Важнейшая сторона христианства — его наднациональность. Вспомним Писание. До определенного момента Иисус действует в рамках иудаизма как национальной религии. Сам он говорит, что «послан только к заблудшим овцам дома Израилева». И тут же, вняв доводам, выходит за означенные границы, помогая инородке. Это не единственное место, где поступки Иисуса расходятся с его словами, когда он сам выходит за рамки собственных поучений. И к этому мы вернемся в конце статьи.
Итак, сам Иисус четко идентифицирует себя с народом Израиля. Апостолы же разрушают национальные границы: «нет ни иудея, ни эллина». Справедливости ради предположу, что к тому были объективные причины. Некоторые ученые считают, что христианство формировалось не в Палестине, а в Малой Азии, при активном участии греков, исповедовавших иудаизм. Эта точка зрения имеет основания и объясняет в том числе и выход христианства за пределы иудейской среды.
А теперь пару слов об идентификациях.
Все мы идентифицируем себя с какими-либо факторами нашей жизни. Попробуйте не задумываясь ответить на вопрос: «Кто я?» Что-то главное, чем вы себя считаете? Выделить его сложно, иногда почти невозможно. Жизнь многогранна, и мы идентифицируем себя с множеством социальных ролей.
Наверное, одной из первых и важнейших является идентификация с группой, к которой мы принадлежим. У ребенка это происходит само собой, он идентифицирует себя как члена семьи. Затем мы идентифицируемся с родом (в наше время не обязательно, а раньше это была важная часть картины мира), с нацией, страной… Ах да, есть еще идентификация с человечеством. Но чаще всего она принимает форму идентификации себя с человеком как биологическим видом. Ну и более частные идентификации: по профессиональному признаку, социальному, религиозному и пр.
Христианство совершило своего рода прорыв, по сути, сняв для членов своей общности большинство прежних идентификаций. Причем основополагающих. Таких, на которые в принципе невозможно было покуситься: идентификации с нацией и родом. Помните, как Иисус говорит: «Не мир я принес, но меч!» И уточняет: «Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». Человеку, хотевшему задержаться для похорон отца, учитель говорит: «Пусть мертвые сами хоронят своих мертвых». Есть трактовка, что мертвыми он называет не услышавших его, четко отделяя своих последователей в отдельную общность, «живых», родившихся для новой жизни. И уточняет, указывая на учеников: «Вот братья мои!»
Его ученики и в самом деле оставляли прежнюю жизнь, символически умирая в обряде крещения. На свет рождалась новая личность, в идеале не связанная прежними идентификациями. Новый человек был рабом божьим… а больше ничьим. Заповедь братской любви связывала его новыми отношениями с новой «семьей» — христианской общиной. Его бог больше не был богом одного народа, и теоретически объединение по национальному признаку должно было быть христианами отринуто. И действительно, первые христиане объединялись в общины, где даже имущество было общим, где все были братьями, единой семьей, общностью, детьми одного бога.
В сравнении с привязанностью к роду или нации, это идентификация на куда более высоком уровне, по признаку духовного родства. Прослеживается здесь и элемент матриархальных отношений: идея братской любви, братства всех людей как детей одного Создателя. А поскольку бог христиан идентифицировался с творцом всего мира, всего человечества, нужно было лишь распространить учение по всему миру. Остается один шаг до идентификации себя с человечеством вообще — и не по биологическим признакам, а по признаку духовного родства. В сочетании с идеей братской любви это был прямой путь к пресловутому царству божьему на земле…
Увы. Как и многое другое, этот аспект христианства был почти полностью утрачен. И вместо освобождения от прежних идентификаций, вместо свободы, признающей единственную высшую власть, христианство лишь добавило к старым идентификациям (читай — узам) новую. Являясь одновременно членами семьи, нации, являясь гражданами страны, люди одновременно считают себя еще и христианами, перегружая душу противоречивыми потребностями, проистекающими из этих идентификаций.
Да, Иисус говорил: «Отдайте богу богово, а кесарю кесарево». Вот только сам он предпочел богово. Без компромиссов и попыток лицемерно лавировать между «ветхой» и «новой» жизнью.
Отказаться от семьи и родителей и возлюбить только главу секты - совершенно типичная картина. Все тоталитарные секты этого требуют.
Текст Пятикнижия ничем не оброс, он не меняется ни на букву...
