Можно найти много определений понятия речь: от «способность говорить, говорение» (С.И. Ожегов), до — «исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил» (Википедия). Но все они говорят об одном: речь — это элемент общения. А оно невозможно без установления и развития контактов для совместной деятельности. И чем сложнее совместная деятельность, тем сложнее речь.
В общем смысле, под речью понимается передача информации с использованием того или иного языка — системы символов. Кроме языка, использующего слова, человек в своей повседневной жизни сталкивается с языком жестов, мимики, танца, математики, программирования
В отличие от компьютера, в «мозги» которого ещё на этапе производства можно заложить любую программу для обмена информацией (общения) с другими устройствами или человеком, ребенок рождается с «программой», использующей минимум информации для продолжения жизни вне утробы матери. Общение младенца с окружением в первые месяцы происходит через реагирование на кинестетические (двигательно-пространственные), тактильные (кожные), вкусовые (губы, язык) и обонятельные (нос) ощущения. Ребенок в этот период воспринимает сигналы, связанные с кормлением (запах матери, вкус молока), пеленанием (сухость и свежесть пеленок, касание рук), положением тела (укладывание для кормления, укачивание). Но уже с 1,5−2 мес. в процесс освоения окружающего мира включаются слух и зрение. Возрастает потребность для расширения форм общения, что приводит к появлению речи, вначале на основе жестов, мимики, а затем — звукопередачи.
Не удивительно, что живая природа использовала звук — механические колебания в упругих средах, в качестве основного носителя для передачи на расстояния оперативной информации. Звук легко генерируется, распространяется и изменяется, как по интенсивности, так и во времени — по частоте. Скорость звука в воздухе — 340 м/с, что на порядок превышает скорости самых быстрых наземных животных (антилопа до 28 м/с, гепард — 25 м/с) или летящего копья (30м/с), и в несколько раз превышает скорость лучной стрелы (50−100 м/с). А над водными поверхностями, на открытых пространствах, в редколесье звук, издаваемый живым существом, может быть слышен на расстояниях до нескольких километров. На сочетаниях звуков разной частоты и интенсивности легко строится простая для восприятия и воспроизведения система акустических сигналов.
Но чтобы применять тот или иной язык, надо научиться его воспринимать,
Освоение ребенком устной речи — слушание и говорение, происходит фактически параллельно. Уже во втором полугодии ребенок устанавливает связь между словом, предметом и действием, с 9 месяцев понимает и выполняет элементарные словесные указания, начинает отвечать на высказывания взрослого, но его речь ещё состоит из жестов, мимики, звуков, обрывков слов.
Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом — гортанью, но примерно до года она находится в горле выше, чем у взрослых — на уровне IV шейного позвонка. Это положение гортани позволяет ребенку одновременно сосать и глотать молоко. После года гортань начинает постепенно опускаться — до уровня VI позвонка, что и завершается к двум годам. Только после этого гортань готова полноценно участвовать в голосообразовании. Чем дольше ребенок сосет соску, тем дольше задерживается начало говорения.
Но чтобы говорить, надо уметь услышать звуки, выделить их сочетания, запомнить их, попытаться движениями голосовых связок, языка, губ издать свои звуки и, проговорив, пропев — услышать, сравнить… И так снова и снова, каждый день, по много раз. А тут ещё надо научиться соединять и сливать звуки в буквы, слоги, слова, осознавая услышанное и сказанное. А для этого необходимо общение, общение и ещё раз общение. И в первую очередь — с мамой, голос которой ребенок легко узнает — ведь он уже слышал его, когда был 32−38 недельным эмбрионом.
Развитие устной речи в первый год происходит не только на слух, но и визуально — ребенок учится распознавать звуки по движению губ. Но зрение ещё несовершенно, до года «хорошо» воспринимаются движения губ одного человека — мамы. Замена on-line губ и голоса мамы другими губами и голосом или монитором с суперкачественной записью звучащего маминого изображения, или «почти живой», дорогущей игрушкой, кроме вреда, для развития ребенка ничего не принесет. Ребенку нужны именно мамины губы, вместе с голосом, жестами, запахом, кожей и волосами.
