Перейти к предыдущей части статьи
Известно, что из-под пера Агаты Кристи вышло около 80 детективных романов, 50 пьес и около 120 рассказов. Ее книги до сих пор активно покупаются, в театрах с неизменным успехом идут пьесы, а в кинотеатрах выходят новые экранизации.
Ученые исследовали тексты с помощью компьютерных программ, позволяющих вскрыть незаметные для рядового читателя закономерности. Проанализировав большое количество произведений, они пришли к выводу, что писательница пользовалась определенной стилистической формулой.
Например, она использовала общеупотребительные слова довольно часто на небольших фрагментах. Сравнивая тексты Агаты Кристи и Конан Дойла, лингвисты отметили, что у Кристи почти не встречаются глаголы «отвечать», «повторять», «высказываться». Вместо этого она постоянно использует слово «сказать», которое употребляется в обычной речи гораздо чаще.
В ее произведениях почти невозможно встретить филологические изыски, отвлекающие читателя от сюжета. Описания в текстах встречаются лишь в самом начале. К концу произведений действия ускоряются, и уже ничего не отвлекает читателя от развязки. Использование стилистических приемов решает главную задачу, они удерживают внимание читателя.
Специалисты НЛП отмечают и использование определенных ключевых слов, воздействующих на подсознание. Например, таких как «интерес» и производные этого слова. Они подсчитали, что на 1 странице текста Кристи упоминает это слово около 20 раз (интерес, интересный, не интересно, обратить внимание
Психологи условно разбили тексты на некие фрагменты, параграфы. Каждый фрагмент определенным образом запечатлевается в сознании читателя. В одном параграфе она обращается к памяти, в другом к интересу, в третьем — к загадке. Читатель, как ученик, приступает к прочтению следующей части, прочно усвоив акценты предыдущего параграфа.
В фильме утверждается, что писательница контролировала сознание читателей, вводя их в транс. Известно, что сознание человека способно различать одномоментно от 5 до 9 объектов и явлений. В книге «Десять негритят» на читателя обрушивается информация сразу о 10 героях со своими сюжетными линиями. Психика обычно не выдерживает подобной перегрузки, и читатель входит в состояние транса, в котором доминирует сюжетное напряжение.
Чувства запоминаются намного лучше, чем мысли. Творчество Агаты Кристи постоянно стимулирует желание разгадки и удовольствие от удачно разрешенной логической формулы.
Существует адреналиновая теория разгадки тайны писательницы. В фильме утверждается, что книги вызывают определенную химическую реакцию в организме человека. В самом начале читатель испытывает все усиливающееся желание узнать, кто преступник. Это желание вызывает выброс допамина. В конце, когда наступает развязка, читателя захлестывает волна серотонина. Читатель испытывает эйфорию и идет покупать следующую книгу автора.
Известно, что страх, напряжение вызывает выброс адреналина, который называют разрешенным кокаином. Мы все очень любим безопасные страхи, именно они дают нам ощущение удовольствия, драйва.
Схема классического детектива, выработанная Агатой Кристи, довольно проста. В самом начале появляется труп, несколько подозреваемых, имеющих свои мотивы и объединенных в замкнутом пространстве, сыщик, оказавшийся случайно на месте преступлений, и множество ходов — как подсказок, так и ловушек. В конце сыщик разъясняет схему преступления, отбрасывая шелуху ложных следов. Но, даже при довольно простой схеме, читателю редко удается вычислить преступника до наступления развязки. Большое количество ложных схем, мотивов — своеобразные ловушки для читателя. Кристи специально запутывает, интригует, ведет ложными путями. Не случайно ее детективы называют головоломками.
Но самая удивительная информация, на мой взгляд, прозвучавшая в этом фильме — это вывод о том, как творила писательница, сделанный после изучения ее записных книжек. Исследователей сильно удивило, что одна из самых логичных авторов свои записи вела очень небрежно: множество заметок, разбавленных бытовыми записями, свидетельствовали о вдохновении, больше свойственном поэтам.