Оставьте свою семью и свой род, и станем новой семьей - христианской общиной. А зачем? Только с одной целью - подчинить всех себе, а не старейшинам? На словах-то оно все хорошо: давайте чтоб все любили всех. Но ведь не вышло так ни разу. Просто добавили еще один признак, по которому надо любить своих и ненавидеть чужих.
То есть к концу статьи автор пришел к выводу, что христианство потерпело полный крах, несмотря на миллионы и миллионы приверженцев. Занятно.
0 Ответить
К. Ю. Старохамская, те, которых Вы описываете, не настоящие христиане. Многие христиане (люди, которые живут по совести и разуму) даже не догадываются, о том, что они сторонники учения Иисуса Христа
0 Ответить
Ирина Рябцева, это очень удобно: всех "хороших людей" будем называть христианами, хотят они того, или нет. А с чего? Если человек живет по совести, не лжет, помогает нуждающимся - но он иудей? или вообще атеист? Их тоже запишем в христиане?
Христианин - это человек, который верит в божественную природу Христа, верит, что Иисус сын Божий. Точка.
И не надо накручивать сюда туманные моральные критерии.
2 Ответить
К. Ю. Старохамская, бесы тоже веруют и трепещут. Мало верить, что Иисус сын Божий. Нужно еще поступать как он, чтобы стать таким же. Христос показал нам уровень духовных возможностей для нашего мира. Только от веры никакие способности не проявятся. А вот если бескорыстно помогать людям, то в полной мере. И церковники это знают. Не имея духовных даров человек не может называть себя христианином. Дары развиваются посредством отказа от пороков и наработки противоположных им добродетелей, т. е. в результате покаяния.
0 Ответить
К. Ю. Старохамская, именно так. Мы все имеем божественную природу. Иисус всегда открыто восставал против религиозников и сам не был религиозным.
0 Ответить
Сергей Ручкин, не надо приходить в блог статьи ради рекламы своего блога, тем более - на стороннем ресурсе. В блоге статьи обсуждается статья, комментарий удален.
0 Ответить
Ирина Рябцева, настоящие, не настоящие... Мутно всё про настоящих и нет в святых книгах.
Больше всего склонны к рассуждениям о вселенской любви именно те, кто с библией и евангелиями знаком весьма поверхностно и читает их когда прижмет.
Вера дело очень личное, поэтому должно быть так: Верьте в кого угодно, когда угодно и как угодно. Важно, чтобы от этого ни у кого не возникало проблем.
1 Ответить
Евгений Востриков, разуму склонны доверять все. Вы же считаете себя прогрессивным человеком? С религиозными (суеверными) людьми я стараюсь не общаться. Тогда какой может быть вред? У Бога все просто. Нет у него от нас тайн. Рассуждать об этом имеет право каждый. Тем более, что учебник нравственности (Библия) доступен любому культурному человеку.
0 Ответить
Различие между христианами (последователями учения Иисуса Христа о совершенствовании характера через отказ от пороков) и не христианами состоит не в том, что первые принадлежат какой-либо христианской конфессии, а вторые атеисты, либо иноверцы. Различие единственно в том, что христиане используют метод покаяния (работы по изменению своего характера в лучшую сторону) в своей жизни осознанно, а все остальные нет. То есть, одни являются приверженцами учения Христа (великого учителя нравственности), а другие следуют за другими учителями, либо идут своим путем. Но все, так или иначе (осознанно или принудительно) все-таки двигаются к Разуму (настоящему Богу). Потому что другого конечного пункта развития просто нет. Христиане проходят этот путь за более короткий срок, потому что сами занимаются своим воспитанием (при чем используя единственно верный метод - покаяние), а не ждут, когда судьба применит кнут и пряник. Только и всего. "Христианство - это не религия. Это кризис всех религий". Александр Мень.
0 Ответить
В Библии истина скрыта, и поэтому каждый читатель и исследователь Библии думает, что он познал истину; но на самом деле он заблуждение принимает за истину, и верит в это заблуждение. Каждый человек заблуждается по-своему, поэтому люди идейно разделены. Об этом идейном разделении и говорится в учении Христа: "Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение..."
Но люди, благодаря библейской истине, скоро объединятся, ибо библейская истина раскрыта, и она очень проста: борьба добра и зла вечна, следовательно, "рай для праведников" возможен только при условии создания "ада для преступников" - это положение лежит в основе учения Христа, поэтому в учении Христа в иносказательной форме проповедуется диктатура Закона (иносказательно: "Божье Царство") - самое справедливое и прогрессивное общественное устройство.
Подробности - в моём блоге.
1 Ответить
Марксизму веков еще не столько, да и последователи куда-то разбежались.
