Такое поведение, когда человек заботится о благополучии других, называется альтруистическим. Кроме того альтруизмом называются бескорыстные поступки, самоотверженные, связанные с принесением в жертву собственных интересов, совершенные ради интересов других людей.
Альтруизм, наверное, взял истоки из христианской заповеди «Возлюби ближнего, как самого себя». Само же понятие ввел Огюст Конт (основатель социологии, французский философ) в противопоставление эгоизму. Но есть ли он на самом деле? И насколько альтруистические поступки лишены всякого эгоистического мотива?
Во избежание гневной критики со стороны других, заранее отмечу, что статья не основана на научно доказанных фактах, а опирается лишь на мои гипотезы, с которыми вы, дорогие читатели, можете быть не согласны!
И, наверное, убежденный оптимист, имеющий девиз по жизни «Всё будет хорошо, я узнавала…», после прочтения ниже изложенного материала всё равно останется с мыслью, что «хорошие люди есть и они совершают бескорыстные альтруистические поступки». Я же, в свою очередь, придерживаюсь точки зрения (возможно, немного циничной), что не все «так чисто и гладко» в помыслах этих людей. Так ли бескорыстен каждый поступок альтруиста?
Ведь, совершая поступок, направленный на принесение пользы другому, человек испытывает положительные эмоции — радость, удовлетворение
На мой взгляд, уместно здесь и предположение о повышении собственной самооценки такими благородными поступками. Ведь они же показывают нам и другим людям, какие мы хорошие, так и просят за нас: «погладь по головке». И конечно, удовлетворяют нашу потребность быть нужными и значимыми, помогают нам самоутвердиться.
Кстати, не исключена такая функция совершения альтруистического поступка, как заглаживание вины (к примеру, за совершенный ранее «плохой» поступок) — здесь присутствует эффект «раскаяния».
Конечно, хочется верить в то, что «не перевелись еще на земле русской» люди, которые способны сделать хоть что-то «просто так». И так хочется, чтобы таких людей было побольше. Ведь в современном обществе людей, живущих «только для себя», стремящихся обладать как можно большим, удовлетворять свои потребности, не считаясь с другими, согласитесь, куда больше, чем тех немногих, совершающих что-то ради других людей.
И пусть в их поступках есть толика «неблаговидных», эгоистичных причин, согласитесь — это не столь важно. Главное, что есть люди, которым небезразличны близкие и совершенно незнакомые люди. Давайте будем ценить таких людей и сами будем хоть немного следовать их примеру. Ведь так приятно делать что-то хорошее!
Как гласит народная мудрость: Хочешь долго не видеть человека- займи ему денег (В данном случае сделай что-либо без корыстный намерений))
0 Ответить
Меня лично побуждает к помощи людям радость при виде их счастливых лиц.
1 Ответить
А существует ли альтруизм
Конечно существует.
Вот например я - я всегда иду навстречу тому, кто жаждет сделать для меня какое-нибудь доброе дело.
В результате один из нас получает доброе дело, а другой обретает весь мир, веру в себя и Спасение - он альтруист. А я - я еще больший альтруист, поскольку дал возможность ближнему своему почувствовать себя альтруистом.
Т.о., волки сыты овцы целы.
зы
статью конечно недочетал.
1 Ответить
"Ведь, совершая поступок, направленный на принесение пользы другому, человек испытывает положительные эмоции – радость, удовлетворение и т.п."
Особо наслаждается положительными эмоциями погибающий "за други своя".
"матери нужно поступать так и так, чтобы быть хорошей матерью в глазах окружающих)" - даже если эти окружающие за сто вёрст, а сама мать ни окружающих, ни света белого через секунду уже никогда не увидит.
1 Ответить
На мой взгляд, тема не раскрыта.
Альтруизма в чистом виде не существует, стоит это усвоить. Любой поступок, направленный ради блага другого, даже на первый и последний взгляд самый альтруистичный, всегда содержит в себе компонент здорового (или нет) эгоизма.
Все, что мы делаем, мы делаем, в первую очередь, для и ради себя. И если это направлено на добро другим - называется в народе альтруизмом.
Даже материнская любовь, принятая в народе за парадигму альтруизма, имеет под собой инстинкт (инстинкт материнства - природу), соблюдений социумный установок (матери нужно поступать так и так, чтобы быть хорошей матерью в глазах окружающих) и в конечном итоге получение удовлетворения и радости от следования своей материнской природе и ожиданий социума.
Эгоизм, глубоко укорененный в альтруизме, может быть "более" или "менее" эгоистичным, возвышенным или низким: ради высоких духовных целей или низких материальных, но он присутствует априори и всегда.
0 Ответить
Игорь Ткачев, в статье как раз именно это и написано.
1 Ответить
Игорь Ткачев, "Я же, в свою очередь, придерживаюсь точки зрения (возможно, немного циничной), что не все «так чисто и гладко» в помыслах этих людей. Так ли бескорыстен каждый поступок альтруиста? Ведь, совершая поступок, направленный на принесение пользы другому, человек испытывает положительные эмоции – радость, удовлетворение и т.п. А это уже корысть, польза для самого «альтруиста». А что же говорить о благодарности со стороны того, ради кого данный поступок совершался? На мой взгляд, уместно здесь и предположение о повышении собственной самооценки такими благородными поступками. Ведь они же показывают нам и другим людям, какие мы хорошие, так и просят за нас: «погладь по головке». И конечно, удовлетворяют нашу потребность быть нужными и значимыми, помогают нам самоутвердиться. Кстати, не исключена такая функция совершения альтруистического поступка, как заглаживание вины (к примеру, за совершенный ранее «плохой» поступок) – здесь присутствует эффект «раскаяния». - статья.
