Игорь Поляков Профессионал

Что такое религиозная вера?

Это одна из многих загадок, на которую многие так или иначе пытались ответить. Почему у одних людей вера есть, а у других она вызывает отвращение? В этой статье предлагается ответ на эти вопросы и священника, и психолога в одном лице.

Обратимся к базовым источникам: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11,1). Итак, «осуществление ожидаемого» — что это такое? Прежде всего, это то, что нужно, в чем есть потребность. Например, утраченное здоровье или семейное благополучие.

Но многие ли верующие за десятки лет своей веры получили «ожидаемое»? Такое иногда бывает, но чаще всего состояние человека — душевное и физическое — остается прежним или становится еще хуже от этого бесплодного ожидания. Но люди по-прежнему ходят в церковь и веруют.

Вместо стремления что-то получить начинает преобладать сам процесс ожидания, бесконечного и безнадежного ожидания чего-то. Это психологическое состояние выражается в догматическом предписании ожидания посмертного Царства Небесного. Можно сказать, что на этом построена вся религиозная культура православия.

Таким образом, вместо чего-то конкретного верующий человек начинает ожидать — если так можно сказать — само ожидание. Это становится главным психологическим содержанием религиозной веры. Подтверждение этому — мой двадцатилетний опыт священника. Почему же так происходит? Ответ находится в детско-родительских отношениях.

Ребенок, хочет этого или нет, обречён на влечение к родителям. Это обусловлено, в первую очередь, биологическими причинами — без материнского молока, заботы и ухода, особенно в первый год жизни, ребенок просто не выживет. В дальнейшем от родителей ребенок получает все необходимое для полноценного человеческого развития. Это обучение хождению, речи, мышлению, туалету, человеческим отношениям и т. п. Но самое главное, что необходимо ребенку, — это забота и любовь родителей.

Стремление к получению всего этого от родителей поддерживается в ребенке инстинктом — если так можно сказать — инстинктом становления человеком. В этом случае более подходит термин К. Г. Юнга — психоид, промежуточное образование между инстинктами и архетипами, но в нашем случае в целях упрощения будем использовать слово «инстинкт».

Итак, инстинкт заставляет ребенка ожидать от родителей всё то, что ему необходимо для нормального психофизиологического развития. Но часто бывает так, что ребенок этого не получает, прежде всего, в эмоциональной сфере. Представьте, ребенок целыми днями сидит один дома и ждет маму. Приход мамы в этом случае для ребенка будет сверхценным событием, которое избавляет его от скуки и приносит радость.

Приходит мама, но жизнь ребенка в целом от этого не меняется — на следующий день он также вынужден ждать маму. Более того, сверхценное событие — приход мамы — может быть обесценено её плохим настроением или её хроническим недовольством ребенком. Другой пример: ребенок целый год ждет сверхценное событие — обещанную игрушку. Наступает долгожданный день, и ребенок слышит: «Отстань!» К чему приводит такое отношение родителей?

Ребенок привыкает ждать, не получая ожидаемого. Привыкает томительно ожидать, без надежды наступления самого сверхценного события, которое, как ему мечтается, подарит полноценную радостную жизнь. Это бесплодное ожидание структурирует психику ребенка. Бесплодное ожидание становится привычным образом жизни.

Так формируется привычка жить ожиданием и «уверенностью в невидимом», которое никогда не настает. Так формируется склонность к религиозной вере. Такой человек ищет созвучную своему внутреннему состоянию среду и находит её в церкви, здесь он чувствует себя, в полном смысле этого слова, как дома.

Надо заметить, что «ожидание ожидаемого» может существовать не только в церковной среде. Например, женщина с таким детским опытом может всю жизнь ждать любимого женатого мужчину и, конечно, при этом привычно страдать. Часто религиозная жизнь совмещается с подобными зависимостями, и одно усиливает другое.