Все религии и конфессии втихаря признают, что Бог Один и Един, но как же битва за паству??? ВЕРА и религия уже давно перестали быть даже в параллели. Любые религии-Архи-Мега-Супер бизнес. Это даже на порядки круче "метра границы". Бог присутствует ВЕЗДЕ и в первую очередь внутри самого человека. Самая крутая сложность-найти его в СЕБЕ. Библейские "каждый должен построить свой Храм", говорит именно об этом, а не о пожертвованиях на строительство очередной церкви.
P.S. попробуйте сравнить "кодекс молодого строителя коммунизма" и нагорную проповедь. много интересного увидите.
0 Ответить
У меня был знакомый священник, которого его же вышестоящие изгнали в глухое село подальше от Киева и Киевской области.
Он говорил, что христианство ещё в зародыше, оно только развивается. И способно развиться и расти дальше, меняясь. Но разве чиновникам церкви нужны перемены?
Я склонна верить этому священнику, потому что вижу огромное количество веток христианства: протестанты, мормоны, католики, православные, адвентисты, баптисты и прочие-прочие-прочие...
Но не это важно. Этот же священник говорил, что в христианстве должны быть как бы две параллели, и вроде как изначально они были, но стали конкурировать между собою. Тут он, правда, принимался приплетать легенды и эзотерику, но идея интересная:
- есть те, кто склонен слепо верить. Покориться. Возложить все свои беды, радости и чаяния на Господа Бога. Как даст -- так и будет. И за всё быть ему благодарным. Это люди, которые читаю книги и следуют им. Которые несут свой крест безропотно и благодарно, веруя, что за страдания их им воздастся в царстве небесном. Именно такие принесут в жертву сына, если этого будет требовать Господь. Этой ветке мой знакомый приписывал символ "крест".
- и есть бунтари, люди любознательные, протестующие, которые ни за что не подставят левую щеку, если уже получили по правой. И если голос с неба скажет им "Принеси мне в жертву своего сына" они обязательно спросят в ответ, как же это вяжется с догматом "Не убий"?! Опять же: священник резонно заметил, что бунтарей Бог любит больше. Он хочет, чтобы человек думал, боролся, развивался, анализировал. Таких людей он называл "мечниками" ( в противовес первым, "книжникам"). И считал, что их символ -- "грааль".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий, ветки христианства меня больше всего царапают: у всех один бэджик, а непримиримости хоть отбавляй, особенно между католиками и православными. Это и грустно и смешно.
Даже на марксизме меньше веток.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Сергей Дмитриев, видать дерево по плодам его. У нас в Ивано-Франковске священники разных конфесий при встрече друг другу руки подают, останавливаются поболтать на улице.
А в Киеве греко-католикам и православным киевского патриархата запрещён вход в православные храмы московского патриархата. Так тут уже не вопрос веры, а вопрос лицемерия, хваткости, фарисейства.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий, кста..,мне недавно Е.К. выдала стишок как раз в тему,"Про экуменизм"
"Однажды Римский Папа, весь такой //Гулял один в лесу под Таганрогом.// Сшибал поганки царственной клюкой, // Не забывая, впрочем, славить Бога.
А тут ему внезапно из кустов //российский поп как выскочит навстречу // От ужаса носители крестов // Лишились,понимаешь, дара речи."
Далее подошли раввин,буддисты, сектанты и пр.
"И Папа Римский радостно изрёк, //Взирая на собравшиеся лица: "Господь - весьма загадочный зверёк // Пожалуй,тяжело не согласиться".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Замечательно, друзья. Ваше мнение тоже имеет право на существование. Спорить на эту тему-дело не благодарное. Все читаем Откровения людям 21 века. Ссылку не даю по правилам. Легко найти в поисковике.
0 Ответить
Библия, как и любая религия, уже очень давно не несет в себе Истину. За тысячелетние переписывания и переводы, даже "Отче наш" на разных языках несет разную смысловую нагрузку не говоря уже о постоянном "затачивании" Писания под нужды правящих кругов. Одна отмена реинкарнации в 7-м веке чего стоит. Кому на фиг нужны прихожане с бессмертной душой? Управлять легче запуганным народом (оглянитесь вокруг. алгоритм не меняется) Кто-же тогда бояться будет? А вбивание в мозги понятия "раб Божий"? Богу рабы не нужны. Человека ОН создал по образу и подобию (фрактальному)Своему и дал 2 направляющие: время (кроме человека ни у кого нет "вчера" и "завтра") и вектор развития от человека-животного к человеку Со-Творцу с ним самим. И главное - свободу выбора.
