Елена Гвозденко Грандмастер

Как воспитывать эмпатию?

В супермаркете ребенок с шумом бегает вдоль прилавков, «разоряет» корзины покупателей. В общественном транспорте малолетний хулиган пачкает грязными ботиночками одежду пассажиров, требует уступить место у окна, устраивает истерики при любом отказе. Родители сохраняют удивительное спокойствие, не замечая выходок своих чад. Знакомые картинки?

Фото: Depositphotos

Для многих родителей, к сожалению, это вовсе не формирование асоциальности, не вседозволенность, а новая, очень модная концепция «свободного воспитания», заключающаяся в отказе от запретов.

Псевдометод получил широкое распространение в различных социальных слоях. Для родителей приверженность к «свободному воспитанию» — чаще всего способ собственной идентификации, причисления себя к некой особой группе, демонстрация элитарности, по сути, борьба с собственными комплексами посредством детей. А вот для ребенка… Чем чреват такой подход для ребенка?

Мама жалуется: «Я постоянно говорю своему малышу, что нельзя обижать кошку, ей больно. Но он продолжает с завидным постоянством». Почему это происходит и с родителями, которые ограничивают свободу своих чад? Чтобы разобраться с этой проблемой, надо понять, что происходит с детьми раннего возраста.

Ребенок прячется под столом, закрывает глаза ладошками. В этот момент он искренне верит, что стал абсолютно незаметным для окружающих. Солнышко следует за ним по пятам, ведь куда он ни пойдет, оно всегда освещает его путь. Характерной особенностью мышления детей раннего возраста является эгоцентризм (от греческого Я и Центр круга). Термин введён в психологию Жаном Пиаже для описания особенностей мышления, характерного для детей в возрасте до 8−10 лет.

Как воспитывать эмпатию?
Фото: Depositphotos

Согласно его теории, мышление ребенка в психологии общения не рассматривается как примитивное, оно отлично от мышления взрослых. Эгоцентризм является промежуточным звеном от аустического мышления детей до двух лет до социализированного, разумного мышления подростков.

Эгоцентризм хорошо иллюстрирует эксперимент с игрушкой и горой. Ребенку со всех сторон показывают ландшафт в миниатюре, изображающий гору с домиками, деревьями. Его просят описать то, что он видит. На противоположную сторону сажают игрушку. Когда малыш описывает картинку, которую «наблюдает» эта игрушка, он продолжает описывать ландшафт, который в настоящее время доступен ему самому. Ребенок просто неспособен представить себя на месте другого объекта.

Многие психологи уверяют, что эгоцентризм — вполне естественный процесс, и бороться с ним не нужно. Но мы все чаще наблюдаем эгоцентризм людей взрослых, невозможность эмпатии — сопереживания, со всеми следствиями такого поведения.

Как помочь преодолеть возрастной эгоцентризм, как не остановить социализацию ребенка?

Из собственного опыта. Гуляем с маленькой дочкой. Она замерзла и проголодалась. Продлеваю прогулку на несколько минут, обращая внимание на птичек, которым холодно и голодно. Показываю сугробы, под которыми спрятана «птичья еда» — семена, зерна (стыдливо умалчивая о букашках). Обедая, вспоминаем о голодных птицах. Предлагаю им помочь, соорудив кормушки. Ребенок с радостью подключается к процессу. Момент для сопереживания выбран удачно, ребенок и сам испытывал голод, поэтому и проблемы птичек ощущались как собственные.

Как воспитывать эмпатию?
Фото: Depositphotos

Формирование эмпатии. Художественные произведения, вызывающие детское сочувствие, особенно ценны для «выхода из собственного круга». Чтение хорошей детской литературы, не просто развлекательной, а, возможно, и пугающей, заставляющей испытывать не только радостные чувства. В классических сказках всегда находилось место злодеям, борьба с которыми и добавляла сюжетной остроты. На мой взгляд, современная детская литература либо грешит нивелированностью, отсутствием конфликта добра и зла, либо, в погоне за детским вниманием, активно и бессмысленно проецирует «взрослые» темы.