В фильме прозвучала версия о том, что Агата Кристи писала детективные истории в состоянии транса. Встречаются довольно большие фрагменты, безжалостно перечеркнутые авторской рукой, а затем переписанные «на одном дыхании», не отрываясь. Это главный вывод о том, что все секреты гипнотического письма Кристи освоила «по наитию», позволив вдохновению руководить ее литературным творчеством.
Не представляю себе, как можно писать в состоянии транса.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Магдалина Гросс, это совершенно волшебное ощущение, жаль редко, а теперь почти не случается.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень хорошая статья. Спасибо. К сожалению, не научила писать так, как писала Агата Кристи. А жаль.
Оценка статьи 5
0 Ответить
Кто-то любит свиной хрящик, а кто-то попадью.
Люди пока не умеют найти секрет талантливого писателя или поэта.
Чтобы живое изучить
Его сначала убивают
Потом на части разрезают
Исследуют, но жизненная связь
Тем временем исчезла, унеслась!
Вот так и с писателями. "Таинственный остров" нравится очень многим, "Чайка" или "На дне" - некоторым.
Кто-то любит фантастику или фэнтези, а кто-то философию.
Но разных людей как-то "цепляют" определенные... не то стили авторов, не то... что-то еще в читаемой прозе.
И что именно в прочитанном -- мы сами определить не можем.
Лично я просто бросил попытки понять что именно в книгах мне нравится, обычно просто пробую прочитать несколько страниц - если зацепило, покупаю, и иногда потом огорчаюсь - на первых страницах проза захватила, дальше пошло что-то не то.
Правда современную псевдофилософию, или диссидентскую литературу - даже не пытаюсь читать.
Начитался в перестройку(диссиду) и в универе(философии).
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Классная статья! Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Еркин Сарсенбаев, спасибо Вам за прочтение и отзыв.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Агату Кристи прочитала всё что ранее могла найти в библиотеках и купила немало книг, сейчас уже буду перечитывать, все забыла Еще в этом жанре нравится Чейз. Агата, просто, женщина и у нее детектив мягче, чем у мужчины, я не думаю, что она специально употребляла какие-то приемы, чтобы прогипнотизировать своих читателей, у нее просто такой стиль, который является золотой серединой и не примитивно и не переполнено лишними описания, все по делу. К примеру Рекс Стаут для меня слишком навороченный и порой скучен описаниями лишними. Это действительно отвлекает, хочется узнать что там дальше, а он упражняется в своем видении окружающего мира.
1 Ответить
Лидия Богданова, мне тоже кажется, что писала она вдохновенно, без каких-либо расчетов. Жанр детектива ставит определенные задачи к стилистике текста.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Людмила. Для меня книги Агаты Кристи тоже сеанс психотерапии, все проблемы остаются за чтением. В классику погружаюсь чаще, но там иное, там работа души, а детективы - просто расслабление.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Согласна с автором. Читаю Агату Кристи, когда хочется отдохнуть от быта и рутины. И вы правы, она завлекает, погружаешься в атмосферу прошлого века, вместе с автором окунаешься в расследование.
После прочтения сюжет забывается, но остаётся послевкусие. А отдохнув, надолго, до следующего сеанса психотерапии, забываю о ней...
Спасибо, Елена!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Увы...
Я, наверно, совсем неправильный читатель.
Никогда не привлекали детективы, кроме, пожалуй, историй о Шерлоке Холмсе. Не любила фэнтэзи, фантастику, приключения (вот только "Таинственный остров"могла перечитывать помногу раз)
И обилие психологических коллизий в произведениях тоже несколько утомляло.
А вот тонкий намек, некая недосказанность, деликатная тайна - всегда очаровывали.
