Кристина Абрамовская Грандмастер

Почему встречают по одежке?

Давеча ко мне в гости приезжал гость из Нидерландов, который никогда не был на постсоветском пространстве. Он был страшно шокирован внешним видом наших людей — особенно женщин.

michaeljung Shutterstock.com



Как и тысячи иностранцев до него, он, с трудом выходя из культурного шока, постоянно повторял: «Почему ваши женщины выглядят как проститутки? Я вырос в квартале Красных фонарей, даже там секс-работницы одеваются менее вызывающе…».

Я со снисходительным терпением слушала его спичи, время от времени равнодушно пожимая плечами. Так как эта тема постоянно муссируется со всех сторон не только на страницах глянцевой прессы, но даже в серьезных дискуссиях, мне нечего было особо добавить или возразить — все уже было тысячу раз сказано до меня.

По иронии судьбы, вскоре после этого я отправилась в Европу с парой соотечественников, которые также впервые оказались по другую сторону границы. И тут на меня, еле отошедшую от аргументов в оправдание наших гендерных традиций, обрушился следующий шквал вопросов. Звучали они так: «Почему тут женщины такие толстые? И не скрывая этого, ходят в лосинах! Почему нельзя на эти ляжки хотя бы туничку надеть? Неприятно же смотреть! А чего у этого парня серьга в губе? Я понимаю, женщинам надо быть привлекательными, они губы и прокалывают. А у парня чего? Он что, голубой?» — и так далее. Мое отчаяние чуть было не привело к открытому конфликту: я дошла до крайней точки кипения и в достаточно резкой форме попросила не обсуждать со мной внешность других людей. Собеседники на некоторое время присмирели, потом подзабыли о моей просьбе и снова стали мне многозначительно кивать на прохожих с фиолетовыми волосами и татуировками на лбу и щеках.

…Я даже стала подумывать по приезде домой заказать футболку с лаконичной надписью «Внешность — не главное», дабы вместо долгих разговоров молча указывать на мое мнение по этому поводу. Но тут мне на глаза попалась статья о боевых костюмах и раскрасках африканских племен. Оказалось, все дело в том, что внешний вид человека содержит невербальные сигналы, и чем примитивнее общество, тем внешний вид более строг и регламентирован, а шаг влево и вправо строго карается обструкцией и прочими весьма ощутимыми наказаниями. Вспомните тюремные татуировки — их обладатели свято чтут их символику и соблюдают иерархию; и не дай бог нанесенное на тело изображение не будет соответствовать действительности! За «неправдивую» татуировку могут и убить! Что тогда уже говорить про моих собеседников, которые всего-навсего осуждали людей, которые, по их мнению, выглядели «неправильно»!

Интересно, что есть даже специальный термин — лукизм, от английского — look, «выглядеть», и «фашизм» (в переводе не нуждается). Это своеобразная форма дискриминации на основе внешнего вида человека. Двойные стандарты в отношении внешности — явление распространенное, и, несмотря на то что в школе нас учат «главное — внутренняя красота, а внешняя — лишь обертка», и так далее про огонь и сосуд, каждый из нас примерно знает, куда и как лучше одеваться. И сколько бы вокруг не говорили о свободе личности, свободе выбора и прочих признаках зрелой личности, мы не особо свободны в самом простом — как мы выглядим: общество все время указывает нам, что надеть, где подкачаться, как причесаться и куда вставить серьгу. Народная мудрость более резка: известная пословица из двух частей редуцировалась до поговорки «по одежке встречают». И действительно, до хороших проводов можно протянуть лишь на одной внешности.

Я как-то приводила своим друзьям простой пример: как свободна бы я ни была внутренне, я не смогу надеть костюм динозавра и ходить в нем постоянно. Хотя костюмчик динозавра и не выглядит аморально, неприлично, вызывающе или опасно, а временами — на детских праздниках — даже уместно, я не приду в костюме динозавра ни к себе в офис, ни в банк, ни в посольство за новой визой! Особенно если я не пытаюсь таким образом что-то выразить типа своего протеста против вымирания динозавров, а просто хочу выглядеть как динозавр ростом 168 см! О какой свободе выбора или воли может идти речь, если я не в состоянии позволить себе такую простую прихоть? Конечно, я могу рискнуть — но в лучшем случае меня просто не пустят во все перечисленные присутственные места. А в худшем — вызовут бригаду санитаров, которым бесполезно будет доказывать, что я известный журналист и литератор: вскоре я смогу обсудить тонкости кроя хвоста динозавра со Сталиным и Петраркой.

