У взрослых с СДВ также снижена способность понимать и запоминать инструкции и указания, концентрироваться на выполнении задания, страдает умение ставить цели и планировать свое время.
Вот как описывает свое состояние молодой человек с синдромом невнимательности: «Очень часто путаются мысли (без всякой утомительной работы), меркнут цели, жизнь как в невесомости какой-то! В детстве я плохо учился в школе из-за этого. В саду дети всей группой ходили искали мои вещи и игрушки, это был кошмар!
Но самые главные приключения начались во взрослой жизни. Я плохо развивался, потому что с хаосом в голове я не понимал, что мне нужно от этой жизни, не умел ставить цели и достигать их, стал поверхностным. Я очень переживал из-за этого — наросли комплексы! С ребятами я не мог играть в футбол: на поле я терялся, забывал кто «свой», кто нет, давал пас сопернику и себе же забивал голы… Смех сквозь слезы… На сколько-нибудь ответственной и перспективной должности я работать не могу, хотя очень хочется!
Сколько я подставил людей по рассеянности на прежней моей работе, одному Богу известно, и продолжаю переживать из-за этого! Итог очевиден — мне предлагают уйти. Сейчас я получаю меньше, и работа спокойная, но ведь это не то, чего я хотел… Чувство собственной нереализованности рождает только новые комплексы. Да, забываю, пробую записывать, но теряю записки или забываю в них посмотреть или взять!
Я по натуре оптимист, но смотрю, как жизнь просто проходит… мимо! С друзьями не совсем общительный, так как большинство людей считает себя как бы выше из-за того, что они более собранные и целеустремленные. Я держусь с ними на расстоянии, боясь, что они сочтут меня несерьезным и несамостоятельным. Некоторые из них стараются моих проблем не замечать, а на работе слегка насмехаются".
Особое коварство СДВГ (если дефицит внимания сочетается еще с гиперактивностью) заключается в том, что он не только характеризуется неустойчивым вниманием, нарушением воли, забывчивостью и непоседливостью, но и маскируется под недостатки воспитания и издержки дурного характера. Например, перескакивание с одного дела на другое может казаться следствием отсутствия навыков организации труда, частая смена места работы — неуживчивостью или безответственностью, вспышки злости — проявлением необузданного темперамента, отсутствие интересов или жизненных целей — психологической незрелостью и несознательностью, несоблюдение договоренностей — шалопайством, потеря вещей — несобранностью, непослушание ребенка может казаться упрямством, слезы и обиды — капризами, неуспевание в школе — отсутствием дисциплины, требование родительского внимания — избалованностью, забывание ключей — разболтанностью. Такие явления действительно могут иметь вышеуказанные причины, но не в случае СДВ.
Понятно, что окружающие, не знающие об СДВ или СДВГ, в такой ситуации не преминут указать своему ближнему на «недостаток» и продолжить «страдающий явными изъянами» воспитательный процесс. Невнимательному тогда приходится очень туго. Каково это — всю жизнь слушать ругань вечно недовольных родителей, бесконечные упреки и критику близких, внимать нравоучениям, нотациям, уговорам, терпеть одергивания, наказания, порицания, «дисциплинарные взыскания», взбучки, осуждения?
Естественно, в довершение к житейским сложностям человек с СДВ ощущает свою ущербность и тотальную неадекватность. Он сам себе не нравится, он недоволен собой, вечно мучается ощущением вины и стыда, считает себя неудачником по жизни, у него пессимистичный взгляд на будущее. Следствием СДВГ часто бывает тоскливое чувство собственной бесполезности и низкая самооценка.
В результате хроническая глубокая неудовлетворенность — собой, работой, домом, чем угодно, — становится источником серьезных психологических проблем. Поэтому точная постановка взрослым диагноза СДВ (компонент гиперактивности у большинства взрослых людей отсутствует) даже задним числом может принести огромное облегчение.
Для этого человека оказывается, что «я — НЕ плохой, НЕ безалаберный, НЕ лентяй, НЕ безответственный, НЕ оболтус, НЕ разгильдяй, НЕ бестолочь, НЕ маша-растеряша, НЕ черствый и НЕ все прочие нелестные эпитеты, обычно используемые при таком поведении! Просто у меня СДВ. Я — хороший!»
Это очень важный момент в самоопределении любого человека. А для страдающего СДВ — особенно. Ведь всю жизнь он слышит всевозможную критику от родителей, воспитателей, учителей, друзей, коллег, начальников, священника, любимой девушки или парня, жены и сам верит в свою неправильность и «недоделанность».
