Подкаст
Алексей Овчинников Профессионал

Как научиться не обижаться и не раздражаться? Уроки хладнокровия

Обида, гнев, страх и многие другие негативные эмоции каждый день сопровождают наше сознание, лишая рассудок трезвости и здравомыслия. Порою, «встав не с той ноги», можно запросто поругаться, например, с начальством, а это совсем уже не нужно и только во вред. Эмоции вызываются поступками, действиями, но, чаще всего, словами. И теми же поступками, действиями и словами можно противопоставить негативу позитив.

Отрицательные эмоции до добра не доведут Фото: pixabay.com

Вас толкнули в метро? О, как хочется этому гаду пяткой, да по ноге наступить, а потом ещё и растереть, как окурок! Зачем? Сначала вы получите от этого облегчение, а потом ещё и погавкаетесь с ним, может, и подерётесь, и доберётесь до пункта назначения в препротивнейшем настроении.

Полезный совет: попробуйте-ка, вместо этого, улыбнуться ему и сказать «Ой, простите, пожалуйста, я такой неловкий», как будто не он виноват, а вы, да ещё сделайте это с юмором, этаким сарказмом, только не переборщите, пусть ваш голос звучит просто и дружелюбно. И, поверьте, неуклюжий «джентльмен» удивится, смутится, а может и покраснеет и, в свою очередь, тоже извинится и вы вместе посмеётесь над ним и вашим остроумием.

Вот представьте, опять-таки, общественный транспорт — автобус только что остановился, открылась передняя дверь с турникетом, чтобы впустить садящихся, а потом уже (чтобы не было зайцев) откроются остальные двери, чтобы выпустить сходящих. Но какая-то нетерпеливая «кошёлка» уже жмёт на звонок, требуя непременно открыть ту дверь, у которой она стоит, причём, жмёт, не переставая, как будто, если прямо сейчас не сойдёт, то начнётся Третья Мировая! От трескучего звона уже звенит в ушах. Весь автобус уже вожделеет двинуть тяжёлым портфелем по темечку источник раздражителя.

Вместо гнева используйте противоположную эмоцию - смех
Вместо гнева используйте противоположную эмоцию — смех
Фото: pixabay.com

«Тётенька, а вы можете на звонке частушки наиграть? А я вам подпою — давайте?», — когда я это выкрикнул, весь автобус грохнул со смеху, а тётка так смутилась, что не ответила ни слова и, назло всем, продолжала жать чёртову кнопку, но нам уже было всё равно, источник раздражения превратился в источник хорошего настроения, все смеялись от души.

А когда дверь таки открылась, товарищ, ехавший со мной, заразительно часто зааплодировал, многие его поддержали. Остальную часть пути в автобусе как будто праздник наступил — ехали, громко разговаривая о своём, но только на «будьте любезны» и, непременно, шутя!

Это наглядный пример поведения в условиях поступков и действий. Надо просто, вопреки логике, поступить не так, как хочется, а совсем наоборот. Но, всё-таки, гораздо чаще нам приходится сталкиваться с эмоциональным срывом в словесной форме.

Чаще всего это происходит на работе или в семье. Здесь всё далеко не так просто. Когда обижают словом, то не получится отшутиться, ведь мы видим этого человека каждый божий день, а если это начальник, то и вовсе за шутку можно и под сокращение попасть. Как же быть? Здесь вместо шутки оружием должна служить серьёзность и хладнокровие.

В беседе с преподавателем ученику придется подстраиваться под учителя
В беседе с преподавателем ученику придется подстраиваться под учителя
Фото: Ollyy, shutterstock.com

Вот пример. «Кровопийца! Все нервы мои истрепал! Куда твои родители смотрят?! И как таких паразитов вообще в школу пускают?!», — это часто приходится слышать школьникам и студентам. В этом случае беседующие не равны статусом и учащемуся придётся подстраиваться под преподавателя.

Разберём гневную тираду. Такие слова, как «кровопийца» и «паразит» являются не несущими смысл, а скорее скрывающими его своей яркостью. Эти слова выражают эмоции, но из-за них смысл сказанного не доходит в полной мере до адресата. Учащийся просто обижается, а учащаяся и заплакать может, и истерику закатить.

Переведём высказывание, выбросив весь «мусор», получится «Своим плохим воспитанием (или успеваемостью) ты меня нервируешь». Этот вариант даже на выговор не тянет и звучит совсем не так обидно, да и значение его — лишь констатация разницы в воспитании (или знаниях) преподавателя и учащегося.

Если научить учащегося, в первую очередь, вот такой вот простой психологии общения — переводить гневные выкрики в спокойные замечания, то учащийся скорее поймёт всю вредность профессии преподавателя и просто перестанет его раздражать, или научится, хотя бы, не реагировать на обидные слова. А вот этого — ой, как не хватает современному обществу.

Теперь спроецируем ситуацию на двух равных по статусу людей. В ответ на «гневные вопли» можно и «по фэйсу» схлопотать, так что стоит не только не воспринимать обиду (как известно, обидчик сам будет не рад отсутствию вашей реакции), но и стараться самим не обижать.