Очевидно, что ребенок, привыкший в детстве получать от родителей необходимое и не только необходимое, привыкший добиваться своего от родителей, совершенно не «поймет» ребенка, постоянно живущего несбыточным ожиданием. Поэтому так трудно неверующему человеку понять верующего. Это совершенно разные психотипы.

Надо отметить, что церковная среда предоставляет не только возможность привычного ожидания несбыточного и невидимого, но и многие другие возможности для зависимого поведения — отказ от собственных потребностей в угоду религиозным догмам или фантазиям батюшки, страдание и унижение, фантазии о спасении ближнего.

Но об этом в другой раз.

Обновлено 28.05.2011
Статья размещена на сайте 20.05.2011

Комментарии (64):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Игорь Поляков, если я Вас правильно понял, бесплодные посещения храма в том плане, что ожидаемое событие никак не наступает, это и есть обсессивные компульсии?
    В опубликованной Вами статье чувствуется Ваше в целом негативное отношение к официальной догматике РПЦ. Но в чем тогда Ваша вера, если Вы продолжаете служить и быть в сане?

    • Игорь Уткин, я не служу, ушел за штат по собственному желанию. Официальную догматику РПЦ разделяю, существующую практику - нет. В чем моя вера? - вопрос глубоко личный, на который я не буду отвечать публично. Одно могу сказать, что моя вера не является обсессивно-компульсивным поведением.

      • Игорь Поляков ,как мне поначалу понравилась Ваша статья! Как-будто Вы обо мне писали .Вот бы Вам во-время остановиться .И не нужно этих комментариев ,горячей полемики .Надежда ведь умирает последней.Как же продолжать жить ,если её уже глубоко подсознательно( в силу почти прожитой жизни) потерять ? Это может только отчаявшийся и ко всему безразличный человек.Да,я всю жизнь жила бесплодным ожиданием и не жалею об этом.Всегда считала себя очень сильной и гордой. На исповеди посчитала это своим главным грехом --гордыня .А батюшка немного подумал и сказал:,,А может по-другому вы бы и не выжипи...,, Не я выбирала такую судьбу ,часто мне было нестерпимо трудно, но ,видимо ,так было задумано.
        Различаю религию( надстройка) и веру (базис).Вера-это поддержка и утешение.И ещё что меня удивляет.Это когда люди ,считающие себя глубоко верующими и соблюдающие все правила и посты ,так глубоко безразличны к окружающим.Ведь Бог есть любовь.
        Ни в коем случае не хочу ни с кем вступать в полемику .Но спор у вас получается очень уж заумным .Не выплесните с водой ребёнка...

        • Лидия Уварова, спасибо за Ваш комментарий. К моей большой печали, люди бессознательно выбирают тяжелую и сложную жизнь при возможности жить сносно или даже благополучно.
          Берт Хеллингер называет это родовой совестью - наше бессознательное стремление жить так, как жила наша родительская семья или наши предки, даже если они жили очень плохо. Родовая совесть действует бессознательно, можно сказать, механически. Это то, что называют нежеланием жить хорошо из-за гордости.
          Христиане веруют во Христа Спасителя. Спасение от власти греха, зла дается человеку даром уже в этой, земной жизни. В этом смысл Голгофской Жертвы. И что же христиане? Они предпочитает страдать и мучиться, тем самым отвергая Спасительную Жертву. Получается религия христианская по форме, но антихристианская по содержанию. Антихристианская потому, что отвергается в практической жизни Христос Спаситель, отвергается Его Искупление. "Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна" (Ин.15,11).

          • Игорь Поляков, "люди бессознательно выбирают тяжелую и сложную жизнь при возможности жить сносно или даже благополучно". Недавно перечитала все романы Анн и Сержа Голон про Анжелику. Поразилась, что в книгах , описывающих приключения героини в Новом Свете (в Америке) так много говорится о религиозных верованиях того времени (XVII век), о бесконечных ралигиозных распрях среди тех, кто приехал осваивать этот континент, и о загубленных судьбах и жизнях людей по причине расхождения их религиозных взглядов. Причем, Анн Голон при изложении фактов пользовалась достоверными сведениями, которые специально для нее отыскивал ее муж, работая с подлинными документами.