Сегодня однозначно установлено, что формирование устной речи в младенчестве, её интенсивное развитие в первые три года жизни является основой развития высших психических функций. К году ребенок осваивает первые слова. Их немного — от 4 до 20, они имею персонифицированное значение: «мама» — это только его мама, и больше никто, «киса» — только вот эта кошка, и никакая другая. Но какую радость первые слова доставляют и ребенку, и его близким! Это начало, а сколько ещё больших, трудных и радостных дел впереди, чтобы освоить устную речь!
И снова меня удивляют сторонники «раннего развития», безоговорочно принявшие на веру заявления физиотерапевта Гленна Домана, что 1 год является «самым лучшим временем для того, чтобы начать» учить ребенка чтению.
Спасибо, Вячеслав, за Ваши труды, очень внушительно сама, когда ребенок появился, стала много читать о развитии детей о педагогике в общем, о том "ну все же - КАК?" И, признаться, не встречала людей, которые доказывали, что раннее развитие невозможно (Или мне промыли мозг и я просто их не замечала?). Но я с вами, пожалуй, соглашусь. Можно начать ребенка учить читать в год, и он как раз к 4-м годам уже заезженные карточки будет воспроизводить и "читать" и мама может похвалиться, что вот у нее какой малыш умный растет)), а можно начать учить читать в 4 года и он научится "читать" к 5 годам В общем, веду к тому, что может зачем вообще его (детеныша) учить читать в этом возрасте, когда его этому должны учить в школе? или? Много ли для счастливой жизни вообще нужно читать? Надеюсь, мысль моя неглубокая Вам понятна.. Хотелось бы у Вас уму-разуму поучится...
1 Ответить
Мне понравился цикл статей, с автором согласна. И вообще, чего уж так жизнь торопить? пятерка!
0 Ответить
Брюханова Ирина, успехов!
0 Ответить
Чего к маленьким довязались!всему научимся! не сомневайтесь
0 Ответить
Брюханова Ирина, не сумлеваюсь, ни с-ко-ле-чко!!!!
0 Ответить
Артемка
0 Ответить
К сожалению не помню автора брошюры "Как научить ребенка читать", которая попалась мне 22 года назад и по которой я учила читать своего сына. Так вот там не нужно было годовалому ребенку произносить звуки или читать по слогам, там метод основан на другом - слово читается целиком, то есть рисуются карточки со словами, которые ребенок уже знает или часто слышит: МАМА, ПАПА, БАБА, КАША, МАШИНА и т.д., и карточки с цифрами от 0 до 9, затем эти карточки показывают ребенку и называют написанное слово, естественно по времени такое занятие длится не долго, чтобы не надоело ребенку, и через некоторое время карточки раскладывают перед ребенком и спрашивают где слово МАМА и ребенок точно указывает именно на эту карточку! И уметь говорить ребенку при таком чтении не нужно! Я своего сына так научила читать и считать. Гения из него не растила , но у нас не было проблем со складыванием слова из слогов, он читал сразу слово! Хорошо была развита способность к запоминанию текста. Мне этот метод очень понравился!
Оценка статьи: 4
1 Ответить
Оксана Кулик, а я не учил своих детей ни по каким карточкам и у них "не было проблем со складыванием слова из слогов» и т.д.
Но объясните, ЗАЧЕМ учить читать годовалого ребенка, когда он только начал говорить?
0 Ответить
Вячеслав Озеров, я не учил своих детей ни по каким карточкам... А я учю по карточкам, играм, методикам. С магнитной доской и деревянными пазлами (цифры и буквы),... И довольна результатом.
0 Ответить
Вероника Нактинис, А где я пишу о необходимости учить ребенка по карточкам? Вы внимательно прочиталли статью, да и всю серию моих статей о раннем развитии, точнее против т.н. "раннего развития"?
И окаком возрасте детей Вы пишите?
0 Ответить
Вячеслав Озеров, пишу о дошкольниках, в этом случае. Моей дочке два года и я занимаюсь с ней по своей методике в соответствии с её способностями и интересами.