Старайтесь не только не воспринимать обиду, но и сами не обижайте никого
Старайтесь не только не воспринимать обиду, но и сами не обижайте никого
Фото: Ollyy, shutterstock.com

Вот ещё пример. Дело было в моей редакции (я работаю в газете). «Что за хрень ты тут понаписал, неужели ты думаешь, что твои каракули появятся на наших страницах?!», — это я сорвался на молодом репортёре, а он, повесив голову, повернулся и стал уходить.

Я его вернул и извинился (да-да — извинился, хотя он у меня в подчинении, а не я у него!) и тут же перевёл свою же фразу на другой язык: «Твоя статья слишком велика и тема не соответствует рубрике, да и над почерком стоит поработать, ведь мне это читать предстоит». Тогда он всё понял и через полчаса выдал отличный материал!

Отнеситесь к обиде как к критике и постарайтесь сами не обижать, а лучше критикуйте. Удачи.

Обновлено 20.11.2017
Статья размещена на сайте 6.07.2007

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Πетр Πоляков Читатель 28 ноября 2017 в 20:00 отредактирован 22 мая 2018 в 04:58

    Очень полезная статья, спасибо. Особенно понравилось «Кровопийца! Все нервы мои истрепал! Куда твои родители смотрят?! И как таких паразитов вообще в школу пускают?!»
    Ведь правда, самая распостранённая фразочка. Мы забываем ко мы и что умеем общаться, не обязательно переходить на крик, нужно уметь договариваться. Обиды? Не тратьте время на них - кто знает когда Ваши "часы" остановятся, а Вы не успели сказать важные слова своим близким.

  • Ольга Добрая Читатель 8 сентября 2016 в 06:13 отредактирован 24 мая 2018 в 07:07

    Возмущайтесь,не молчите! Иногда,это даже очень полезно. Рассказываю. Я ужасно не люблю скандалить. Как-то вот не получаю от этого удовольствия. Но, периодически, когда я сажусь в прокуренную маршрутку, не могу смолчать. И дело даже не в том, что мне не нравится запах или мне жаль свои свежевымытые волосы, которые впитывают смог. Ужасно жаль. Дело больше в том, что курить запрещено. Им велели и они обклеили свои автобусы запрещающими знаками и…продолжают курить. Так вот. Возмущаюсь я по-разному, иногда шучу, иногда «угрожаю»,что следующий раз поеду бесплатно. В ответ чаще молчат, иногда извиняются, один раз посетовали, что им обещали оборудовать места для курения и фиг. ..СЕГОДНЯ. Захожу утром в маршрутку, водитель поворачивается ко мне и радостно сообщает: А я бросил курить! Я даже не сразу поняла, что это мне: В смысле? То есть вы запомнили, что это я ругалась и теперь..??? Какая прелесть! И давно? С января,-говорит,- вот решил себе подарок сделать на новый год…И парень такой чудесный , розовощёкий. Сказала, что теперь я – его поклонница и горжусь им. Но больше, конечно, горжусь собой

  • Как научиться не обижаться и не раздражаться?

    Статья о христианском понятии "подставить вторую щеку", когда тебе нахамили. Не увеличивать "флюиды" гнева, не отбивать их, как пинг-понг, обидчику, а, пропуская через себя, гасить. А это - ТРУДНО! На это способен человек не закомплексованный и умудренный опытом. Самым обидным бывает не оценка действия. а оскорбительные эпитеты, которых не должно быть в общении старшего и младшего, потому, что невозможно защититься. А потом, у каждого человека есть свои "болевые точки", при нажатии на которые, можно обидеть человека даже совсем безобидными словами. Например, девушку, комплексующую по поводу полноты НЕЛЬЗЯ называть булочкой или медвежонком, а пожилую молодящуюся даму - бабушкой.
    Автор - сам молодой человек, но все-таки сумел извиниться перед младшим, что делает ему честь. Но, к сожалению, пока неясно из статьи: Как научиться не обижаться и не раздражаться?
    Надеюсь на продолжение.

  • Вас толкнули в метро?

    Улыбнитесь в ответ.Со словами:- "Я к вам нечаянно прикоснулся". Приобретете собеседника, а возможно друга, а возможно ...жену, мужа.
    Князь_Цыцак

  • Очень понравилось про тётечку в автобусе =) Убило ))
    5

    Оценка статьи: 5

  • Хорошая статья. с пониманием предмета написана.
    А тех, кто привык получать разжеванные советы на все случаи жизни, можно отправить к "Психологическому айкидо" Так все это подробненько написано.

  • Я с Вами полностью согласен, что к обиде нужно относиться как к критике это полезно и есть над, чем подумать.

  • КАК НАУЧИТЬСЯ НЕ ОБИЖАТЬСЯ

    На самый главный вопрос как научиться не обижаться, а также грамотно защищаться от раздраженного начальника, ответа так и не нашлось(..

    • защищаться не надо, надо слушать, кивать головой, говорить "понимаю как тяжело приходиться", сочувствовать за тяжелую жизнь... пережить как дождь и все!

      Оценка статьи: 5

  • 5 однозначно!
    Еще история про автобус. Бабка нудела всю дорогу и цеплялась ко всем. Все молчали, боялись связываться с сумасшедшей...
    В конце концов прицепилась к двум пацанчикам - мешают ей в пустом автобусе. Пацан молча достал руку из варежки, сложил пальцы пистолетом и с таким характерным звуком "пристрелил" бабку. Народ веселился!

    Оценка статьи: 5