Елена Гончарук Мастер

Школьный буллинг. Как бороться с детским насилием?

Слово «буллинг» не совсем знакомое в нашем языке, но с этим явлением так или иначе сталкивались практически все. Яркий пример описан в фильме Ролана Быкова «Чучело».

Кадр из фильма «Чучело» www.kinopoisk.ru

В переводе с английского bully означает «травля» или «запугивание». Многие психологи даже говорят об эпидемии, причем во многих цивилизованных странах мира. В Интернете дети сами часто выкладывают видео своих издевательств над сверстниками. Но проблема в том, что часто агрессоры остаются безнаказанными. Не все родители хотят доводить дело до суда и стараются уладить дело мирным путем.

Существует много определений буллинга в зависимости от коллектива. В общем школьный буллинг можно сформулировать так: агрессия одних детей против других, когда наблюдается неравенство сил агрессора и жертвы, при этом агрессия часто повторяется. Буллинг как явление впервые был описан еще Зигмундом Фрейдом.

Школьный буллинг является одной из причин самоубийств среди подростков в результате серьезной психотравмы, вызванной насилием. Дети в коллективе используют разные виды умышленного физического и психологического прессинга. Самыми тяжелыми являются нанесение телесных повреждений, но психологическое давление может нанести не меньший вред детской психике. Угрозы, обидные клички и прозвища, распространение оскорбительных слухов, бойкот, вымогательство денег и подобное могут привести к нарушениям психического здоровья ребенка. Агрессия в большинстве случаев направлена на одних и тех же детей.

Исследователи доказали, что агрессоры обычно испытывают потребность властвовать над кем-то, они несдержанные, агрессивные, часто грубят взрослым. Характерной особенностью является то, что проявляя насилие, они при этом могут оставаться спокойными. Чаще всего школьный буллинг распространен среди мальчиков, но нередко случается и среди девочек. Если среди мальчиков распространено физическое насилие, то девочки больше применяют психологические методы давления.

Чаще всего агрессорами становятся дети, которые не получают достаточного внимания и любви от родителей. Накопившаяся агрессия на родителей не может найти выхода и выплескивается на более слабого сверстника. У большинства буллеров отмечаются нарциссические черты характера. Характерной особенностью является их стремление к власти и потребность в наличии «зрителей». Они часто задевают учеников или учителей перед всеми и смотрят на реакцию: если ученик слишком чувствителен и расстраивается, то травля может усиливаться.

Жертвы обычно не уверены в себе, пугливы, мнительны, физически слабее, часто не имеют близкого человека, с кем они могли бы поделиться своими проблемами и тревогами. Бывают случаи, когда некоторые дети своим поведением провоцируют негативное отношение учителей, что может привести к плохому отношению и со стороны сверстников. Очень часто жертвами становятся дети, отстраненные от коллектива, которые не могут наладить отношения со сверстниками. Иногда причиной могут быть социально-экономические или этнические факторы.

Учителя часто не могут справиться с буллерами. Бывают случаи, что на попытку учителя пресечь выходку ученика тот еще больше идет на конфронтацию: «Вы мне все равно ничего не сделаете!» Они прекращают свои выходки только таким образом, чтобы окружающие поняли, что агрессор сам этого захотел, а не его заставили. Одной из причин властолюбивого поведения школьников является современная мода на «сильную личность». В последнее время в обществе распространены книги и тренинги на темы, как стать лидером, как управлять людьми и тому подобное. Но дети не всегда понимают смысл сильной личности, и сила у них может выражаться в потребности власти над другими людьми.

Полное искоренение буллинга невозможно, так как это одна из форм формирования отношений в детском и подростковом коллективе. За рубежом проводят целые социально-педагогические программы, направленные на борьбу с насилием в школе. Буллингу необходимо противостоять, поскольку это явление сопряжено с высоким риском суицидов среди подростков. Жертвы буллинга всегда испытывают сильный стресс, что также может отразиться и на их здоровье. Многие жертвы отмечали, что забыть травлю они не могли долгие годы, и это сказывалось на их дальнейших отношениях с людьми. Их чаще беспокоит тревожность и депрессия.

Для наблюдателей этот процесс также не проходит бесследно: у них развивается чувство безразличия к страданиям жертвы, и как следствие, подросток ожесточается. Кроме того, нарушается формирование личной ответственности, подросток может заявлять: «А что я мог сделать? Там все были и смотрели». Часто наблюдатели записывают насилие на видео и показывают другим детям.

Как найти выход из тяжелой ситуации? Часто проблема состоит в том, что жертвы обычно никому не жалуются. Если в семье нет доверительных отношений, то ребенок не может рассказать о плохом отношении к себе. Во многих случаях, услышав жалобы ребенка, родители могут ответить: «Так дай сдачи». Но такой совет не всегда срабатывает. Если ребенок подвергается насилию со стороны более старших и сильных учеников, он никак не может им дать сдачи. А если оказывается психологическое давление, то часто он оказывается в тупике, из которого не может найти выхода. Родители всегда должны внимательно выслушивать жалобы ребенка и относиться к этому серьезно. Если ребенок будет чувствовать поддержку родителей и близких людей, то пережить проблемы в школе ему будет значительно легче. Если ситуация совсем критическая, то можно подумать и о смене места учебы.

