Питер Брегман, автор бестселлера Wall Street Journal «18 минут», рассказывает, как эффективно решать рабочие и личные проблемы. Книга «Правило четырех секунд» научит вовремя останавливаться, чтобы принимать правильные решения.
Как сказать коллегам, когда вам что-то не нравится
Давать критический отзыв трудно, но надо — независимо от того, руководитель вы или рядовой сотрудник. Мы отказываемся давать обратную связь, боясь кого-то ранить, но самое лучшее и полезное, что можно сделать в отношении другого человека, — быть с ним открытым и честным.
Некоторые люди слишком любезны и никогда не позволяют себе чего-то, хотя бы отдаленно напоминающего враждебность или грубость. Ирония в том, что, как бы мы ни отказывались делиться своим мнением, правда все равно выходит на поверхность — в виде сплетни, сарказма или обвинения, высказанного в порыве гнева. И вот это истинная враждебность. Так как же быть?
Во-первых, спросите разрешения: «Я кое-что заметил — хочу поделиться. Тебе интересно?» Во-вторых, не виляйте. Так мы лишь урезаем информативность и вводим человека в заблуждение — лучше говорите четко, коротко, приводя простые примеры.
Признайте, что именно делает вас особенным
Карлос — блестящий руководитель. Любой бизнес, который он вел, процветал. Люди, работавшие на него, были преданными и под его началом становились сильными лидерами. Карлос необыкновенно хорош в своем деле: он замечает и упорно реализует уникальные возможности, которые приносят его компании либо крупную выгоду, либо стратегическое преимущество.
Мы проводим недостаточно времени за работой в зоне наилучшего восприятия, не занимаемся тем, в чем хороши и что доставляет нам радость. Вот она, массовая растрата времени и талантов. Трата времени без использования этого особого таланта угрожает нанести Карлосу двойной урон. Первый связан с тем, что он делает: растрачивает время на дела, в которых не так хорош. Второй связан с тем, что он не делает: не ищет новые возможности — ведь их можно упустить. И когда Карлос отвлекается на посторонние дела, он боится, что озарение пройдет мимо.
Найдите, в чем состоит ваша уникальность, и направьте энергию в это русло. Если замечаете, что тратите много времени на работу, с которой не слишком хорошо справляетесь и которая не приносит вам радости, — сделайте паузу и сместите фокус на «правильные» проекты.
Как бороться с жалобщиками
Вроде здорово: бизнес растет, работа интересная и премии в этом году обещают порадовать. Но вокруг слышны одни только жалобы: или критика в адрес клиентов, или ворчание по поводу объема работы, с которым людям приходится справляться. Как побороть негативный настрой, охвативший команду?
Если вы — руководитель, который старается демонстрировать оптимизм, когда все настроены пессимистично, то дела идут еще хуже, потому что в их глазах вы предстаете оторванным от реальности. Не пытайтесь быть позитивными. Да-да, вы не ослышались. Людям не нравится, когда их эмоции отрицают. Другой подход — противопоставить чужому негативу собственный — тоже не срабатывает, потому что действует накопительный эффект. Вы только подливаете масла в огонь. Поэтому стоит взять паузу и немного подумать — всего 4 секунды.
Гораздо продуктивнее испытывать негатив вместе со всеми. Сначала покажите людям, что понимаете и принимаете их чувства. Затем выясните, к чему они сохраняют оптимистический настрой, и постарайтесь усилить этот аспект — в итоге вы дадите реальную надежду, основанную на уже существующих у людей положительных эмоциях.
Не вините окружающих
Мы начинаем винить других еще в детстве, а позже такое поведение переходит во взрослую жизнь. В компаниях это происходит на уровне подразделений: если отдел продаж не справляется, он винит продукт, а создатели продукта винят неэффективную группу продаж или кивают на недостатки производства.
Винить целое подразделение или продукт безопаснее, чем отдельного человека, — не нужно переходить на личности. Однако причастность обвиняющего все равно видна невооруженным глазом. Обвинять других — так себе подход. Не только потому, что все читают между строк. И не потому, что это нечестно или портит отношения. Есть куда более серьезная причина: если что-то происходит по вашей вине, а вы этого не признаете, то в будущем наверняка допустите ту же ошибку. Замкнутый круг.
Один CEO инвестиционной компании уволил портфельного менеджера Билла. Но не за слабые результаты работы, а за то, что в неудачах тот винил кого угодно, кроме себя. CEO принял верное решение. Если Билл не признает ошибок сегодня, что помешает ему допустить те же промахи завтра? А вы бы доверили Биллу свои деньги?
Когда продуктивность вредна
«У меня нет времени, чтобы подумать» — пожалуй, шесть самых страшных слов. Нас они больше не пугают, потому что знакомы многим. Почти каждый из нас чувствует недостаток времени для размышлений и поиска новых идей.
И дело не в том, что мы непродуктивны. Мы невероятно продуктивны. Мы осуществляем поставки. Принимаем решения. Формируем бюджеты. Управляем своими командами. В некотором смысле именно в маниакальной продуктивности и содержится проблема: мы упускаем самое важное — умение извлекать уроки.
Вспомните, где вам лучше всего думается, и сделайте привычкой бывать в этом месте каждый день. И еще поговорите с начальником о перераспределении обязанностей, если у вас их слишком много.
Хотите заменять непродуктивные автоматические реакции, которые расходуют ваше время и энергию, открыть новые способы жить, работать и общаться в этом безумном мире? Задумайтесь о четырех секундах.
По материалам книги Питера Брегмана «Правило четырех секунд».
1) согласен с тем, что нужно брать паузу, прежде чем принять решение или что-то ответить "в духе..."
2) 4 секунд, и часто 4 часов, здесь недостаточно. Порой нужно "и ночь переспать, и день простоять"
3) часто полезно именно выдать эмоцию - что ты на самом деле чувствуешь и думаешь, чем брать паузу и потом быть полуискренним дипломатом. Так будет честнее. Здоровее. Вы дадите знать, что вы на самом деле чувствуете и думаете, и к вам могут прислушаться-).
5) западный опыт часто малоприменим к нашему опыту.
Все описанное - замечательно. Но не так "квадратно"-просто: есть такое понятие, как объективность, несоблюдение регламентов, установленных правил. Часто компании просто только растут и развиваются - их процессы плохо организованны и все время меняются и т.д. Очень важно понять истинную причину, а не только манипулировать людьми и ситуациями в угоду процессу и результату.
0 Ответить
Игорь Ткачев, согласна не всегда надо сдерживаться, порой очень важно выплеснуть эмоции, правда очень корректно и культурненько, лучше это делать не серьезно и в шутку, но не сказать ничего в этот момент даже вредно. Потом просто все перегорит и обидчик или недоброжелатель не услышит вашу правильную реакцию по этому вопросу. Причем, неважно что будет за вашими словами, главное реакция, а за слова можно всегда извинится, потом когда остынете
0 Ответить
Корректно и культурненько выплеснуть эмоции)) Вспомнился эпизод из одной книжки:
"Собрание открыли пением революционных песен. Поскольку неповиновение властям нелегко дается гражданам Агатовой империи, песни носили названия типа «Мы Планомерно Движемся Вперед, При Этом Лишь Слегка Не Повинуясь И Следуя Правилам Хорошего Тона»."
0 Ответить
Наталья Осокина, извини, не умею хамить и даже на хамство не отвечаю хамством, матом тоже не умею разговаривать, послать конечно могу, но это уже пик, когда культурненько не получается...
0 Ответить
Класс!
Оценка статьи: 5
0 Ответить