Наука, конечно, движется вперед, и всяко может быть. Нет, точные тесты есть. Те, что исследуют когнитивную сферу: память, внимание, особенности восприятия и пр. Но о личности они ничего не скажут. А именно с личностными проблемами чаще всего обращаются к психологам взрослые.
Тестов для исследования личности много и разных. Но увы, они даже не приближаются к точности когнитивных тестов. Да ведь и последние далеко не абсолютны. «Меряем-то» человека! У которого внимательность, работоспособность и прочее зависят от ситуации, обстановки, внутреннего состояния. И качественное исследование когнитивной сферы требует перепроверок, применения разных тестов, сравнения результатов
А в личностном консультировании многие психологи вообще не используют тестов. Незачем. Больше информации даст их личное впечатление. Тем более, интерпретация личностных тестов непроста. Здесь ведь нет точных измерений и критериев. Личность не измеришь и всего в ней не учтешь!
Есть комплексные многофакторные тесты, изучающие разные стороны личности. Но при всех достоинствах они не учтут всего. К тому же в серьезных текстах (а речь только о них!), даже опросниках с ответами «да» и «нет», не просто «меряется» ряд личностных параметров. Различные факторы интерпретируются во взаимозависимости, взаимодействии друг с другом.
На подробную интерпретацию нужно время. Хорошо, если впереди курс консультаций. А если встреча разовая? Попросить клиента прийти завтра?
И все-таки проективные тесты в консультировании используются. К примеру, психолог может предложить вам разложить разноцветные карточки по предпочтению цветов. Проще говоря, как нравится. Называется это тест Люшера; назначение — снять «срез» эмоционального состояния на данный момент.
Для его интерпретации существуют подробные инструкции — но в консультировании достаточно приблизительной оценки, навскидку. При некотором опыте это делается быстро и «на глаз». Иногда тест Люшера, показывающий актуальное эмоциональное состояние, проводят в начале и в конце встречи, оценивая эффективность сеанса. То есть — стало ли клиенту лучше.
В принципе, вам могут предложить и тест-опросник, но его наскоро не обработать. Другое дело «тесты-картинки». Наверное, все «знают» по фильмам тест Роршаха — «чернильные пятна». Скажу честно, мне им пользоваться не приходилось и активно ли он используется в консультировании — не знаю. Идея в том, что человек «вкладывает» в не-пойми-какие-пятна-фигуры образы, соответствующие своему мировосприятию.
Этот принцип применим ко всем проективным тестам. Все равно: заканчиваем ли мы незавершенные фразы, описываем ли происходящее на предложенных психологом рисунках или сами рисуем. Особенно наглядны рисуночные тесты. Рисуем-то мы сами, с начала до конца. Рисунок, как трафарет, отражает массу личностных особенностей, актуальных проблем.
Но тест — не только средство психодиагностики. Проективный тест (особенно рисуночный!) — это отличный повод для беседы, дающий направление для работы. Такие тесты весьма точно демонстрируют особенности личности, социальных отношений, восприятия себя и других. После некоторых минимальных объяснений многое видно и не психологу.
Проблемы возникают не «вообще», а у конкретной личности со всеми ее особенностями. И работать — не с проблемой, а с личностью.
К тому же мы знаем (точнее, полу-осознанно подозреваем) о себе много больше, чем готовы открыть перед другими. И перед психологом. Мы и сами не готовы прямо «взглянуть» на это знание. И если даже психологу что-то о клиенте очевидно — не факт, что психолог об этом скажет. Нет смысла, если клиент не готов воспринять эту информацию.
А рисунок сделал сам клиент, это куда убедительней. Через обсуждение рисунка проще бывает подойти к обсуждению.
— Это же вы рисовали! Смотрите, какие у фигуры интересные пропорции! Кто это? И что делает? А подскажите, на что она опирается? А вот эта часть специально так выделена?
И так далее.
К тому же проективные тесты — инструмент универсальный, не привязанный к какой-то конкретной школе психотерапии. Ведь речь о консультировании, возможно, краткосрочном или даже разовом. Нет времени на обработку теста; при этом клиент незнаком, а помочь ему желательно прямо сейчас. Тут проективные тесты могут стать одновременно средством и диагностики, и терапии. Естественно, можно использовать их и вне консультирования.
В завершение — очень краткий экскурс по проективным методикам.
Итак, все они «меряют» личность: ее главные черты; особенности восприятия мира и других людей; типичные внешние проявления; эмоциональные реакции; мотивацию и пр.
Их особенности:
— неопределенность, расплывчатость предлагаемых стимулов;
— нет заданных вариантов ответов;
— нет ответов правильных/ошибочных.
Виды проективных методик:
Ассоциативные: предлагается дать ассоциацию на предъявляемый визуальный или словесный стимул, структурировать аморфный материал (пример — тест Роршаха).
Похожи на предыдущие интерпретативные методики — изображения с неопределенными ситуациями. Где очевидны, например, только фигуры разговаривающих людей. Ситуацию, сюжет и нужно интерпретировать (пример — Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ)).
С незавершенными стимулами: нужно закончить предлагаемые фразы, рисунки и пр. (метод «незавершенных предложений»).
Конструктивные: клиенту предлагается сконструировать что-либо по заданию, из предложенного материала — коллаж из картинок; сцену, сюжет из фигурок…
Рисуночные — рисуем всегда себя; отображая актуальные проблемы, вплоть до телесных.
Ролевые игры, психодрама.
Ранжирование: предложенный набор стимулов нужно распределить, проранжировать по предпочтениям, важности и пр. признакам (тест Люшера).
Главное — не пытаться заниматься анализированием предложенных на встрече с психологом тестов. Дело это столь же неблагодарное, как выискивание огрех в работе психолога. Всегда нужно помнить, зачем именно вы пришли к психологу. И вместе работать!
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...