваться.
Вот еще одно упражнение, вполне подходящее для взрослых, а не только для детей. Берется текст, например, газетный. В нем последовательно вычеркиваются определенные буквы, например, "а" (с гласных начинать удобнее). Через некоторое время человек проверяет себя, не пропустил ли (а если есть помощник, можно сразу). Потом задание усложняется: "а" подчеркивается, а "с" вычеркивается м и.д.
Хорошо еще приобрести хобби, требующее усидчивости, например, моделирование. Даже если сначала по 5 минут заниматься монтажом- клейкой, то результат - готовый парусник или что-то еще будет манить, особенно если ненавязчиво, а с позитивным настроем его подогревать.
0 Ответить
Тина Хеллвиг, в моём детстве слава Богу таких диагнозов детям не ставили, но моей маме постоянно говорили, что я рассеянная и невнимательная.
И дома мама говорила, что мне нужно было за столом с уроками подходить каждые пять минут и напоминать, что я уроками должна заниматься, а не в окно пялиться!
С возрастом прошло, могу фокусироваться на любом поставленном задании, даже чувство ответственности возникло само собою на курсе третьем института, мама вообще не знала, как я готовлюсь к зачётам, как сдаю, всё уже было сдано!
Сейчас на работе правда меня опять таки считают "не от мира сего". Чтобы не отвлекаться по сторонам, я или одеваю наушники и соответственно не вникаю в события вокруг, поэтому часто из моего внимания выпадают многие офисные подвижки, о которых уже все вроде знают дня три, а для меня они стают открытием. Или просто углубляюсь в свои дела и точно так же могу не замечать каких-то движений вокруг.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения, до чего похоже
Значит, мы очень внимательные.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя Константинова, стали! ;)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения,
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксенечка, если человек способен углубляться в свою работу так, что не замечает, что происходит вокруг - очень внимательный Поздравляю
0 Ответить
Валентина Пономарева,
Оценка статьи: 5
0 Ответить