Детские спектакли. Как жаль, что на смену настоящему детскому театру приходят шоу, где профессиональных артистов подменяют скоморохи-аниматоры, а погружающее в сопереживание героям действо превращается развлекательное мероприятие.

Но центральное место в формировании эмпатии я отвела бы ролевым играм. Именно «примеривание» другого образа, другого способа восприятия в новых условиях дает возможность изменить угол зрения. Хороши различные театрализованные постановки, обыгрывания сказок, где ребенок выступает в роли нескольких героев.

Как воспитывать эмпатию?
Фото: Depositphotos

Мотивация ограничений: «Ты можешь делать, что угодно, если это не опасно для тебя и не наносит вреда окружающим». А «нельзя» не должно существовать автономно, без объяснений. Нельзя — потому что…

Адепты «свободного воспитания» рискуют вырастить закомплексованных эгоцентриков, плохо встраиваемых в любой социум, со сбитыми ценностными ориентирами, ибо главной ценностью эгоцентрика является удержание мира вокруг собственной особы.

Некоторые уверяют, что популярность такого способа воспитания возникла из противостояния личного и общественного, как реванш за коллективное советского строя. Но так ли важны мотивы? Главное то, какими мы хотим видеть своих детей. Сторонники «свободного воспитания», как и их ярые противники, ратующие за «жесткость и домостроевские принципы», пытаются избавиться от комплексов посредством собственных детей, что выдает в них черты инфантилизма, собственного эгоцентризма.

Что еще почитать по теме?

Что такое эгоцентризм и как его преодолеть?
Профилактика истерик. Как приучить ребенка слушать и слушаться вас?
Детская литература. Как соотносятся художественный текст и мировосприятие ребенка?

Обновлено 28.10.2018
Статья размещена на сайте 20.07.2017

Комментарии (21):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Да, Ирина, Вы во многом правы. По поводу отрицательных эмоций, мне кажется они должны обязательно присутствовать в разумных пределах. И страх, и жалость, все эти эмоции испытывает малыш при сопереживании героям сказок, к примеру. И это правильно, вот перекос в сторону постоянного веселья, на мой взгляд, ненормально. А по поводу навязанных эмоций, здесь, действительно, нужна мера. Но ведь в наше время это скорее исключение, чем правило, не так ли? Ребенок, растущий в любви и уважении, вряд ли сильно подвержен манипуляциям. А главное условие воспитания - избавление от родительского эгоцентризма, умение посмотреть на ситуацию глазами малыша. Тогда все встает на свои места. Спасибо Вам за содержательный отклик.

    Оценка статьи: 5

    • Елена Гвозденко, да, вспоминаю
      Мудрость короля Кормака - легендарного правителя Британии.
      Когда его спросили - какое качество отличает истинного короля, он ответил:
      Не будь слишком суровым - от тебя отшатнутся
      Не будь слишком добрым - тебя растопчут


      Слишком добрым - в данном случае это то, о чем Вы говорите. Добрым, сострадательным человеком легче манипулировать.
      Увы, к сожалению, приходится наблюдать обратный эффект. Именно дети, растущие в любви и уважении, наиболее легче поддаются манипуляции. Увы...
      Ведь краеугольным камнем их воспитания является деликатность.
      Они настолько деликатны и тактичны и способны к сопереживанию, что подчас от их сердец остаются ошметки.
      Знаете, все чаще вспоминаю один исторический факт. Вы наверно знаете о нем. Он широко известен.
      Когда Михаил Светлов написал как-то новое стихотворение, он, первым делом, позвонил ближайшему другу, что прочесть его. И даже не обратил внимания, что было 3 часа ночи.
      Сонный перепуганный друг, конечно же выслушал и пролепетал в трубку: Гениально! Но нельзя ли было подождать с этим до утра?
      На что Светлов ответил знаменитой фразой: Извини, я думал, что дружба - понятие круглосуточное.
      Помню в детстве мы чуть ли не скандировали эту фразу!
      А сейчас, став значительно старше, понимаю, что Михаил Аркадьевич, при всей мой любви к его поэзии, поступил, мягко говоря, эгоистично...
      Но он настолько привык к эмпатии, проявляемой по отношению к нему, что не мог даже предположить, что у людей могут быть какие-то свои дела и нечто более важное в три часа ночи, чем его - Светлова- стихотворение.
      В данном случае получается, что именно всегдашняя эмпатия, способность к сопереживанию, деликатность подвела друга Светлова...