Возвращение же веры в свою хорошесть и адекватность позволяет ему стать к себе более милосердным, дает ощущение прилива энергии (больше не надо бороться со своей «разболтанностью» и «неустроенностью») и открывает новые возможности.
Поскольку взрослые с СДВ, как и в детстве, страдают от низкой стрессоустойчивости, основным способом помощи им считается обучение разным способам адаптации к требованиям и повышения организованности на основе изучения собственных индивидуальных особенностей.
Стоит еще добавить, что отнюдь не все страдающие СДВ люди мучались ощущением своей неполноценности и несостоятельности. Например, на основе биографий известных людей считается, что у изобретателей Томаса Эдисона и Александра Белла, полководца Александра Македонского, Уолта Диснея, Генри Форда, Эрнеста Хемингуэя, Пикассо, Ван Гога, Сальвадора Дали, Джона Леннона и многих других был синдром невнимательности.
Есть мнение, что люди с СДВ — особенно пытливы и креативны, способны неординарно видеть ситуацию и порождать новые идеи.
Попробуйте попринимать лецитин (особенно детям). Я давал детям, которые считались вроде как умственно отсталыми в детском саду. Результаты были хорошие. Просто иногда в нашем питании не хватает каких-то веществ. Надо искать...
0 Ответить
У меня внучка 12-ти лет с синдромом СДВ. Хотелось бы получить не только описание состояния и поведения такого ребенка, но и какие-то рекомендации для родителей и других близких.
0 Ответить
Галина Вильвовская! Чтобы помочь в правильном развитии ребенка и избежать формирования у них "комплексов" и ощущения неполноценности, необходимо сотрудничество и терапия всей семьи.
Желательна работа с родителями, чтобы они не наказывали детей, не высказывали бесконечно им своего осуждения, применяли более воспитательные методы, которые предусматривают награды и похвалу, положительное внимание.
Благодаря этому дети становятся все более спокойными и организованными.
Очень желательна помощь родственников, поскольку дети с СДВ требуют много времени и адского терпения.
0 Ответить
Анна Сидельникова, странный совет! Вы же декларируете СДВ как болезнь! А оказывается нужно просто не наказывать детей!
0 Ответить
Дарья Иванова, вы преувеличиваете мои заслуги: я тут не при чем и ничего не декларирую. ADHD в соответствии с международной классификацией является самостоятельной нозологической единицей.
То, что я написала, не является советом, это указание на общепринятую тенденцию и практику.
"просто не наказывать детей!" - отнюдь не просто даже в отношении полностью здорового и спокойного ребенка.
А если Вам придется иметь дело с детьми с СДВГ, то Вы почувствуете, что это неимоверно трудно. Именно поэтому существуют группы поддержки для родителей, поведенческая и когнитивная терапия.
Про медикаментозное же лечение я упомянула в комментарии к предыдущей статье.
0 Ответить
Скажите, а кем считается, "что у изобретателей Томаса Эдисона и Александра Белла, полководца Александра Македонского, Уолта Диснея, Генри Форда, Эрнеста Хемингуэя, Пикассо, Ван Гога, Сальвадора Дали, Джона Леннона и многих других был синдром невнимательности"? Основной признак СДВ - невозможность концентрации внимания на ЛЮБОЙ деятельности. А это встречается достаточно редко.
Наши врачи сейчас любят всем подряд детям ставить диагноз ММД (минимальные мозговые дисфункции, куда относят и СДВ), а учителя радостно поддерживают - Вот почему Ребенок такой! Зачем пытаться его чему-то научить, ведь он больной...
0 Ответить
Дарья Иванова, считается некоторыми специалистами, которые не поленились изучить биографию и творчество этих людей. В англоязычной литературе СДВ именуется ADD/ADHD. Можете посмотреть инфу об этом в интернете. Однако эти данные не являются бесспорными. До сих пор, например, идет спор о том, является ли рассеянность Леннона проявлением СДВ или же это - следствие наркомании.
Про учителей - да, это беда, когда диагноз рассматривается как оправдание неуспешности-бесполезности обучения вместо того, чтобы использовать особый подход и специальные методы обучения таких деток
0 Ответить
Анна Сидельникова, согласна, не все так однозначно! И,как признают и англоязычные специалисты, СДВ - сопутствующий симптом при различных психических и неврологических расстройствах. И, к счастью, гениальность к данным симптомам не относится, если автор "не поленилась изучить биографии и творчество этих людей".
0 Ответить