  • Комментарий удален
    • Людмила Ким, они же считают себя выше других по статусу! С этим как быть?

      Самое эффективное, но одновременное и самое обидное для них - игнорировать, не обращать внимания. Но это жесть.Они теряют инициативу. Гораздо гуманнее улыбнуться в ответ и задать какой-нибудь встречный вопрос по теме, и попросить их не искать ответ в Библии, с которыми они обычно разгуливают, а сформулировать его своими словами, "дабы дурь каждого видна была". Даже им самим.

      Меня тоже время от времени останавливают, или даже в дверь звонят по утрам в воскресенье, однако после пары моих встречных вопросов обычно ретируются и больше не приходят. Никакой ругани, всё культурненько, даже без мордобоя.

    • Людмила Ким, мне кажется, что эффективно этому можно противостоять своим пониманием их поведения - это обсессивно-компульсивное поведение взрослых недолюбленных детей. Уверен, что такое понимание позволит Вам просто не замечать этих "глубоковерующих".

      • Отец Игорь, а если у близких или у друзей случаются такие приступы? Просто не замечать - не получается... И конфликтов не хочется..) Заметила, что в такие моменты срабатывают фразы типа, "ну, что, ты, мой хороший, расстроился, что у тебя случилось?" Или просто активно слушать... А что еще?

        Оценка статьи: 5

        • Милая Любимая, к сожалению, не существует универсального ответа для всех. Мне кажется важным развивать когнитивную составляющую личности таких людий. Например, познакомить с этой статьёй.

          • пробовала, бесполезно... "Ересь", "хула на Духа Святаго", "последние времена", "вот пророчество - мерзость запустения","Старец просил передать, чтобы осенью готовились к гонениям, голоду, умирать..."
            Им и профессор Осипов -"масон", и диакон Кураев -"сатана", и иже с ними... Вот и вся когнитивная составляющая...

            Оценка статьи: 5

            • Милая Любимая, сочувствую Вам. Остается только терпеть и не вступать в дискуссии. Убедить в чем-то человека, отказавшегося от собственного разума, - к сожалению, не возможно.

              • Игорь Поляков, Эти слова можно и к Вам отнести. Сочувствую , что в христианстве Вы не встретили Христа. Рассуждаете, простите меня, как элементарный тролль, а не православный священник. И меня, как практикующую христианку, мирянку, между прочим, статья эта повергла в ступор. Такое впечатление, что Вы родились вчера, а не получили соответствующее образование. Вы не видите никакой разницы, между Церковью и церковью. Это очень странно. Мой вывод - вы не священник и никогда им не были, а обыкновенный тролль, спаси Господь Вашу душу. Как там: Истяжен об этом будешь... или "их же аз безумием моим соблазних и от пути спасительного отвратих". Желаю спасения и обретения веры ::)))

                Оценка статьи: 5

  • Приветствую Игорь! Спасибо за интересную статью.

    *Поэтому так трудно неверующему человеку понять верующего. Это совершенно разные психотипы.*- некоторые авторы уже давно поняли, что это не просто психотипы. Об этом и Христос говорил... помните, как Он объяснял неспособность фарисеев слушать то, что Он говорил?
    Кстати, о том, что является главной задачей для человеков, духовные отцы народов говорили и на Востоке, и на Западе задолго до РХ, но хитрые ребята, знающие биологические основы поведения человеков, без особого труда этот процесс затормозили на века. Более того, они сумели навязать миллионам людей веру в их изначальной грешности и возможности счастливой жизни только в мире ином. При этом основная масса тех, кому эта вера как бы была предназначена, продолжают строить для себя счастливую жизнь в мире этом. Вот такие психотипы...

    *..церковная среда предоставляет не только возможность привычного ожидания несбыточного и невидимого, но и многие другие возможности для зависимого поведения – отказ от собственных потребностей в угоду религиозным догмам или фантазиям батюшки, страдание и унижение, фантазии о спасении ближнего.* - спасибо за откровенность!