      Оценка статьи: 5

      • Да, Ляман, но это не эмпатия в чистом виде. Деликатность это очень тонкая штука. Часто за деликатностью прячут страхи, неуверенность, неискренность. Деликатность - это всего лишь этическая норма поведения. Друг мог выслушать, просто потому, что его разбудили среди ночи и он не сразу включился. Если он все-же смог сделать замечание Светлову - тут уже не совсем сопереживание. За деликатностью иногда прячут ощущение собственной исключительности. А друг Светлова повел себя довольно зрело. Это беда не друга, беда Светлова, проявление его эгоцентричности. Со взрослым эгоцентриком и спорить бесполезно, можно лишь вытроить рамки общения. Хотя они все время стараются их сокрушить. Говорить "нет" очень сложно )))

        Оценка статьи: 5

        • Елена Гвозденко, Да, вот здесь я с вами согласна не 100, на 200 процентов. На 500. Говорить нет очень сложно. Очень!
          И самое главное - потом себя отвратно чувствуешь - обидел человека...
          Очень часто деликатность воспринимается со стороны просто как слабость, безволие. На самом деле - это уважение к другим. Но и к себе тоже.
          Было такое хорошее старинное выражение - соблюдение себя.
          Мне кажется, оно здесь в точку. Когда человек блюдет себя, он при максимальной деликатности включает центры самосохранения.

          Оценка статьи: 5

  • Статья верная и правильная, только вот надо понимать, что эмпатия это не только сопереживание, сочуствие, о нет! Эмпатия проявляться умением воспринимать любое эмоциональное состояние, страхи и тревоги других людей, гнев, ярость и злость, зависть и похоть, то есть вовлечение в весь спектр человеческих эмоций, как положительных так и отрицательных. К чему веду дозволенные речи, всё должно быть умеренно, порой эгоцентризм может просто сохранить личность, мы ведь не хотим, чтобы наше воспитуемое дитятко, будучи эмпатом, погружалось во внутренний мир всякого встречного-поперечного, не в состоянии отличить навеянные эмоции от своих.

  • Хорошая статья, спасибо. Я еще не родитель (только готовлюсь морально ), но меня интересует тема воспитания детей, с удовольствием читаю подобные статьи.

    • Анна, у Вас очень правильный подход. Буду рада, если мои статьи окажутся вам полезными. На самом деле, в воспитании и обучении ничего сложного нет, надо просто уметь видеть мир глазами ребенка. Удачи Вам!

      Оценка статьи: 5

  • Спасибо, Людмила. Меня радует, что мои статьи по обучению и воспитанию активно читают в Интернете. Думаю, что в числе читателей много молодых родителей.

    Оценка статьи: 5

  • Елена! Отличная статья. Вот если бы молодые родители прислушались к советамю
    С теплом,

    Оценка статьи: 5

  • Как уходят и старые, добрые мультики. Детям уже скучно, им надо постоянное переключение внимания, действие, шум. Они не выносят пауз. И это ошибочное стремление к тому, чтобы ребенку всегда было только весело. Ему должно быть и грустно и страшно иногда, это период формирования чувств. Спасибо Вам, Ляман.