0 Ответить
Вероника Нактинис, "цыплят по осени считают", а вот исправить результаты экспереминтательство над детьми раннего возраста ещё ни кому не удавалось.
0 Ответить
Вячеслав Озеров, я "экспериментировала" также над младшими братом и сестрой. И посчитала цыплят - прекрасно получилось!
0 Ответить
Вячеслав Озеров, общайтесь в личке, пожалуйста. Здесь обсуждается статья, а не личные обстоятельства кого бы то ни было! Вячеслав, вы ведь знаете правила! Удалено. Вероника поддерживать здесь эту беседу не будет
0 Ответить
Люба Мельник, мой оппонент - Вероника Нактинис, обсуждая возможность обучения детей чтению с ранего возраста, о чем моя статья, сообщает, что "я экспериментировала также над младшими братом и сестрой " и это оказалось удачным ("... прекрасно получилось!"). Но не ясно о каком возрасте она говорит.
Поэтому я поинтересовался её разницей в возрасте с её братом и сестой. Думаю, что это должно быть интересным всем читателям.
0 Ответить
Вячеслав Озеров, разница в возрасте небольшая, 3 и 6 лет.
Если интересна именно моя ситуация, то расскажу. Со мной занимались родители. Позже отец брал меня (2-4 г.) на свои уроки и мероприятия, уроки его коллег я выбирала и "посещала" сама, где было интересно.
Воспитание младших стало моим первым опытом "репетиторства". Учила всему, что знала - играла в школу.
К первому классу складывали и т. д. в столбик двухзначные числа. Читали хорошо, рано, рассказывали наизусть сказки.
Повторюсь, все дети разные.
Я "за" раннее развитие, но по индивидуальным программам!
Люба, извините, больше не буду.
0 Ответить
Вячеслав Озеров, после трех замечаний следовало бы внять. Удалено, Вероника в этот блог больше не придет. Вячеслав будет поджидать здесь других читателей.
0 Ответить
Вячеслав Озеров, все, в личку. Здесь - удалено.
0 Ответить
Вячеслав Озеров, мы с Вами не понимаем друг друга. И существуем в разных реальностях и времени.
Нигде не пишите! Или я не заметила? Это и плохо. Как-то все в прошлом веке, закостенело.
Из прошлого надо брать лучшее, из настоящего - нужное! И развивать ребенка - по его возможностям и потребностям! Для будущего!
Детей стоит учить так, как им интереснее! По карточкам, картинкам, игрушкам,...
Дети разные. Перед одним нужно сплясать народный танец, с другим- чертить на песке, с третьим - делать презентацию и выводить на интерактивную доску. РАЗНЫЕ ДЕТИ - РАЗНЫЕ МЕТОДЫ! Кого-то надо учить читать, кого-то строить или петь, кому-то достаточно рассказывать сказки и почаще обнимать. Вот и вся премудрость. Маме действительно виднее, а профессиональные педагоги и воспитатели подскажут и подправят по возможностям и способностям конкретного ребенка.
Развивать или не развивать заочно - это как над водой шептать. Какая-то народная медицина. Извините, если резковато. Мое скромное личное мнение.
0 Ответить
Вячеслав Озеров, я же говорю не дети, гении
0 Ответить
Людмила Вахрушева, абсолютная правда.
0 Ответить
Маме лучше знать, когда учить ребенка. Но я думаю сейчас достаточно игр для развития в таком возрасте, всему свое время! Но судя по школьной программе, ребенок в школу должен идти уже гением, а по окончанию - работать
1 Ответить
Наташа Каминская, а по поводу "судя по школьной программе... в школу должен идти уже гением,",Вы можете дать принципиальные отличия шк. программ 2000 годов от программ, например, 40-50 годов прошлого века?
В те годы в 1 классе 1 сентября(из 40-45 чел.) читать умели 2-3 ученика, а остальные, хорошо если знали несколько букв. И какой вывод из этого?
