Каждый из нас мыслит и поступает, прежде всего, в зависимости от полученного образования, жизненного опыта и modus vivendi — бытия, которое, хочешь — не хочешь, а все же, в той или иной степени, определяет наше сознание, наш образ жизни. Из них сознательно и подсознательно, как правило, и вытекают все наши помыслы и решения, которые формируют нашу дальнейшую жизнь.
Я не буду распространяться об экономических, финансовых и математических аспектах темы. Например, как сэкономить больше денег из семейного бюджета, как тратить меньше, а покупать столько же, как запастись продуктами первой необходимости и сохранить их, чтобы их не съел жучок-гречко-рисо-мукоед (жучки тоже эволюционируют и расширяют свое меню). Как купить телевизор или стиральную машину так, чтобы потом их продать вдвое дороже
А сосредоточиться я бы хотел на другом. Не на том, что обеспечивает мнимое, материальное выживание и даже преуспевание в нашем мире маммоны — что, увы, для многих стало равноценно счастливой и полноценной жизни, и они ни о чем другом и помыслить не могут. А на том, что человека разумного на самом деле может успокоить, наделить чувством свободы и принести чуточку счастья в этом беспокойном мире, с моей точки зрения.
По заданной теме у Конфуция мы читаем: «Стремись не к удовлетворению своих желаний, а к их преуменьшению — и будешь счастлив». То есть не торопись потакать своим все время возрастающим потребностям. Большая их часть не является жизненно необходимой и носит все признаки химеры, иллюзии и красиво завернутой в праздничный фантик лжи, порока и глупости. А скорее наоборот: избавление от этих потребностей-иллюзий высвободит вас, даст вам больше свободного времени, сэкономит деньги
У Артура Шопенгауэра мелькает другая интересная мысль в схожем ключе: «Человек разумный, прежде всего, должен стремиться не к вкушению радостей жизни, а к избежанию страданий». А многие страдания, терзания ума и сердца современного человека, чувство неполноценности, самобичевание, зависть и ненависть надуманны, всего лишь напрямую связаны с невозможностью удовлетворения тех многочисленных потребностей, к которым современный человек так привязался и без удовлетворения которых, ему кажется, его жизнь становится неполноценной.
Порой кажется, что многие из нас не живут, а удовлетворяют свои все время возрастающие потребности. И поступают так, даже будучи не в состоянии получать от этого какую-то мало-мальскую радость. Не бежать после удовлетворения одной «жизненно необходимой потребности» скорее удовлетворять следующую, не успев насладиться первой. А потом последующую. А потом еще и еще… И так до бесконечности, в кругу мнимых забот, которые нам кажутся важнее всего на свете. (Вроде, как взять и взгромоздить в одну кучу вкусную еду, выпивку и секс и постараться все это осуществить за десять минут. Миссия достигнута, заданные социумом высоты взяты, а вот удовольствия нет).
Человек окружил себя таким количеством излишних и почти всегда ограничивающих его свободу предметов, что не быть их рабом и не находиться в перманентном состоянии некой неполноценности, в случае их отсутствия и несоответствия представлениям социума относительно их количества и качества, он уже не в состоянии.
Средства массовой информации, наши друзья и знакомые, сама современная жизнь с колоссальной силой убеждения навязывают нам то, без чего мы якобы прожить никак не можем. Квартиры, дачи, автомобили, престижная работа, всевозможные средства комфорта, предметы одежды, продукты питания, фирменные и брендовые, — все должно быть на должном уровне и в должном количестве. Иначе — ты неудачник. Лузер. Неполноценный.
В нашем маленьком городе на население в 380 000 человек, по самой скромной статистике, приходится 200 000 транспортных средств. Каждый уважающий себя мужчина и каждая сколько-нибудь привлекательная девушка, нужно это им или нет, обязательно стремятся усесться в какой-нибудь б/у «Опель», «Пежо» или «Тойоту» — благо, что этот металлолом из Европы прут за бесценок. В то время как из одного конца города в другой на автобусе можно проехать за сорок минут, и даже пешком, напрямик, пройти его за два часа, и то, что «твоя территория» с местом проживания, работы и прочих интересов — 2 км в длину и столько же в ширину, ты всенепременно желаешь усадить свой и без того раздобревший зад в какую-нибудь колымагу. А что, ты рыжий, что ли? Соображения здоровья и охраны окружающей нас же среды — не чадить на всех углах своими «Опелями» и «Пыжиками» — и вовсе вызывают гомерический хохот у озабоченного «как выжить» большинства.