И, подытоживая все вышесказанное, хочу лишний раз подчеркнуть следующее. Каждый раз, когда мы не воспринимаем кого-то, потому что он выглядит «не так» — слишком толстый, слишком небритый, слишком неухоженный, мы становимся на один уровень с дикарями, дифференцирующими людей на основе узоров из глины и буйволиного навоза, головного убора из веток и перьев, костей в носу, дырок в ушах и шрамов на груди.

Обновлено 22.10.2017
Статья размещена на сайте 26.06.2013

Комментарии (21):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Муратова Ирина Муратова Ирина Читатель 1 июля 2013 в 15:19 отредактирован 1 июля 2013 в 15:32

    Статья славно читается и тема интересная. Вот есть у нас наш внешний вид, каким образом мы можем что-то о себе сказать в первую минуту общения, кроме как своим внешним видом? Нашей одеждой? Э? Телепатия? так ее пока нет для всех и у всех.

    А вот означенный нидерландец, и как автор пишет тысячи других иностранцев, с ужасом оценивают наших женщин, как проституток, понимай по одежке!

    Встречают сии иностранцы наших дам, осматривают, оценку дают, позволяют себе говорить обо всех женщинах в незнакомой стране, как о проститутках, ссылаясь на свой опыт.

    Не верю я в это, а если и поверю, задаюсь вопросом – а где же хваленная, европейская толерантность?

    Или сия толерантность заканчивается за границами своего государства, где привлечь к ответственности за « не фильтрованный базар» не могут? Это что же получается – двойные стандарты?

    Внутренняя свобода это не есть наша одежда, проявлять свою внутреннюю свободу посредством тряпочек, напяленных на себя и шокирующих окружающих, это так смешно и по детски, взрослый и ответственный чел вообще заморачиваться не будет конфронтацией с обществом, в виде одежды, к чему это?

    Оценка статьи: 4

  • Почему, как проститутки? Потому что, несмотря на все завоевания женщин, в мозгах и по воспитанию, женщина по-прежнему устраивается в жизни посредством своего внешнего вида. Это не вытравить.

    Мне об этом говорили и американцы, и французы и даже болгары.

    Да, большинство встречает по одежке. Хотя бы провожало по уму. Увы, часто по ней и провожает. Шибко умных у нас не любят-))

  • А, по-моему, внешний вид человека - это отражение его внутренней культуры.

  • Антон Советский Читатель 1 июля 2013 в 03:04 отредактирован 27 мая 2018 в 19:36

    Внешний вид человека-главный атрибут оценки его личности. Но это, конечно , на начальном этапе знакомства. По внешнему виду многое можно сказать.

  • Целенаправленная пропаганда аморальности и вседозволеннсти . И в одежде , и в поведении всегда были и будут понятия нормы и отклонений . Это среди животных и дикарей все дозволено .

    Оценка статьи: 2

  • Почему, почему? Да потому что у них недавно, а у нас давеча

  • У меня есть друзья в Европе, и в первые годы общения они с удивлением говорили: странно, - куда ни идёшь - всегда наряжаешься и накладываешь макияж. Побывав в европейских столицах - с не меньшим удивлением замечала контраст: яркие, стильные, экстравагантные дамы азиатского и африканского происхождения - и местные: ненакрашенные, с невнятными причёсками, в бесформенной одежде. Потом проанализировала и догадалась: говоря словами Задорнова, была у них инквизиция. Да-да, была, и на генетическом уровне приучила не высовываться. А потом - кальвинизм и лютеранство, объявлявшие грехом всё, кроме серых и чёрных платьев, белого воротничка и глухого чепца. А сейчас - пресловутая политкорректность или ещё какие-то гримасы демократии. И не было у них, как у нас, "берёзок", "лебёдушек", культа "красной девицы"... Мы-то знаем, что Василиса Премудрая - она одновременно и Василиса Прекрасная!

    • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 1 июля 2013 в 14:17 отредактирован 1 июля 2013 в 14:19

      Светлана Гончаренко, спела гимн самой себе-)))
      "Наши женщины - самые красивые в мире" - жутко льстит дамскому самолюбию (Уж сколько лет твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не впрок. И в сердце льстец всегда отыщет уголок.) ….
      Увы, часто думают, что наши женщины дей-но выглядят как проститутки, и ведут себя похоже.
      Не стоит забывать, что у женщин на Руси скромность и кротость были первыми добродетелями.

  • Александра Гр Читатель 30 июня 2013 в 17:48 отредактирован 27 мая 2018 в 19:36

    Ну Вы даете - про лосины и серьги в губах! Это как раз у нас на каждом шагу встречается, в добавок ко всему Вами перечисленному и не только.
    Против костюма динозавра ничего не имею против, наоборот только за! Но вот, например, мини-юбка, топик и маска (в прямом смысле слова) макияжа на 70-летней бабушке (не хочу никого обидеть) - это серьезный удар по моей психике. Разумеется, данный случай всего лишь наиболее запомнившийся, но подобных перегибов у нас что-то слишком много, достаточно спуститься в метро, чтобы в этом убедиться. Некоторые люди (особенно молодежь) выглядят действительно странно, но это никому не мешает - и ради бога, но с другими просто противно находиться рядом, уж извините.
    Я сама не понимаю тех, кто осуждает чужой внешний вид, но должны же быть какие-то рамки приличия, мы ж не дикари, как Вы сами заметили, надо и о других думать.
    Так что с выводами к статье согласна только частично.

  • Сам текст, как таковой - отлично. То, как распорядился автор материалом - слабенькая троечка. Подытоженное - минус десять... Итого:

    Оценка статьи: 0

  • По крайней мере, статья отвечает на вопрос, вынесенный в заголовок. (Хотя вывод в конце неверный.)

    Оценка статьи: 2

  • Нет ничего зазорного в стремлении наших соотечественниц выглядеть привлекательно и сексуально.Другое дело,что в этом деле важно чувство меры и вкуса. При желаннн этому можно научиться.

  • Из увертюры к статье ожидалось, что будет больше о впечатлениях соотечественника (после долгой разлуки) о внешнем виде жильцов СНГ. А из текста получается наоброт: вырвался за бугры и дЫвится разнообразию аномалий во внешнем виде людей.
    ... Сомнение обуяло в правильности "по приездУ", м/б, имхо, "по приездЕ"?

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 30 июня 2013 в 13:11

      Сергей Дмитриев, спасибо, поправили. Обратите внимание, в правой колонке появился блок системы Орфус. Теперь можно не сообщать об ошибках и опечатках в комментариях, а сразу во время чтения текста отсылать мне сообщение о них.

    • Сергей Дмитриев, по приезде - в смысле: приехав, после приезда.
      По приезду - по факту приезда: по приезду Сергея Дмитриева народ понял: рабочий день начался.

  • "мы становимся на один уровень с дикарями, дифференцирующими людей на основе узоров из глины и буйволиного навоза, головного убора из веток и перьев, костей в носу, дырок в ушах и шрамов на груди."
    А чем лучше дикари в прикиде от Армани?

    Другое дело - упомянуная невербальная сигнализация.
    Пока общество не овладело телепатией, без неё - невербальной - ну никак.
    Сразу вспоминается эпизод из "Приключений капитана Врунгеля", где он подал милостыню лорду.

  • Своим внешним видом человек, по моему мнению, позиционирут себя и свое отношение к окружающему сообществу, в том числе и к общепринятым нормам в этом сообществе. Если кто то не согласен с этими нормами, то можно ходить в костюме динозаврика и шокировать зевак.
    Может быть и правда, давно пора менять устои моды и традиции одеваться. Улицы переполнены сказочными персонажами, животными, явлениями природы т. п. Не улица, а сказка