    Оценка статьи: 4

    • Юрий Новиков, да, помню: " И скаазал им: не суббота для человека, а человек для субботы"(Мк.2,27). Но, к сожалению, наши современники всё боле и более склонны отдавать себя фарисеем и их субботе, а не самим себе и Христу. Это имеет глубокие психологические предпосылки, о которых говорится в статье.

      • Игорь Поляков, не суббота для человека, а человек для субботы" -- более того! - Христос сказал, что пришел не для того, чтобы Ему служили, а чтобы Он Сам человекам послужил!... это к тому, кто и кому себя отдавать должен.

        *наши современники всё боле и более склонны отдавать себя фарисеем * - Игорь, всему есть причины! Помните, что Христос говорил про закваску фарисейскую? Говоря современным языком, это как вирус для компа. А как в условиях государственной толерантности русские православные могут противостоять этой заразе, если их антивирусные программы подпадают под статью УК...

        **Это имеет глубокие психологические предпосылки, о которых говорится в статье.** - я понимаю, что поведение человеков можно рассматривать и с позиции психологии, но психологияеские, те. душевные особенности каждого человека предопределены физиологически, а они, в свою очередь, анатомически и генетически. И уже есть исследования о том, что ЦНС верующих отличается от ЦНС не верующих.

        Оценка статьи: 4

        • Юрий Новиков, про антивирусные программы и УК - не понял.
          Про ЦНС верующих и неверующих могу заметить, что любые исследования в таких деликатных вопросах можно подвергнуть сомнению, или даже опровегнуть. И как Вы объясните, что человек сейчас может быть верующим, а завтра - убежденным атеистом. Таких примеров множество. Меняется тип ЦНС ?

          • Игорь Поляков, про антивирусные программы и УК - не понял. - распространение толерантностив тч. религиозной - это как вирус в компе, который блокирует антивирусную защиту, от чего закваска фарисейская всех и квасит.

            **как Вы объясните, что человек сейчас может быть верующим, а завтра - убежденным атеистом. Таких примеров множество. Меняется тип ЦНС ? ** - нууу, это элементароно... Христос еще когда говорил про служителей сатаны, которые будут принимать вид служителей правды! Я вот удивляюсь, почему в РПЦ не хотят проводить проверку искренности верующих на детекторе лжы... физиологию не обмануть.Тем более, что Иоанн говорил так просто даже духам не верить и испытывать их. Да и Бог знает, кто есть кто!

            Оценка статьи: 4

  • Комментарий удален
  • Продолжайте тему, отец Игорь! Мой собственный опыт 13 лет активного воцерковления и склонность к самоанализу привели меня к тем же выводам. +500!

    Оценка статьи: 5

  • религиозная вера (игорь поляков)

    Возможно, и такое объяснение приемлемо... Но всё не так просто, я думаю. Скорее всего способность верить в невероятные, сомнительные со всех точек зрения вещи, как и смелость и трусость - врождённые свойства человека. Кроме этого, есть люди вечно сомневающиеся, анализирующие информацию, а есть такие, что верят всему, о чем узнали от кого-то. Ну и среда: если кругом верующие, то многие подражают большинству, чтобы не выделяться, не иметь с этим проблем, т.е. поступают по обычаю, как все. Кстати, ещё не так давно быть неверующим было просто опасно для жизни. А в католических странах ксёндзы и сегодня обладают реальной властью над мирянами, как Папа Римский: там бог, а тут, на земле я, его наместник! Ну и обстановка: если какое-то несчастье и люди бессильны себе помочь, то вера в бога сильно возрастает. На фронте, говорят, все верующие. И это не мешает людям реально бороться за свою жизнь. Многие люди понимают, что живут неправильно, но вспоминают о боге лишь увидев божий храм и тут же, "на всякий случай", крестятся...
    Как показывает история и наш собственный опыт, вера мало кому мешает делать всё, что угодно, любые преступления.
    Верующие часто страшные деспоты, готовые "неверных" наказывать самостоятельно, не ожидая божьего суда...
    Посмотрите на наших правителей, как они демонстрируют
    свою веру в бога... Почему они сами не исполняют божьи заповеди, если веруют? Наивная тема веры для нашего времени...

