Когда я слышу рассуждения об ауре литературного произведения, то понимаю, что речь идет о неких трудноопределимых приемах, которые при чтении книги создают почти физическое ощущение мира авторской фантазии, а главное, резонирования с ним читателя. Можно, конечно, ссылаться на лексическое богатство, красочность языка, особый ритм текста
Много лет назад, читая детективы тогда еще начинающей писательницы Дарьи Донцовой, я не могла понять, какая гипнотическая сила заставляет меня покупать и тратить свое время на прочтение безумных сюжетов, написанных довольно незамысловатым языком? Что привлекает меня, перечитавшую огромное количество книг, в этих байках-сплетнях? Какие особые литературные приемы сделали огромное количество читателей заложниками ее творчества?
В этом желании открыть томик с нелепым названием было что-то болезненное, что-то, что заставляло меня делать это раз за разом. Некий вопрос, на который я не могла найти ответ. Пробовала переключиться на других авторов, пишущих в этом жанре, но их шедевры не могла осилить уже на первой странице. Хотя и язык, и стиль были очень похожи.
Если рассматривать «магию» подобных текстов, то первое, что приходит в голову — продуманный маркетинговый подход к их написанию. Автор четко знает или чувствует свою целевую аудиторию, их психологические проблемы и всевозможные комплексы. Читательница, отождествляя себя с главной героиней, на некоторое время становится свободной от каких-то давно надоевших обязательств, собственных проблем.
Она больше не Марья Ивановна, уставшая от хронического безденежья, от пьющего мужа, от бесконечных кастрюль и тяжелой работы. На некоторое время наша Марья Ивановна превращается в креативную Вилку, сообразительную, независимую и любимую, или Дашу Васильеву, даму приятную во всех отношениях, порхающую между элитным поселком и Парижем, не считающую денег и мужей.
Думаю, что феномен Дарьи Донцовой мог бы стать достойным объектом для изучения профессиональных психологов. Но вернемся к пресловутому маркетинговому подходу. Итак, писатель хорошо знает свой потребительский сегмент, знает их проблемы и потребности. Этот литературный продукт выполняет свою главную функцию, на какое-то время удовлетворяя потребности клиента в самореализации, статусности
У рекламщиков есть термин — имажитивная реклама, то есть реклама, в которой воздействуют на сферу эмоциональных переживаний потребителя. Вспомните рекламные ролики косметических средств. Обычно этот способ рекламы используют в случаях, когда невозможно или довольно сложно высветить УТП (уникальное торговое предложение) — проще говоря, когда трудно убедить клиента в разумности предстоящей покупки, обратиться к его логике.
Книги Донцовой, на мой взгляд, некий продленный рекламный имажитивный ролик. Мне показались интересными приемы, которые удерживают внимание читателя на протяжении огромного количества страниц. Главный способ — эмоциональные «качели». Читатель, вместе с главной героиней, вынужден выпутываться из довольно сложных ситуаций, бороться за справедливость.
Множество вспомогательных сюжетных линий «работают» на эту же задачу. Написанные языком женских сплетен, они ненавязчиво вводят читательниц в излюбленный диалог о добре и зле, справедливости и возмездии.
Интересно, что в книгах Донцовой практически нет выписанных отрицательных героев — все они довольно неоднозначны. Подобный прием очень часто используется и в кинематографе. Он позволяет «приковать» внимание зрителя к подобному персонажу на длительное время, заставляя его с интересом наблюдать, как (хорошо или плохо) будет действовать герой в разных ситуациях. Этот прием делает отрицательного героя «живым», достойным сочувствия.
В одном из интервью Дарья Донцова заявила, что ее детективы — это «таблетка от депрессии». Возможно, в ее книгах есть скрытые механизмы, стимулирующие выброс серотонина?
Джо Витале в своей книге «Гипнотические рекламные тексты: Как искушать и убеждать клиентов одними словами» раскрывает секреты «гипнотического письма». Он утверждает, что многие писатели владели искусством написания гипнотических текстов:
«Вспомните, когда вы последний раз были совершенно поглощены чтением письма или книги. Вы утратили чувство времени? Вы не слышали призывов того, кто вас звал? Вы так углубились в чтение, что ничто уже не имело значения? Признайтесь: вы были загипнотизированы».
То что магия идущая от написанных текстов существует - верю! Мне часто раньше говорили, что общаясь со мной ( в письменном виде), подсаживаешься на переписку. Есть много факторов, влияющих на это..., особенно самый сильный фактор, когда автор пишет от себя, как бы пропуская сказанное через себя... , конечно же стиль изложения тоже влияет - будет читаем..,, воспринимаем текст или же с трудностью...