0 Ответить
Вячеслав Озеров, к чему эта история к моему комментарию. Я говорила о благоразумных родителях, которые серьезно относятся к рождению и воспитанию ребенка! И о том, что всему должно быть свое время! А о том, что сейчас намного сложнее программа это факт! Может еще сравним как воспитывали детей в 18 веке, глупо...
1 Ответить
Наташа Каминская, а Вам, что история не понравилась?
По программе 40-60 годов - учился я и братья, по программе 80- х - учился мой ст. сын, по программе начала XXI века - учился мой мл. сын и учатся мои пасынок и внучка. За это период (более полвека) принципиальных изменений и отличий ни по содержанию, ни по сложности не обнаруживаю. И получались и гениии и не очень, а просто.... И при чем здесь "чтение с пеленок"?
А вот в XVIII веке ни мне, ни моим сегодняшним родственникам учиться не приходилось, поэтому – не знаю.
0 Ответить
Вячеслав Озеров, история забавная, спасибо! Не лукавьте, изменений достаточно! Особенно, если говорить о тех годах,что вы пишете и сравнивать их с XXI веком. Наука не стоит на мести. Тех знаний, которых было достаточно в 40-60 года, сейчас будет маловато.
И я не за "чтение с пеленок", я писала, что всему свое время. Это видать вы не захотели увидеть.
Но сколько людей, столько и мнений. Спасибо, за диалог!
1 Ответить
Наташа Каминская, а Вы, что учились в 40-50-е, и можете сравнивать?
О каких знаниях говорите Вы, которых "сейчас будет маловато"?
Могу отметить, что уровень и качество школьного образования 40-60 намного выше нынешнего. Пример, мы все писали сочинения при поступлении в ВУЗы, а сегодня? Почти все прекрасно считали устно, а сегодня 2,8 на 4 без калькулятора не могут разделить, а что говорить о возведение в квадрат в уме хотя бы двухзначного числа и т.д. и т.п.
0 Ответить
Вячеслав Озеров, я писала сочинение! Их и сейчас пишут, Вы, просто плохо знакомы с программой при поступлении в ВУЗ. Хотя может, я не так много знаю о образовании в России. Не буду с Вами спорить!
1 Ответить
Наташа Каминская, полностью с Вами согласна. Как специалист в сфере образования подтверждаю Ваши слова.
0 Ответить
Вероника Нактинис, не понял, а о чем пишу я?
0 Ответить
Вячеслав Озеров, посмотрите выше. Например:"а Вы, что учились в 40-50-е, и можете сравнивать? О каких знаниях говорите Вы, которых "сейчас будет маловато"?;"Вы можете дать принципиальные отличия шк. программ 2000 годов от программ, например, 40-50 годов прошлого века?"... И так далее.
Я из семьи потомственных педагогов (дед, отец, прадед, прапрадед...). И сама преподаватель и репетитор. Я могу Вам по полочкам разложить все изменения в программах, отличия царских гимназий, советских и современных школ, всю историю и инновации. К сожалению, нет времени. Лучше посвящу его ребенку.
К тому же Вы слишком категоричны и однозначны. Спорить бессмысленно.
Но замечу: нет универсальной методики ни раннего, ни познего развития. Уравнивать всех детей - шарлатанство или безразличие. Сколько детей - столько и средств, методов воспитания и обучения! Только индивидуальный подход позволяет достичь наилучших результатов!
Дошкольники в семье - очень тонкая, почти интимная материя, здесь нельзя ничего утверждать и навязывать! Родители лучше знают своего ребенка.
Если нет противопоказаний врача, если и дети и родители довольны - они имеют право развивать ребенка, как считают нужным. Главное - общение, уважение и обоюдное удовольствие!
0 Ответить
Вероника Нактинис, "отличия царских гимназий от советских и современных школ" сегодня мало кого интересуют, а вот расклад потомственного педагога по полочкам периода с 40 - х прошлого века по настоящее времени, хотел бы почитать и сравнить его с тем, с который я познакомился 15 лет назад, учась в РГПУ им. Герцена. Интересно.
0 Ответить
Вячеслав Озеров, при всем уважении к Вашему учебному заведению... Время сейчас не хуже и не лучше. Просто другое. А дедам и внукам видится разное.