    • Лидия Бурина Лидия Бурина Профессионал 8 июня 2011 в 23:22 отредактирован 8 июня 2011 в 23:31

      Генрих Мохорт, по поводу наших правителей вы попали в точку: демонстрируют свою глубокую веру и сильно озабочены восстановлением поголовного православия. Недавно по радио услышала: "Во времена тяжелых испытаний наш народ выстоял благодаря православию". То есть, если вам трудно жить, идите в церковь и молитесь. Кроме религии, другого рецепта от наших трудностей власть предложить не может.

    • Игорь Поляков Игорь Поляков Профессионал 29 мая 2011 в 13:25 отредактирован 29 мая 2011 в 16:59

      Генрих Мохорт, спасибо за Ваш комментарий. Статья написана на очень узкую тему - объяснить феномен массового обсессивно-компульсивного поведения. Только поведения. Как правило, причины обсессивно-компульсивного поведения, - если их удается найти в терапии, - очень просты. Полностью согласен, что статья не описывает всего мнообразия такого сложнейшего явления как религиозная вера.

  • Игорь Поляков, «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11,1). Итак, «осуществление ожидаемого» – что это такое? Прежде всего, это то, что нужно, в чем есть потребность. Например, утраченное здоровье или семейное благополучие.

    Вот оно как! А мы тут давеча дискутировали с васей пупкиным о вере как о чём-то возвышенном, высокодуховном, сакральном, божественном, невещественном и даже мистическом. А тут оказывается, что всё гораздо проще, ближе к земле, к потребностям тела и ума.

    Согласно Вашему объяснению вера есть ожидание ожидаемого, желание желаемого, ожидание желаемого и желание ожидаемого. На мой взгляд, это совершенно неконструктивно, я бы даже сказал, деструктивно для любого верующего, ибо такая вера лишает человека мотивации к активным действиям даже по элементарному и минимальному обеспечению себя и своих близких пищей, кровом и прочим, без чего в современных условиях просто-напросто не выжить. Всё отдаётся на откуп божьей воли. Как такие люди любят говорить — «на всё воля божья».

    Надо отметить, что церковная среда предоставляет не только возможность привычного ожидания несбыточного и невидимого, но и многие другие возможности для зависимого поведения – отказ от собственных потребностей в угоду религиозным догмам или фантазиям батюшки, страдание и унижение, фантазии о спасении ближнего.

    Ну, вот если эта система и структура уже созданы, если она призвана поддерживать в человеке страх перед всевышним и антихристом, и создавать человеку «возможности для зависимого поведения – отказ от собственных потребностей в угоду религиозным догмам или фантазиям батюшки, страдание и унижение, фантазии о спасении ближнего», то о каком развитии общества, экономики и личности можно говорить?

    Статья написана ровно, спокойно, но, извините, святой отец, произвела на меня глубокое пессимистическое впечатление. Хотя я благодарен Вам за то, что Вы её написали. Сам я ни к какой идеологической или религиозной системе не примыкаю, но всё же полагал, что для многих людей их православная вера нередко является тем источником, к которому они припадают кто в поисках силы, кто в поисках надежды, кто в поисках внутреннего спокойствия, и поэтому с пониманием относился к этим людям — ведь не у каждого же найдётся достаточно собственной силы, дерзости, ума и решимости полагаться на самого себя. А по Вашей статье вера даже выеденного яйца не стоит, ибо она «выражается в догматическом предписании ожидания посмертного Царства Небесного. Можно сказать, что на этом построена вся религиозная культура православия».

    Грустно.