0 Ответить
Женевьева Шаде, Вы говорите об авторском погружении, вдохновении, когда настрой помогает не просто находить очень точные образы, но и заряжает энергией текст.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Одно время , по признанию моей знакомой, она работала на Дарью Донцову. Не верить ей я не могла, т.к. она показывала мне тексты... Конечно, я не сличала конечный результат книги и то что было на этих компьютерных листах.., тем более как говорила знакомая - на Дарью трудится штат. И этому я верю, потому как невозможно написать такое количество книг одному человеку, клепая их как пирожки... Даже великие писатели не успевали столько написать...Я понимаю разность технологий, но всё же. Да и не читаю , если честно, Донцову.
0 Ответить
Женевьева Шаде, сейчас у меня довольно внушительный список тех, кого не просто не хочу, но и не могу читать... Донцова в их числе.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо Вам, Елена.
Книги Донцовой, каюсь, не читала. Хотя прочла и читаю за свою жизнь много.
А вот магия письма...
Да, это есть.
Много книг прочла я взахлеб, но отчетливо магию письма почувствовала на трех произведениях:
1. Мария Сюарт Цвейга (сплошной текст практически без диалогов, но как прилипла к ковру на полу, так и не встала с него, пока за 4 часа не прочитала всю книгу)
2. Белая гвардия Булгакова.Текст завораживающий! С самого начала, где идет повествование о печке и Саардамском плотнике и далее...
3. Тимур Зульфикаров Цикл повестей о Ходже Насреддине. Читала в детстве, но д сих пор помню странную, словно бы наркотическую магию письма.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Если честно, с таким же успехом можно читать сайт анекдотов.нет, с которого все эти донцовские байки позаимствованы.
Прочитала ровно одну ее книгу. Не выкинула потому, что не привыкла выкидывать книги. Было б кому, отдала, только желающих не находится. Где уж там магия письма и прочее заявленное в статье, не поняла.
Неужели статья написана на полном серьезе?
Оценка статьи: 2
1 Ответить
Натали Мар, уважаемая. Я, как автор, не ставила задачи восторгаться творчеством Донцовой. Более того, я вообще не считаю ее книги литературой. Но меня, как человека пишущего, всегда интересовал секрет ее популярности. Смешно не замечать очевидного. Ее первые книги не просто издавались огромными тиражами, но и были читаемы огромным количеством людей. Вы прочли первую часть из трех и ставите свои оценки не вникая в суть статьи, по сути оценивая свое отношение к Донцовой. По поводу воздействия лично на Вас, так не все методы НЛП имеют 100% воздействие. А речь идет именно о приемах НЛП, о способах привлечения читательского внимания.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Елена Гвозденко, Вряд ли авторы классики задумывались о том, чтобы воздействовать на читателя при помощи НЛП. ))) Они писали то, что шло им свыше. Скажу, как человек, который пишет стихи и немного прозу, кстати есть мои притчи, которую психологи читают на ютубе... , так вот автор пишет то, что идет свыше и ни о каких НЛП он не задумывается, но тем не менее читаем ))
0 Ответить
Елена Гвозденко, я знала только одного человека, который действительно читал ее книги, и который, собственно, и снабдил меня той единственной, которую я прочла. Выдавать жвачку для мозгов за гипнотическое письмо - это сильно. Наберите в поисковике "Как Донцова крадет тексты" - это и будет ответ на вопрос о ее популярности. Одну из позаимствованных ею историй я лично читала в первоначальном и гораздо более интересном варианте как раз на сайте анекдотов. Т.е. ее книги - это как сборник анекдотов купить, собственно, за тем, видимо, и покупались. Только, в случае ее произведений, анекдотов несвежих и плохо пересказанных. Искать в них "завораживающую магию" и приемы нлп - это как божий дар с яичницей. Нет, честное слово, меньше всего я, открывая статью про гипнотическое письмо, ожидала прочитать о Донцовой.
При этом сам феномен отношения к книге как к предмету потребления, вкупе с распространенными в последнее время "книжными вызовами" и пр. достоин исследования - вот там-то упоминания произведений Донцовой будут как нельзя кстати.
Оценка статьи: 2
2 Ответить
Да, как Донцову читал раньше я больше никого не читал. С желанием закончить за один день ее книжку.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я так читала ее первые книги, недоумевая, что так держит. Сейчас совсем не могу ее читать. Но популярность очень долго озадачивала, ведь и литературой не назовешь.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Еркин Сарсенбаев, а ВОТ "лУННУЮ РАДУГУ" ПРОЧИТАЛ ЗА ОДНУ НОЧЬ. нУ ЛАДНО ПОМУЧАЛСЯ НА РАБОТЕ С ЖЕЛАНИЕМ ПОСПАТЬ, А КОГДА НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ УТРОМ ПРОСНУЛСЯ : ЖЕНА ДОЧИТЫВАЕТ!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Владимир Иванович Пресняков, Спасибо что напомнили. В детстве хотел еще прочитать эту эпопею, но потом не нашел полную версию. А потом забылось.
Оценка статьи: 5
0 Ответить