0 Ответить
Вячеслав Озеров, вашу беседу следует перенести отсюда в блог либо в другое место. Здесь эта беседа - оффтоп.
0 Ответить
Люба Мельник, не возражаю. Если получу разложенный по полочкам ответ, то надеюсь на статью, типа «Как видится одно и то же дедами и внуками?»
0 Ответить
Есть более важные умения, которым можно и нужно малышей учить до обучения чтению.
Это умение определять различие и сходство предметов по цвету, по форме, по размеру. Сравнивать (больше- меньше, выше- ниже...), умение делать что-то по образцу, уметь описать картинку, найти различие в похожих рисунках и т.п.
Нужно развивать слух и речь (чёткость произношения). Как ребёнок читать может, если у него каша во рту, а некоторые звуки вообще не выговаривает?
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Наташа Каминская, по поводу "МАМЕ ЛУЧШЕ ЗНАТЬ"
о раннем развитии - с улыбкой
читать дальше →
0 Ответить
не согласен.
1 Ответить
glab ракитин, с чем "не согласен"?
0 Ответить
Вячеслав Озеров, с статьей
0 Ответить
glab ракитин, а можно конкретнее и с аргументами.
0 Ответить
А если к году ребенок показывает на всех пробегающих мимо кошек на прогулке, тычет пальчиком в книжку с нарисованной кошкой и говорит при этом "МЯУ" - это ребенок гений. Ведь к году, исходя из статьи, он должен запомнить только то, что так называть можно лишь одно конкретное животное. А если незнакомых мужчин на прогулке называет "дядя", а малышей "ляля" - это уже кандидат в Нобелевские лауреаты. Я живу в окружении гениальных деток!
Но все это потому, что родители с ними преимущественно разговаривают да играются, а не учат их читать )))
1 Ответить
Татьяна Комисарова, одно из первых «слов» моего годовалого ст. сына было - «Тры-ы-ы». Он его использовал до 1,5 – 2 лет при виде любого двигающегося или стоящего механического транспортного средства. Это «слово», а точнее – звукоподражание, он освоил где-то к 9- 10 месяцам, по очень простой причине - дача, в которой он с мамой, бабушкой и дедом с 3,5 до 10 месяцев прожил, находилась рядом с дорогой, по которой днем по несколько раз в час проходил трактор с груженой тележкой. Месяцев за 2-1,5 до двухлетия, он стал называть автомобиль – «ма-па-шина», а трактор – «тра-тор», хотя иногда использовал своё «Тры-ы-ы».
В Вашем примере «Мяу» не название животного, а нормальное звукоподражание ребенка, при виде объекта (субъекта, животного), который может издать такое звукосочетание. Это не слово, что-либо обозначающие, это скорее восторг (эмоция), от появления повода «мяукнуть».
Напоследок. Бывает очень больно смотреть на выросших детей, в которых уже в младенчестве «видели» «гениальных личностей» достойных обучению не ниже, как в Гарварде, с прицелом на «нобиля».
0 Ответить
Вячеслав Озеров, дело в том, что довольно таки много логопедов сходятся во мнении, что звукоподражания у малышей, если они называют ими конкретные предметы, животных, людей и даже действия, можно и нужно считать полноценными словами. Может это такие же, вроде, Домана "глупыши"
"Дядя" и "ляля" Вы предпочли не заметить .
И на "нашей песочнице" дети годовалые приведи пробегающей собаки радость выражают звукоподражанием "гав". И как только получается различать поводы "мяукнуть" и залаять.
Ваше желание обратить внимание на то, что обучение ребенка нужно начинать вовсе не с чтения, весьма похвально, как и рекомендация "между строк" растить не гениев, а нормальных людей, просто в вашем тексте представлен только один взгляд на этот вопрос. А поскольку Вы не приверженец новых методов, то и источники, скорее всего у вас были с солидной "выдержкой".