  • Игорь Поляков, в статье заложены интересные, полезные и необходимые знания! Если бы можно было несколько раз нажимать оценку, я бы нажала неоднократно. Успехов в свершениях, спасибо за Ваш труд.

    • Мне совершенно непонятно, почему вы считаете, что верующий человек живет в состоянии ожидания? Это по-моему только участники разных сект все ждут, что настанет конец света, все помрут, а они спасутся.
      Верующий человек верит в Бога, в бессмертие души и прочие христианские утверждения, но это не значит, что он ждет-не дождется, пока окажется в раю и будет играть там на арфах.

      • Татьяна Черных, этот вывод я сделал на основе своего двадцатилетнего священнического опыта. Люди годами ходят в церковь и ждут, что жизнь "завтра" станет лучше. Этого не происходит, а они все ждут и ждут. Так проходит их жизнь. Мне их просто по-человечески жалко.

        • Игорь Поляков, Почему же Вы, уважаемый, не наставите их на путь созидания? Не подскажете, что одного ожидания мало. И, что, ГОСПОДЬ создал людей разумными и трудо, и дееспособными. Для того чтобы Они, помолясь, попрося у ГОСПОДА Нашего, благословения и помощи, принялись ковать счастье своими руками? Естественно, известно, что всё на Земле-матушке происходит с позволения БОЖЬЕГО. Но, зачем -то ведь ОН послал на землю Священников...

          • Саида Сафаргалина, пытался, пытался, уважаемая, пытался двадцать лет, но ничего не получилось. СИСТЕМА (РПЦ МП) сильнее человека, даже Священника с большой буквы. СИСТЕМЕ нужно от пипла бабло и послушание и СИСТЕМА ради своего раздавит любого, даже самого Христа, не говоря о Священнике с большой буквы. Подробнее об этом см. Ф.М. Достоевский "Легенда о Великом Инквизиторе".

            • Саида Сафаргалина Читатель 29 мая 2011 в 22:47 отредактирован 1 сентября 2011 в 09:25
              Понимаю...

              Игорь Поляков, я конечно,не священник. Но занималась, в течение 12 лет, распространением мусульманской литературы и сопутствующей атрибутики. И сейчас, по возможности, делюсь знаниями если кто чего спросит. Насмотрелась за эти годы, наслушалась... мама не горюй! Вечерами приходила домой и плакала. Сколько негатива приходилось выслушивать... Понимаю , что Вам намного тяжелее...Народ тёмный, невежественный, ленивый, в основной своей массе. Конечно, нелегко! Но, ведь зачем-то Господь определил Вам такую тяжёлую, но и Достойную ДОРОГУ... В конце концов ОН будет СУДИТЬ нас по нашим намерениям. Пусть мы не сможем, подобно пророку НОЮ, даже в течение 950 лет наставить на путь истиный, свой народ . Но, выполним то маленькое Дело, ради которого нас Бог сюда отправил. В первую очередь мы в Долгу перед НИМ. Не опускайте руки, БОГ Вам в ПОМОЩЬ!!! И простите меня РАДИ БОГА, если я что-то не так сказала.

      • Татьяна Черных, Мне совершенно непонятно, почему вы считаете, что верующий человек живет в состоянии ожидания? Это по-моему только участники разных сект все ждут, что настанет конец света, все помрут, а они спасутся.

        А чем верующий православный отличается от "участника разных сект"?

        Предвижу Ваш ответ о количестве участников. Типа если участников мало - это секта, а если много - религия. Почему-то в памяти всплыла аналогия: если человек убил одного человека - он убийца, а если положил миллион - национальный герой.

