Вы узнаете, что его можно «научить» читать, считать, понимать классическую музыку и полотна художников, играть на скрипке, плавать, бегать на коньках и другим «выдающимся» вещам чуть ли не с ползункового возраста. Сегодня практически нет ни одной молодой мамы, которая не заинтересовалась бы этой темой, и есть огромное количество сторонников, апологетов и «специалистов», готовых предоставить услуги по «раннему развитию» младенца, только плати деньгу.
Само понятие «раннее развитие» широко вошло в обиход в нашей стране не так давно — лет 15 назад, и было заимствовано из книги Масару Ибуки (Masaru Ibuka). В Японии книга вышла в 1971 году, затем в 1977 году была переведена на английский язык — «Kindergarten is Too Late» («Детский сад — это уже поздно»). В 1991 году был сделан русский перевод (Н.А. Перова), получивший название «После трёх уже поздно».
Для людей, хорошо знающих историю российской педагогики, термин «ранее развитие» известен ещё с послереволюционных годов прошлого столетия. Ликбез и всеобуч, реализованные в СССР как «завоевания пролетариата», массово показали, что дети, обойденные вниманием родителей в первые три года жизни, плохо учатся в школе, им тяжелее даются многие учебные предметы, они мало общаются с окружающими и малоуспешны в жизни.
Основываясь на российских традициях воспитания детей, советская медицина и педагогика ещё в 30-е годы прошлого столетия сформировали возрастные нормы, которым должен отвечать нормально развивающийся ребенок. Если ребенок не осваивает к определенному возрасту соответствующие навыки и умения, то можно говорить о нарушении «раннего развития», особенно в первые три года. Сегодня нормы психомоторного развития известны не только врачам и педагогам, но и всем родителям, с первых дней заботящимся о полноценном развитии своего ребенка.
В Японии, стране со своим уникальным укладом жизни, традиции воспитания детей существенно отличались от российских и европейских. В частности, до пятилетнего возраста японцы обращаются с ребенком «как с королем». Ещё в начале прошлого века русский ученый-японовед Г. Востоков писал, что японский подход к воспитанию детей реализуется
«с такой мягкостью и любовью, что не действует угнетающим образом на душу детей. Никакой ворчливости, никаких строгостей, почти полное отсутствие телесных наказаний; давление на детей оказывается в такой мягкой форме, что кажется, будто дети сами себя воспитывают, и что Япония — детский рай, в котором нет даже запрещенных плодов…».
Кто бывал в Японии, тот рассказывает, что в первый год жизни ребенок представляет собой как бы часть матери — она целыми днями носит его, привязав за спиной; как только он попросит есть, кормит грудью; ночью спит рядом с ним. Когда он начинает самостоятельно передвигаться (ползать, ходить), то ему ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо» — мать следует за ним буквально по пятам. Если он ушибается, обжигается, ранится, то она просит у него прощения за то, что не уберегла.
Хотя до 5 лет для японского ребенка нет ограничений, его воспитывают так, чтобы он в первую очередь умел уживаться с другими людьми. С пятилетнего возраста у японского ребенка начинается этап обучения — детский сад, школа, с четкой дисциплиной, правилами и обязанностями.
После Летних Олимпийских игр в 1964 г. (Токио) в периодической печати СССР был опубликован ряд материалов о японской модели воспитания. Одних она восхитила, других удивила, большинство оставила равнодушными, но никто в нашей стране не знал, что патриот Японии, крупный предприниматель, создатель фирмы «Сони» — Масару Ибука, через несколько лет выступит против нее, заявив:
«Ни один ребёнок не рождается гением, и ни один — дураком. Всё зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребёнка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно».
Причиной такого выступления была обеспокоенность Масару Ибуки «неудовлетворённостью жизнью», появившейся у японской молодежи, которая выплеснулась в 60-х годах студенческими бунтами. Как пишет его сын Макото Ибука:
«Он собрал своих ближайших друзей, и вместе они стали размышлять об этих событиях. В чем же было дело: в глобальных ошибках образовательной системы, неудовлетворительном университетском образовании, недоработках школьной программы или несостоятельности дошкольного обучения? В результате все пришли к выводу, что важнейшую роль играет воспитание, которое матери дают своим детям до трехлетнего возраста. Так была создана Ассоциация раннего развития».
В 1971-м вышла книга, посвященная раннему развитию детей, написанная Масару Ибукой, где он в эмоциональной и доходчивой форме делится своими взглядами на «Потенциальные возможности ребёнка», на «Влияние раннего опыта»; рассуждает на темы: «Что полезно малышу» и «Принципы воспитания».
В первую очередь, всё было написано для японского читателя. Книга Масару Ибуки и его деятельность в качестве руководителя Ассоциации раннего развития привели к революционным преобразованиям в подходах к воспитанию дошкольников Японии. В 1977 году идеи Масару Ибуки произвели фурор в некоторых кругах англоязычных стран.
Большинство российских родителей и специалистов по дошкольному образованию, познакомившиеся в 1991 году с переводом книги, не нашли там чего-то нового, что можно было внедрить в России. Но через несколько лет в крупных городах стало распространяться «новое веяние в воспитании» — «Ранее развитие». Им стали активно заниматься безработные психологи, педагогические работники, неудовлетворенные оплатой труда в госструктурах, и бизнесмены под прикрытием разных фондов и других негосударственных и «некоммерческих» контор.