А статья? Статья никакая. Но очень нужная. Как катализатор. Чтобы кому-нибудь задуматься. +5
2 Ответить
Эдуард Гулевский, Библия - это не религия, а религиозный талмуд (атрибут религиозного культа). Хотя прогрессивный человек скорей классифицирует ее, как учебник нравственности. Вы верно подметили, что религия - это начальная ступенька (путь к Богу). Те, кто к Нему (Разуму) пришли, в религии (духовных костылях) уже не нуждаются, потому что открыли в себе источник непосредственного знания о развитии, реинкарнации, смысле и цели жизни.
0 Ответить
Ирина Рябцева, зачем путать Тору с Талмудом?
0 Ответить
Эдуард Гулевский, уже очень давно не несет в себе Истину
-------------
Библия несет то, что человек способен в ней увидеть.
И чьи-то частные трактовки Библии и т.п., если эти трактовки о том, как жить другим, конечно НЕ Истина - часто бывает, совсем НЕ она.
0 Ответить
Василиса Премудрая, некоторые стихи Библии имеют до 30-ти значений, доступных для понимания на соответствующих уровнях развития сознания человека. Это Богом предусмотрено для того, чтобы каждый способен был воспринять Его Слово и использовать в жизни.
0 Ответить
Эдуард Гулевский: За тысячелетние переписывания и переводы,
А вы что нибудь о Кумранских рукописях слышали? Если бы слышали, то не стали бы утверждать, что тысячелетия и переводы исказили суть Библии
0 Ответить
Эдуард Гулевский,
Одна отмена реинкарнации в 7-м веке чего стоит.
в общем-то в писании если и есть то, что можно принять за намеки на реинкарнацию, то очень условно и только при большом желании их увидеть. да и с бессмертной душой все не так просто. по писанию, имею в виду. так-то там все больше о воскрешении перед судом. а это несколько иное, чем реинкарнация и бессмертная душа.
Статья никакая. Но очень нужная. Как катализатор. Чтобы кому-нибудь задуматься
это, имхо, цель подавляющего большинства подобных статей
0 Ответить
Александр Смирнов, во всей Библии немало прямых указаний на реинкарнацию. Сам Христос говорит о ней на примере Иоанна Крестителя и слепорожденного.
0 Ответить
"Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником" (Евангелие от Луки, гл. 14, ст. 26).
"Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцем его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его" (Евангелие от Матфея, гл. 10, ст. 34-36).
"Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться: трое против двух, и двое против трех; отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей" (Евангелие от Луки, гл. 12, ст. 49-53).
0 Ответить
Евгений Востриков, вот и толкование последнего, приведенного вами здесь отрывка об огне.
"12:49-53. Быть учеником Христа — значит не встречать порой понимания и в собственной семье. В этом смысле и говорит Он, что пришел дать не мир земле... но разделение: ведь одни станут принимать Его учение, а другие — отвергать его. Свое учение Он уподобляет огню "пожирающему" (Огонь пришел Я низвесть на землю... — ст. 49). Иисус горячо желал, чтобы дело Его совершалось в этом мире во всей его силе (... и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!)."
Случился в годы моей юности у нас в институте конфликт между студентом и профессором. Серьезный конфликт. Профессор сгоряча назвал студента трипперным зайцем. Ну, хоть убейте, не знаю почему именно трипперным. Принародно так обозвал. Ну тот, понятное дело, в долгу не остался и пожаловался в ректорат. Так то профессор потом, как ребёнок оправдываясь, уверял всех в том, что имел в виду не трипперного зайца, а зайца трепача , болтуна типа. Вот и сиё толкование напомнило мне ту давнюю историю.
0 Ответить
Братья по рабству.Если каждый верующий носит в себе бога, почему он должен быть его рабом? В статье много подкожных, подковёрных нюансов, снять покровы с которых посильно только священникам. Братство и равенство всех людей взяли на вооружение и марксисты, только зря отказались от преемственности, исключив божественную мистику.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, священники знают то, чему их учили. а учили их так, чтобы они могли работать в организации под названием "церковь". разобраться посильно скорее теологам, библеистам, лингвистам и историкам. чем ,в общем-то, они и пытаются заниматься последние 2 тысячи лет
0 Ответить
Александр Смирнов, мне больше нравятся авгуры, как жонглёры и импровизаторы. Особенно к теологам "почтения нету".
Оценка статьи: 5
0 Ответить