1 Ответить
Татьяна Комисарова,
1.Я говорю про речь ребенка, прожившего 365 +/- 20-30 дней. Уже к 1г. и 8м. ребенок знает около 100 слов (включая звукоподражательные), а через пару месяцев не менее 300. К 3 годам от 1000 до 1500.
2.По поводу того, что «много логопедов сходятся во мнении, что звукоподражания у малышей… нужно считать полноценными словами», то откуда это они узнали? Ведь они работают и наблюдают детей не младше 3 лет (как исключение 2 года и то, по «просьбе» мам). Поэтому, по развитию речи до 3 лет, меня больше интересует мнение специалистов по психофизиологическому развитию ребенка (младенца), а не тех, кто учит ребенка старше 3 лет произносить тот или иной звук.
3.Я искренне восхищен гениальностью годовалого карапуза, который способен определять половую принадлежность субъекта, прогуливающегося рядом, обращаясь к нему или указывая на него - «дя-дя». Ведь сегодня даже брюки не являются отличительным признаком пола. Чаще бывает другое – мама, желая привлечь к себе внимание некоего субъекта в брюках, не заметно для себя научает ребенка пропевать звукосочетания «ДЯ-ДЯ», когда интересующий её субъект оказывается рядом. Аналогично объяснение можно найти и с «ля-ля».
4.Коль Вы «приверженец новых методов», то, пожалуйста, результативность этих «новых методов» из источников без «с солидной "выдержки”». Только учтите, что метод обучения языку по карточкам был известен еще в XIX веке и не Г.Доман его изобрел. И давно известно, что он неплохо работает при обучение чтению письма на английском языке детей из колоний Великобритании. Но и там детей не учили ранее 7 лет.
0 Ответить
Вячеслав Озеров, я не "приверженец новых методов" и не поклонница старых, я за то, чтобы ребенку родители помогали развиваться исходя из его потребностей и были к этим потребностям внимательны. Когда жил Доман для меня не новость, как впрочем, и информация о многих других ученых, педагогах и просто родителях, зафиксировавших свой опыт развития детей письменно.
И как же по Вашему называются "специалисты по психофизиологическому развитию ребенка", особенно, если в своей статье Вы уделяете внимание именно развитию речи и своевременности обучения чтению?
Мамы с детьми, как правило, уже привлекли к себе внимание "некоего субъекта в брюках" и учат ребенка называть его "папа"
1 Ответить
Татьяна Комисарова, коль Вы «не "приверженец новых методов" и не поклонница старых», то поделитесь знаниями, как родители могут "помогать" ребенку "исходя из его потребностей". Думаю, что не будите спорить, что одних знаний о времени жизни Домана и о том, что что-то и кем-то написанном, не достаточно.
В статьях о «раннем развитии» я делюсь своими знаниями, базирующихся на теории и подтвержденных практикой.
Похоже, Вы не внимательно прочитали статью. В ней говориться: «Выделяются два вида речи: устная (слушание, говорение) и письменная (чтение, письмо). Какой же вид речи осваивает ребенок в первую очередь?»
0 Ответить
Вячеслав Озеров, напрягая весь свой скудный интеллект и знания, приблизительно понимаю, что вначале бы неплохо бы послушать, потом научиться говорить, после читать, а там уже и писать (хотя это обычно делают одновременно).
А еще я знаю, что в письменно речи существуют орфография и пунктуация, освоить которые легче, много читая.
А раннее чтение еще и для зрения вредно... особенно, если начинать читать с экрана монитора тексты сверстанные 8 кеглем и меньше.
1 Ответить
Татьяна Комисарова, ура, нашли общий язык.
0 Ответить
Чтение нужно человеку только как вспомогательная форма усвоения сознательной информации. Чем раньше начать читать, тем хуже будет работать подсознание и менше разовьётся способность воспринимать информацию на слух, что может отрицательно сказаться не только на его подсознательном знакомстве с жизнью, но и на здоровье...
0 Ответить
Михаил Быстров, Сайт, из которого Вы черпаете мудрость - это смесь мистики и чепухи с некоторой примесью житейской мудрости.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Михаил Быстров, реклама в блогах запрещена, ссылка удалена.
0 Ответить