Проповедники «Раннего развития» по Масару Ибуке завлекают родителей тем, что: «Даже 5-месячный малыш может оценить Баха»; «Мозг ребёнка может вместить безграничный объём информации»; «Двухлетка может освоить алгебру»
При этом никого из проповедников «раннего развития» не смущает, что предлагаемое ими в корне противоречит сказанному Масару Ибукой. Он пишет:
«Основная цель раннего развития — это предотвратить появление несчастных детей. Ребёнку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в „хороший“ детский сад и начальную школу. Главное — развить в ребёнке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире».
«Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать ребёнка информацией или научить читать и писать в раннем возрасте. Но что гораздо важнее — это развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Для этого нет специальных программ, и только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, может сформировать личность ребёнка».
Завершить хочется словами Масару Ибуки: «Самое лучшее воспитание для ребёнка — это материнская любовь. Самое главное занятие для родителей — это воспитание детей. Если они с этим не согласны, зачем же они обзавелись детьми?»
0 Ответить
Вячеслав, я рада, что наткнулась на Ваши статьи.. Жаль, меня не поймут мамашки, если начну Вас пересказывать.. Хотя они меня и так странной считают, по-моему, со своими прогрессивными мыслями)))
0 Ответить
Katya Klimenkova, а меня старым, замшелым, отставшим от жизни субъектом, не способным даже ПК освоить.
2 Ответить
Хорошая статья, и вправду, это целый бизнес по зарабатыванию денег, т.к. у нас, например, рядовой учитель зарабатывает много меньше учителя школы "раннего развития". Да и чем же тогда мамочкам заняться, когда бегали по всевозможным курсам раннего развития, а тут оказывается нужно просто любить? Все гениальное просто. Хорошо, что именно любовь матери гениальна)) спасибо за статью!
0 Ответить
Katya Klimenkova, несколько лет я подрабатывал в одном из студии йоги - обслуживал помещения. Там имел возможность со стороны наблюдать как сами занятия, так и слышать разговоры о них среди посетителей (в подавляющем большинстве женщин). По моим наблюдениям, занятия, проводимые в студии, относятся (в зависимости от физического состояния занимающегося) либо к обычным физически-рекреационным занятиям, либо к занятиям ЛФК.
Зато из разговоров я узнал, что эти занятия – «это…, это…. философия духа, целостный комплекс приёмов для достижения особого духовного состояния…. вхождения в состояние созерцания…, обретения ясновидения.., самосовершенствования… и т.д. и т.п.».
Достигали занимающиеся или нет вышесказанного, не знаю, но на занятия ходили с охотой. Правда, при финансовой возможности.
Кто точно получал удовольствие, так это организаторы - их бизнес процветал.
Аналогично и с "ранним развитием".
0 Ответить
Ошибочка Дарьи очень проективна!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав, спасибо, великолепная статья! Извините, что "влезаю" в чужую дискуссию о психологах, но девальвация этой профессии очевидна. "Безграмотных", к сожалению, намного больше, чем "безработных". Последствия работы плохого психолога не так очевидны, как, например, пластического хирурга, но от этого не менее страшны. Это - тема отдельной статьи, которая на этом сайте будет воспринята крайне болезненно
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Озеров, уже второй раз встречаю в ваших статьях высказывание "безграмотные психологи" , т.е. с вами не согласны - значит безграмотны?
1 Ответить
Дарья Иванова, А-у-у! Так кто говорит о "безграмотных психологах"? Не слышу ответа!
0 Ответить
Дарья Иванова, не помню, что бы в статьях я писал "безграмотные психологи". В статьях о "раннем развитие" я говорю о" безработных психологах" (согласитесь. что с начала 90-х модная будущая профессия для абитуриентов), которые ради заработка готовы подхватить сомнительные психолого-педагогические веяния, часто не вникая в их суть. О безграмотности в вопросах детской психологии я допускаю разговор лишь в ответах на конкретный комментарий из которого явно видно, что комментатору кроме эмоций нечего сказать.
Если же человек грамотен, т.е. специалист, и знает, что в том или ином вопросе я не прав, то всегда укажет конкретно и аргументировано где и в чем я не прав, а не будет обижаться на мои замечания, как "мышь на крупу".
0 Ответить
Вячеслав Озеров, Очень интересно написано, надеюсь на продолжение!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я считаю полезнум хотя бы упоминание об опыте Сесиль Лупан. Ее опыт - это именно опыт матери.
0 Ответить
Люба Мельник, если данную статью поместят в основной выпуск, то я продолжу эту тему, раскрывая мифы о методиках "раннего развития" Глена Домана, Сесиль Лупан, Монтесори, Зайцева, Никитиных и др.
В силу возраста, образования, опыта воспитания своих детей и пасынков, работы в системе социальной реабилитации детей у меня есть моральное право категорически и жестко выступать против одурманивания молодых неопытных мам различными методиками "раннего развития", рекламируемых как товар высшего качества.
0 Ответить