Большую роль играют и учителя, которые должны сделать все возможное, чтобы не подтолкнуть ребенка к суициду. Позиция учителей не должна быть отстраненной: «Пусть сами разбираются». Если учителя заметили травлю одного из учеников, необходимо срочно вмешиваться и применять административные меры наказания, привлекая при этом родителей. При этом не стоит переходить грань и унижать буллера. Нужно понимать, что дети — эмоционально незрелые личности, которые только проходят процесс взросления. Если ученик постоянно самоутверждается за счет более слабого с проявлением агрессии, это может указывать на определенные психологические проблемы.

Как учителю вести себя с буллером? Во-первых, не зацикливаться на конфронтации с учеником. В данном случае подросток хочет показать, что он сильнее вас. Во-вторых, можно проигнорировать выходку трудного ученика или просто пристально посмотреть ему в глаза. Нужно помнить, что буллеру нужны зрители для того, чтобы максимально проявить демонстративное поведение. Во время проведения урока можно подойти близко к ученику и находиться некоторое время рядом с ним, называя при этом его имя. Например: «Таким образом, Коля, квадрат гипотенузы равен…» В-третьих, можно вовлечь буллера в учебный процесс, прекратить урок и попросить его что-то сделать. Нужно дать ученику понять, что вами нельзя манипулировать.

В целом, проблема школьного буллинга должна решаться на уровне семьи, класса и школы. Только совместными усилиями можно справиться с детской агрессией и жестокостью.

Обновлено 4.09.2015
Статья размещена на сайте 31.08.2015

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Arina Muz Читатель 7 сентября 2015 в 22:30 отредактирован 26 мая 2018 в 10:05

    Я тоже столкнулась с Я тоже столкнулась с неприятными ситуациями у брата в школе. Долго не раздумывая попросила папу купила боксерскую грушу. И так как родители всегда заняты и не могут научить ребенка как себя защитить, поэтому без манекена не обойтись! Теперь по купонам ищу какие-нибудь секции самозащиты, раз уж разговоры не помогают, а из школы переходить совсем не хочется!

  • У каждой "буллинговой" истории свои "истоки". Чтобы помочь ребёнку, нужно разобрать каждый эпизод (случай) и понять, какие именно "ошибки" он совершил.

    Детьми-агрессорами руководит желание не только управлять другими, но и желание поднять свой "авторитет" унижая других. Детям-жертвам стоит постараться не воспринимать всё в штыки и не показывать, что тебя чем-то обидели, так как именно этой реакции добиваются дети-агрессоры. Зачастую унижают детей, которых родители сами часто оскорбляют и очень редко хвалят.Такие дети обычно не уверены в себе и обделены родительской любовью. Соглашусь с автором, что часто детей, которых все время третируют сверстники, не имеют доверительных отношений с родителями.

    Когда я училась в 8 классе, мои одноклассницы и одноклассники каждый день "травили" одну девчонку. Она была очень маленького роста, но это не было главной причиной, по которой они выбрали её в качестве жертвы. Она была очень глупа и абсолютно не умела преподнести себя в обществе. Она не знала как "правильно" вести себя в обществе сверстников (часто говорила глупости, иногда одевалась странно и близко к сердцу воспринимала оскорбления одноклассников). Руководила всей этой травлей очень уверенная в себе девушка, которая была очень некрасива, но умна и умела показать себя с "лучшей" стороны. У неё был очень хорошо подвешан язык и её часто баловали родители.

  • Оно должно, конечно, решиться, а на деле... Во-первых, далеко не все дети слабые и мнительные, которых травят.Я столкнулась с этим сама. Мой сынишка пытался в новом классе как-то подружиться с одноклассниками-его просто не принимали.Там расклад такой: "элита", "лакеи-холуи". Если ты не пытаешься задавить элиту, встав на её место, но и прислуживать и шестерить не собираешься, то тебе объявляют войну.А он личность самодостаточная: никого не трогает, но и плясать ни под чью дудку не будет.Вот и приложили его на полгода... А в школе педагогам всё равно. Они разом все ослепли, оглохли, ничего не видят и не слышат. В итоге мой ребёнок получил серьёзную травму. сколько раз я не обращалась в школу и не предупреждала, сколько потом логически не доказывала, как было дело-вердикт: "Упал сам, несчастный случай по собственной неосторожности". Доказать ничего нельзя-следы заметают, рейтинг школы берегут. Эти дети-агрессоры с самых пелёнок мнят себя президентами и министрами на той основе, что их родители очень платёжеспособны, что всё можно купить, вплоть до хорошего отношения. Девочки уже с детского сада "разбирают " мальчиков и решают: кто чей, и начинают драться за них насмерть, как будто это не девочки, а бандиты. И травля начинается не с мальчиков-у них проще: 2 тумака друг другу -и всё решено, а именно с девочек, которые потом вроде бы как и ни при чём. Да так изощрённо они сталкивают мальчишек, что диву даёшься. и страшно: если они в 1-3 классах такое вытворяют, то что из них получится потом? Они не чувствуют ни чужой боли, не помогают друг другу-только в их "невинных проказах".Стадом они сильные, но вот случись что у них-сразу трясутся, куда только смелость подевалась? И как заставить именно учителей вовремя реагировать и вызывать родителей? Тоже ж не хотят с ними портить отношения, особенно, если деньги сдаются на благотворительные цели, в школьные фонды...Страшно.