Но как определить, что перед вами профессионал, как найти хорошего психолога?
Стоит обратить внимание на один момент. Вы можете встретиться с лучшим психологом, который помог десяткам людей, но у вас не получится наладить с ним контакт. Здесь важно сразу же найти общий язык, понять друг друга, отношения со специалистом должны сложиться. А если этого нет, то это не значит, что это плохой психолог, просто это не ваш человек.
Но, как и в любой профессии, вам могут встретиться некомпетентные психологи. Как понять, что перед вами такой человек?
- Внимание психолога должно быть направлено только на вас. Не всегда специалист проявляет эмоции, он может быть сдержанным, даже холодным, чтобы легче было анализировать ситуацию. Это нормально. Но если во время сеанса он разговаривает по телефону, отвечает на сообщения, такое нарушение этики недопустимо. Бывают ситуации, когда кто-то ждет важного звонка. Тогда психолог должен заранее обсудить это с клиентом, предупредить, что он может отвлечься.
- Ваш психолог осуждает или хвалит клиента или его близких. Профессионал не должен ни хвалить, ни осуждать как самого человека, так и его родственников, друзей. Он может только слушать то, что говорит ему клиент, и акцентировать внимание на его же эмоциях. Если психолог начинает оценивать чьи-то действия, то он не профессионал. В обычной жизни мы можем общаться свободно, в том числе и решать, кто поступил хорошо, кто — плохо, но в работе этого быть не должно.
- Он забывает о конфиденциальности. Приходя к специалисту, человек раскрывает ему душу, рассказывает о самом наболевшем, делится своими тайнами. И он должен быть уверен, что психолог никому не расскажет об этом. Иногда он может привести в пример другую ситуацию, схожую, которая покажет, что другим людям удавалось справиться с этой проблемой. Она подтвердит и тот факт, что психолог уже опытный и знает, что делает. Но при этом никакие имена, фамилии, другие детали, по которым можно было бы узнать этого человека, не должны быть упомянуты — это незыблемое правило.
- Ваши отношения переросли в другие. У психолога и клиента могут сложиться доверительные отношения, но они не должны выходить за пределы кабинета. Если человек приходит на прием, он должен понимать, что психологическая дистанция во специалистом — это нормально, и ни романтических, ни дружеских отношений с психологом у него быть не может, даже если они хорошо понимают друг друга. И приятельство исключено. Если психолог использует клиента в своих целях — например, консультируется с ним, как с врачом, или предлагает вместе вести дела бизнесмену, — он плохой специалист.
- Лечение не должно длиться слишком долго. Конечно, можно ходить к психологу годами, если от этого становится легче. Но это уже зависимость, психолог становится чем-то вроде костыля, без которого человек не может жить, и это неправильно. Специалист может помочь разобраться в проблеме, но «поставив человека на ноги», он должен его отпустить.
До того, как довериться тому или иному специалисту, стоит пообщаться с несколькими психологами и найти того, который покажется наиболее подходящим. Здесь важно прислушаться и к своей интуиции. И что не менее важно: успех лечения зависит не только от психолога, но и от самого пациента, поэтому нужно настроиться на долгую работу. Перед началом сеанса спросите себя, готовы ли вы меняться, стараться, нужно ли вам это. И только после этого вы можете рассчитывать на получение реальной психологической помощи от специалиста.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...