    Оценка статьи: 5

    • Елена Гвозденко, несомненно. А самое страшное, что некоторые принципы современного воспитания все больше напоминают мне эпизод из сказки Носова "Незнайка на Луне", когда Незнайка попадает на остров дураков.
      Веселить, веселить, веселить до отупения, пока в баранов не превратятся...
      Недавно прочла:
      Всегда пробуй новое: еду, одежду, маршруты, гаджеты, активности, фильмы, книги, теории и объяснения вселенной. Мозг сделан из ленивой жвачки. Чем дальше, тем больше он хочет гнуться в одних и тех же местах, остальные его извилины стремятся исчезнуть. Не позволяй ему прилепляться к одним и тем же вещам, удовольствиям, путям, способам и трюкам. Всегда пробуй новое, особенно — когда тебе лень, страшно или не хочется.

      На мой взгляд - очень верное наблюдение.

      Оценка статьи: 5

      • Ляман Багирова, цитата: Недавно прочла: Всегда пробуй новое: еду, одежду, маршруты, гаджеты, активности, фильмы, книги, теории и объяснения вселенной
        Такое часто наблюдается. Я была в шоке, когда внучка (4 класс) сказала, что учительница на классном часе сказала, что наркотики можно попробовать один раз. При этом пояснила, что это зло.
        Но... ребёнку такого возраста достаточно услышать, что можно один раз попробовать...
        Потом с дочерью ненавязчиво с полгода возвращались к этому вопросу, ведь у нас город славится наркоманией.

        Оценка статьи: 5

        • Людмила Белан, конечно вы правы. Да, учительница более чем странная. Стремление к новому это вовсе не анархия и не вседозволенность. И уж учительница это должна была знать.
          Но у нас например, как бы это пояснить...
          Воспитание в традициях векового почитания старших - это, конечно, замечательно.
          Но нередки и перегибы - молодые люди настолько привыкли идти по пути, проторенному их родителями, что уже в 30 лет, а то и раньше превращаются в каких-то стариков.
          А тех, кто пытается хоть в чем идти своей дорогой - на них смотрят мягко говоря странно, и это с лучшем случае, в худшем - безоговорочно порицается.
          Вот вам маленький пример. Его поняли все у меня на работе, кроме меня. И когда я попыталась возразить - на меня зашикали, и сказали, что это нарушение всех правил!
          Коллега по работе выдавала замуж дочь. У жениха есть отец, но нет матери. Мать умерла молодой от разрыва сердца от (внимание!!!) того, что ее старший сын посмел жениться САМ, без ее на то согласия!
          Спрашиваю - а они развелись?
          Отвечают - нет, живут тихо-мирно, уже 12 лет,2 ребенка.
          Я - тогда в чем же дело? Может быть эта невестка не такая уж плохая. Чего бы стоило матери пойти, поговорить по людски, приласкать внуков.
          Мне - Нет, ты не понимаешь. А самолюбие?! Как он посмел жениться без ее на то воли?! Она ни его, ни невестку, ни внуков на порог не пускала! Обиделась.
          А потом уже невестка не захотела видеть свекровь.
          Я - А в чем она виновата? Если ко мне будут заведомо относиться как к врагу, только потому, что я нежеланная невестка, то и я такую свекровь не захочу видеть.
          Так не представляете, как на меня зашикали! Мол, ты не понимаешь, как она же мать. Мало ли что она сказала , он и так виноват перед нею,что нарушил ее волю, а теперь они должны были ползти к ней на колени, умолять, может она и смилостивилась бы... А они гордые оказались, традиции нарушили, по своему все сделали.
          Вот, бедная женщина и умерла от тоски.
          Хотела я сказать, что она умерла не от тоски, а от собственной глупости и злобы, но потом подумала - еще мне спора долгогоиграющего на работе не хватало...
          Вот так у нас нередко бывает...

          Оценка статьи: 5

  • Очень нужная, очень правильная статья. Действительно, Елена, как мало остается навыков правильного воспитания . И вы очень верно заметили - традиции детских праздников, призванных объединять детей,развивать их - уходят в прошлое. Уступают место завлекаловкам с привлечением аниматоров.

    Оценка статьи: 5