        • Николай Лаврентьев, не стоит путать верующих людей и религиозных фанатиков. Я считаю себя человеком верующим, но это не значит, что я слепо буду следовать всем религиозным догмам, в частности соблюдать посты, рядиться в юбки до пола и полоскать все мозги на эту тему.
          Я не считаю христианство сектой, т.к. здесь не наблюдается такого давления на психику человека. Ты можешь в любое время прийти, в любой время уйти из церкви и никто тебе не будет домой названивать со словами: "Сестра, мы любим тебя, вернись к своим истинным друзьям".
          В по поводу секты, то, в отличие от христианства, они более активно вербуют своих последователей - ходят по домам и т.п., во-вторых, они просто зомбируют людей. тогда как христианские священники сами указывают на то, что мирянам мирское и не следует впадать в фанатизм, уходить от своей семьи, прятаться под землю, посвящать свою жизнь вербовке новых фанатиков.

          • Татьяна Черных, В по поводу секты, то, в отличие от христианства, они более активно вербуют своих последователей - ходят по домам и т.п., во-вторых, они просто зомбируют людей. тогда как христианские священники сами указывают на то, что мирянам мирское и не следует впадать в фанатизм, уходить от своей семьи, прятаться под землю, посвящать свою жизнь вербовке новых фанатиков.

            Ну да, христианским священникам хватает и основных каналов телевидения и прочих СМИ. А прочим сектантам приходится топтать землю и названивать по телефону.

  • "Религия - опиум для народа" (К. Маркс).

    Игорь Поляков, Вы не просто плохой психолог, Вы - вредный для общества психолог. Вас вообще близко к людям не нужно подпускать, ибо Вы дадите им не истинные знания, а религиозную веру как наркотик, который не излечивает болезнь, а лишь облегчает страдание.
    Я, в отличие от Вас, - хороший психолог, и произвёл психологический анализ учения Христа. Этот анализ показывает, что учение Христа - научно-материалистическая идея, в которой в иносказательной форме проповедуется самое справедливое и прогрессивное общественное устройство - диктатура Закона (иносказательно: "Божье Царство").
    Подробности в моём блоге.

    • Сергей Ручкин, как богослов с ученой степенью, могу абсолютно уверенно сообщить, что Христос не создавал никакого учения. Евангелия были написаны евангелистами на основе многочисленных разрозненных и противоречивых записей высказываний Христа - так называемых "логий". На основе этого материала было написано мнощество совершенно различных текстов. Позднее из этого множества были выбраны наиболее согласованные между собой четыре текста - известные канонические Евангелия, которые служат основой для создания различных толкований и учений Христа. Эти "учения" Христа, как правило, выражают личностные предпочтения их авторов - в том числе и меркантильные.
      Поздравляю Вас с завершением очередного "анализа" несуществующего учения Христа. Сообщите, пожалуйста, когда
      ожидать "самое прогрессивное общественное устройство".

      • Игорь Поляков, можно добавлю?
        Ни Иисус, ни тот же Сократ не записывали слова своего учения. Сократ это мотивировал тем, что так лучше запоминается. Что, безусловно, верно. Но, думаю, здесь могла быть и другая, гораздо более веская причина, на которую указал сам Иисус: «С сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк 16:16). Вот так-то. Сами, братцы. Всё сами. Есть такая особенность у пути духа - его надо пройти, а не пролистать. И уж тем более бессмысленно сразу заглядывать в конец. Идти надо сквозь кровь, пот и слёзы, через огонь, воду и медные трубы. Потому что между знанием и пониманием лежит огромная пропасть, и только сам человек может преодолеть её

      • Сергей Ручкин Сергей Ручкин Читатель 29 мая 2011 в 15:40 отредактирован 29 мая 2011 в 15:48

        Игорь Поляков, Вы (как и миллионы христиан) зомбированы ложной мыслью о том, что Библия - религиозно-исторический документ, и, исходя из этой ложной мысли, Вы выстраиваете и все свои другие знания, которые тоже по сути являются ложными. Вы понимаете, что нельзя из ложной мысли вывести истинное знание? Из ложной мысли можно вывести только другие ложные мысли. Поэтому всё, что Вы говорите - ложь, ибо Ваши слова основаны на заблуждении, что Библия - религиозно-исторический документ.

