Многим из нас знакома ситуация, когда невольно задаешься вопросом: «А правильно ли я все сделал?» Волнение, чувство тревоги после конфликта порой перерастают в серьезные стрессы и неврозы. А страхи и опасения — это всего лишь следствие неуверенности в правильности своих действий.
Всем нам на жизненном пути свойственно ошибаться, нервничать и конфликтовать. В процессе таких переживаний и вырабатывается характер — способность создавать собственные алгоритмы поведения в обществе. Кто-то привык подчиняться и принимать пассивную роль, а кто-то всегда доминирует и идет на таран, не задумываясь об оппонентах.
Так какой же алгоритм поведения наиболее эффективен?
В 1974 году психолог и философ Анатолий Рапапорт выдвинул теорию о том, что эффективное общение должно следовать трем основным аспектам: сотрудничество, взаимный обмен и прощение. Впоследствии эти доводы во многом оправдались благодаря своеобразному эксперименту, где подопытными оказались представители искусственного интеллекта.
В 1979 году известный математик Роберт Аксельрод выступил в роли организатора конкурса среди автономных компьютерных программ. Условиями участия были: наличие средств коммуникации, возможность дискутировать и способность реагировать, подобно живым существам.
Организатор получил 14 дискет с программами, разработанными его коллегами по всему миру. Каждая программа обладала различным набором алгоритмов: самые сложные из них включали в себя более ста вариантов поведения. Целью соревнования было набрать наибольшее количество баллов.
Каждая программа вступала в борьбу с оппонентами по 200 раз, и применяемые ими методики были самыми разнообразными. Так, некоторые из них старались сотрудничать, а затем неожиданно предать. Некоторые стремились попросить враждебную программу изменить свое отношение, а после этого наказать. Были и такие, кто просто начинал эксплуатировать соседа и крал баллы. Отдельные экземпляры избегали агрессоров, способных на воровство, и стремились действовать в одиночку.
Программа Анатолия Рапапорта, работающая по системе СВОП (Сотрудничество, Взаимный Обмен, Прощение) стала победительницей. Более того, СВОП, помещенная в агрессивную среду, сначала проиграла, а затем не только одержала победу, но и заразила соседок. Остальные программы поняли, что тактика СВОП является наиболее эффективной для зарабатывания баллов, и приняли ее на свое вооружение. Доброта здесь ни при чем, выгода — вот что двигало компьютерным разумом.
Безусловно, модель СВОП эффективна и для человеческого общения. Смысл ее заключается в следующем:
Сталкиваясь с другими людьми, всегда ищите союза;
Отвечайте партнеру тем же, что получаете от него. Он вам помогает — помогите и вы, нападает — и вы проявите агрессию;
В конце концов, если произошел конфликт, нужно простить оппонента и вновь предложить сотрудничество.
Не искать конфликтов, не допускать агрессии по отношению к себе и уметь прощать, превращая врагов в союзников.
Такие простые и, казалось бы, элементарные истины — вот и весь рецепт эффективного взаимодействия с окружающими.
Максим Ньюман, вырабатывается в детстве, в семье. Если этого не случилось, трудности будут преследовать "всю оставшуюся жизнь". Главное правило фифти-фифти: сколько говоришь, столько и слушай, а то есть любители пространных монологов и это дело у них отработано. ...И конечно, "обратная связь" - взаимный интерес к теме создают без напряга "эффективное общение".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересная трактовка. Стратегии реализации компьютерного сценария вокруг тн "дилеммы заключенного" малоприменимы для создания правила к взаимоотношениям между людьми. Они основаны на простейших алгоритмах коммуникационного дифференцированного взаимодействия и являются больше возможной моделью возникновения определенного группового поведения, чем правилом для него.
0 Ответить
Отвечайте партнеру тем же, что получаете от него. Он вам помогает – помогите и вы, нападает – и вы проявите агрессию;
Действительно... Скажи мне кто я, а я тебе скажу - кто ты!
Классная манера общения... Эффективная!
0 Ответить