Авто — это супер. Авто — это круто. Авто — средство престижа. И тот, у кого его нет, вызывает какие угодно чувства, кроме завистливых. А между тем, кому стоит посочувствовать? Тому, кого, как в известной песне, «имеет машина, а не я ее», и кому при наших скромных зарплатах нужно как-то «её» постоянно содержать-ремонтировать, или тому, кто сознательно лишён этих проблем, ходит пешком и не дышит автомобильным угаром?
Некоторые мои сотрудницы, на какой-то промежуток времени лишенные возможности каждые два дня менять свои платья и костюмы, брючки и кофточки, шпильки и босоножки на наших производственных подиумах, впадают в глубокую задумчивость, а ля «Нечего надеть». И всеми силами и средствами пытаются еще больше разнообразить свой и без того разнообразный гардероб. (Как-то одна модница призналась другой, что у нее в шкафу три десятка сезонных предметов одежды и два обуви. А вот что надеть — она ума не приложит). А я как-то глубоко задумался над тем, какая это должна быть головная боль, постоянно обновлять свою внешнюю оболочку.
Старенький автомобиль или его отсутствие, устаревший мобильный телефон, неимение дома компьютера или высокоскоростного интернета на нем, немодный фасон обуви и покрой платья, неимение «микроволновки» и «стиралки-автомата» дома, а также недостаточные до конца жизни, в случае очередного кризиса, запасы соли, сахара, гречки и муки — все то, с чем многие из нас смириться никак не могут. И отчего громко сетуют на кризисы и жизнь вообще.
Нет никаких сомнений, что избавление от этого рабства и переход к простому модусу вивенди, прозрение от всей той наносной коросты вещей и вещичек, ложных перцепций и апперцепций, которые жерновами висят на нашей шее, даст возможность вздохнуть полной грудью, успеть порадоваться по-воровски ускользающей от нас жизни, сделает нас счастливее.
Наши предки говорили: «Все, что нужно человеку — это кусок хлеба и стакан молока. Остальное — от Лукавого». Смысл в том, человек может прекрасно обходиться без тысячи вещей, без которых он не представляет своей жизни. И не только обходиться, но и жить более насыщенной, интересной жизнью, не гоняясь первую ее половину за химерами, а вторую — разочарованно об этом сокрушаясь. И кризисы, кстати, это прекрасный повод об этом задуматься. Что настоящее, а что ложное.
Игорь Ткачев,
Всё отлично, только есть такая фишка, что если все будут себя ограничивать производство сократится, ещё больше людей останется без работы и кризис только усилится (но это если совсем глобально). А как человек я вас поддерживаю на все 100%.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Андрей Владимиров, угу. Общество бездумного потребления.
0 Ответить
Игорь Ткачев, вы как всегда блестяще напомнили нам о том, что все вокруг тщетно, лучшая одежда для женщины - это бесплатный костюм Евы и т.д.
Но в реальности красивые вещи делают нашу жизнь намного лучше. Мне больше нравится жить в большом уютном доме с красивыми шторами, люстрами, полотенцами, нежели в бочке как любимый вами Диоген.
В кризис многие научились экономить- это неплохо, но когда у тебя высвобождаются средства на что-то полезное (путешествия, образование детей). А когда экономишь, чтобы заплатить за коммунальные услуги и выжить, то ничего хорошего я в этом не вижу.
А вещи у женщин скапливаются потому, что они их аккуратно носят и не выкидывают, а не потому, что много покупают.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Татьяна Черных, многие успешно подзабывают о том (или вовсе не знают), что красивые вещи, большой дом с люстрами и прочее, - не только комфорт, радость и мещанское счастье. Но и проблемы, забота и порой даже кабала.
Здорово, когда ты действительно нуждаешься во второй машине, пяти комнатах и тридцатом платье.
0 Ответить
Игорь Ткачев, для всех людей кризис возникает для решения накопившихся проблем - у многих щи пустые, а для некоторых жемчуг мелкий. А в зависимости от того, как каждый из нас переведёт взаимоотношения с кризисом из разряда жизненных проблем в разряд жизненных забот зависит скоротечность или застой в финансах.
0 Ответить
Игорь Ткачев,
статья верная..я не могу согласиться только с Вашим мнением насчет высокоскоростного интернета
жаль только,что "без умолку безумная Кассандара..етс"
Оценка статьи: 5
0 Ответить