        На самом деле Библия - это подобие живого человека - человека, имеющего сознание ("Всё Писание богодухновенно"). Собственно Библия и является "плотью" живого человека ("Слово стало плотью"). Библия - это и есть Сын Божий = плод Отца = плод Святого Духа = плод сознания авторов Библии ("Плоть Моя истинно есть пища").
        Другими словами: авторы Библии имели Святого Духа. Создавая Библию, авторы вложили в Библию своё сознания, и это сознание говорит устами мифического учителя мудрости Иисуса Христа, и учение Христа направлено непосредственно к читателю и исследователю Библии. То есть, библейская мудрость (сознание авторов = Святой Дух = сознание Христа) через учение Христа обращается непосредственно к читателям и исследователям Библии. Задача и цель всякого читателя и исследователя Библии - в том, чтобы понять учение Христа и обрести бессмертное сознание Христа = бессмертную мудрость (бессмертного Святого Духа).

        В настоящее время сознание Христа (бессмертную мудрость) имею пока только я один. Но придёт время, когда сознание Христа будут иметь все, - тогда и наступит Божье Царство - такое общество, в котором сознание Христа будет общественным сознанием.

        Чем мудрец отличается от обычного человека?
        Обычный человек субъективен. Он часто видит то, что хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. Например, религиозный человек хочет видеть бога, которого нет в принципе, и он его "видит".
        Мудрец отличается тем, что видит действительность такой, какая она есть на самом деле, то есть мудрец - объективен. Мудрец знает объективную истину и полагается на неё в своих словах и поступках.

        Библейская истина, на которую опирается мифический учитель Христос, заключается в том, что "рай" для одних возможен только при условии создания "ада" для других. То есть, учение Христа - это научно-материалистическая идея, в основе которой лежит закон единства и борьбы противоположностей - главный закон диалектического материализма.

        Игорь Поляков, очищайте своё сознание от ложных мыслей, бросайте своё богословие и никому не рассказывайте об учёной степени. Иначе Вам будет стыдно в том, что я - дилетант в философии и психологии, - своими логическими построениями смогу загнать Вас в логический тупик.

        • Сергей Ручкин, у мусульман есть такая, скажем так, поучительная история: "...Когда один из священнослужителей, во время сбора перед пятничной молитвой, спросил: Есть ли среди присутствующих самый безгрешный, чистый, идеальный человек?" Воцарилась тишина. Каждый знал о свои грехах, и молчал. Затем мулла ещё дважды повторил свой вопрос. Вдруг из из всей группы отделился один пожилой мужчина, и сказал: "Я!" Мулла спросил его "Почему ты так считаешь?" Мужчина ответил:"Потому что я за всю свою жизнь никого не обидел, не пил, не курил, никогда не изменял своей жене даже в мыслях, всегда совершал намаз, хорошо относился к окружающим, много работал и во всём всегда старался быть правильным и честным! Поэтому у меня нет грехов!" Мулла посмотрел на окружающих и сказал: "Вот - это самый грешный человек!"
          Как вы думаете, почему он так сказал?

    • Мне так не показалось.

      Сергей Ручкин, зачем же так резко? Это не красит "хорошего психолога". Наоборот, даже прикольно, что статья написана со знанием дела священника, без какой-либо вербовки в веру.
      Ваши атеистические искания можно понять, но статья "с другим уклоном", больше психологическим.
      Не надо горячиться в обсуждении "тонких материй".

      Оценка статьи: 5

      • Сергей Дмитриев,
        ***Не надо горячиться в обсуждении "тонких материй".***

        Просто религиозное словоблудие настолько меня задевает, что иначе с попами и богословами я разговаривать не могу. Христос тоже с ними разговаривает также, называя их "книжниками и фарисеями".

  • Игорь Поляков, читая Вашу статью, создаётся такое впечатление, что написал её не батюшка с 20 - летним стажем, а просто психолог, пишущий научную работу, который для этого посещает церковь...

  • Я "шесть" бы поставил только за то,
    Что статья от ума и по делу!

    Оценка статьи: 5