"Альтруизма в чистом виде не существует, стоит это усвоить. Любой поступок, направленный ради блага другого, даже на первый и последний взгляд самый альтруистичный, всегда содержит в себе компонент здорового (или нет) эгоизма.
Все, что мы делаем, мы делаем, в первую очередь, для и ради себя. И если это направлено на добро другим - называется в народе альтруизмом.
Даже материнская любовь, принятая в народе за парадигму альтруизма, имеет под собой инстинкт (инстинкт материнства - природу), соблюдений социумный установок (матери нужно поступать так и так, чтобы быть хорошей матерью в глазах окружающих) и в конечном итоге получение удовлетворения и радости от следования своей материнской природе и ожиданий социума.
Эгоизм, глубоко укорененный в альтруизме, может быть "более" или "менее" эгоистичным, возвышенным или низким: ради высоких духовных целей или низких материальных, но он присутствует априори и всегда." - ваш коммент, найди хоть одно отличие.
0 Ответить
Катя Марьина, отличие в том, что автор пока в этом сомневается. А я утверждаю. В этом отличие.
Второе, это сомнения, или даже слабые утверждения. Но в статье они требуют раскрытого подкрепления фактами, аргументирования. Я их не вижу, хотя "чувствую". Отсюда "не раскрыто".
Третье, считайте, что я согласен с автором, мне его статья скорее понравилась, чем нет.
0 Ответить
Катя Марьина, учить друг друга жизни - в личку. Учить друг друга русскому языку - туда же, не нужно замусоривать блог статьи этими безосновательными придирками. Ветка удалена.
Впредь попробуйте сразу уходить в личку, едва встретиться доведется с Игорем в блоге статьи - попытки выстроить подобный многоэтажный разговор будут пресекаться сразу. Избегайте цитировать в таких объемах чужие комментарии - либо сразу идите с этим в личный блог.
Вообще, пожалуйста, имейте в виду интересы других читателей - им предстоит продираться сквозь блог, вашими трудами переполненный оффотопом.
1 Ответить
Игорь Ткачев, статью-то читали? Она с таким же смыслом.
0 Ответить
"Конечно, хочется верить в то, что «не перевелись еще на земле русской» люди, которые способны сделать хоть что-то «просто так» - исходя из ваших предыдущих рассуждений такой поступок в принципе непонятен - зачем делать то, что тебе не приносит удовлетворения(ведь по-вашему такой мотив тоже эгоистический)? Это все равно, что совершать какой-то поступок вообще без цели, ну например грызть компьютерную мышь.
0 Ответить
Недавно в одной церкви видела новую икону размером 1,5м на 1,0м. ЕЕ пожертвовал церкви какой-то человек. Я никогда не поверю в бескорыстие этого поступка, на лицо элементарный страх за совершенные ранее подлости. Хотелось бы надеяться, что этим он не откупится и его ждет возмездие.
0 Ответить
Впечатлила иллюстрация.
Это францисканцы-то - символ альтруизма?!
Если уж так хотелось увязать альтруизм с религией, так хоть мать Терезу взяли бы, а не этих лицемеров-инквизиторов.
2 Ответить
Аркадий Голод, почему бы не проиллюстрировать францисканцем статью с названием "А существует ли альтруизм?"
0 Ответить
Мне представляется, что когда пояаилось слово альтруизм, люди еще не догадывались, что из этого можно извлечь какую-либо нематериальную корысть, положительную самооценку, самоПР и т.п. Если кто-то в беде или в опасности и ты имеешь возможность помочь, разве думаешь об альтруизме, просто берешь и помогаешь. Самооценка появляется после. Поступок при этом не теряет своей альтруистичности, даже если в последствии спасенный материально отблагодарит спасителя.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Самоотверженные, благородные поступки и добрые дела люди совершали задолго до появления христианства, совершают их и приверженцы других религий, и атеисты, так что христианские заповеди вовсе не являются первоисточником альтруизма.Более того - такие поступки совершают даже животные! Вот тут и следует начинать различать мотивы подобного поведения...
Из всех перечисленных автором поведенческих мотивов к альтруизму имеет отношение только первый - получение радости, внутреннего удовлетворения от совершения поступка, который вроде бы не на пользу совершающему его.
Человек делает выбор : поступить так, чтобы получить некую конкретную, ощутимую выгоду от своего поступка (т.н. эгоистическое поведение), или так, чтобы радовалась душа, спокойна была совесть (т.н. альтруистическое поведение). Автор права : т.н. альтруистические поступки человек совершает потому, что ему комфортнее быть в ладах со своей совестью, чем получить конкретную выгоду.
Все остальные перечисленные авторов мотивы, однако, отнюдь не альтруистичны, а откровенно эгостичны. Ожидание благодарности, желание произвести впечатление на окружающих, повышение самооценки не имеют ничего общего с внутренним удовлетворением от самого факта совершения того или иного поступка.
Существует и ещё один мотив совершения самоотверженных, даже героических поступков - инстинкты. Материнский инстинкт способен подвигнуть женщину пожертвовать собой ради спасения ребёнка, инстинкт сохранения рода лежит в основе подвигов, совершаемых воинами, защищающими Родину (т.е. - свой род). Инстинкты руководят и животными, ценой собственной жизни спасающими свою стаю или своего хозяина.
4 Ответить