Поэтому, наверно, очень люблю Чехова и Паустовского. Они мудры, но ненавязчивы. А в этом проявление высшей деликатности.
Спасибо Вам, Елена.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ляман Багирова, а как можно перечитывать "Таинственный остров" по несколько раз? Я читал в четвертом классе в первый и последний. Не понял, как можно было запустить торпеду, чтобы она покнчила с пиратами, а второе, что меня поразило, это взрыв вулкана. К тому времени я читал уже о Кракатау и знал, что после взрыва все в радиусе чуть ли не ста километров погибло. А тут они сами спаслись и корабль уцелел... В общем, все как у Жюль Верна - нагромождение антинаучного кошмара. Плюс плохая литература сама по себе. А насчет Донцовой - я прочитал все рецензии, потому и пишу - больше двух страниц осилить не мог, а Агату Кристи считаю гениальной рассказчицей. Признаюсь, только два раза догадался, кто убийца из нескольких десятков прочитанных романов. Вот тогда понял, что следователя из меня не получится.
Оценку повторю 5
0 Ответить
Роман Солодов, ну, что Вы, Роман!..
Не стоит воспринимать мои слова о "Таинственном острове" так уж серьезно.
Я ведь читала именно как девочка, упиваясь описанием налаживания хозяйства и быта колонистов. Как они обустроили Гранитный дворец, как добыли себе хлеб, вырастив пшеницу из единственного зернышка (особенно впечатляли расчеты Смита о геометрической прогрессии), спасение Харберта, исповедь Немо - это все действовало впечатляюще на юные, а затем молодые девичьи мозги.
Потом уже, перечитывая, поняла, что все это мягко говоря - плод большой фантазии. Но насчет того, что это плохая литература, не могу согласиться, простите. Как литература, повествование захватывает. Во всяком случае, "Таинственный остров" перечитывать могла, а вот "Детей капитана Гранта" увы, нет.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ляман Багирова, Ни в коем случае не хотел Вас обидеть. Если создалось такое впечатление, то искренне приношу свои извинения. Но Жюль Верна (у меня дома стояло полное собрарие сочинений этого писателя) -всего перечитал. Но до 13 лет. Потом перешел на Джека Лондона, а потом... уже не помню. С настоящей литературой надо знакомиться в возрасте, когда вырос достаточно, чтобы начинать понимать великих. Читать того же Достоевского, Кафку, Пруста и так далее... в школьном возрасте - это попросту терять время. Но никому не запрещено. Всех благ.
Владимову отдельно. Захотели поддеть меня "знакомством" с Кимом? А что? Это какое-то достижение, быть знакомым с бардом, женатым на дочери Якира? А Якир был вхож в нашу компанию. Отсюда и знакомство. Мы ни в коем случае не были большими друзьями, но знали друг друга достаточно хорошо, чтобы быть на ты. Вот и все. На моих глазах Ким вступал в Профком московских драматургов - я это видел сам, а потом он смешно рассказывал, как все это происходило на одном из наших сборищ. Кстати, могу сказать, что и Галича знал - он пел в доме моей матери, они были друзьями в молодости. Ужасно жалею, что пленки не сохранил, говорят, они сейчас в большой цене как раритеты. Чему Вы завидуете? Сами проработали асенизатором все жизнь? Успокойтесь, начинайте о Боге думать, время наверняка уже подходит. Как у меня.
1 Ответить
Роман Солодов, ну конечно, мы вам все завидуем, успокойтесь, не надо так остро реагировать.
Чем дальше в лес, тем толще партизаны. У Якира не было дочери, был один сын, Петр Ионович Якир, диссидент.
Насчет знакомства и бытия "на ты"...
Вскоре после смерти Светлова вышла эпиграмма, в которой были строки.
...Был ли знаком Светлов со всеми теми,
Кто нынче горд интимной дружбой с ним?
Я уже написал про некоего героя задуманного Пушкиным, а написанного Гоголем "С Пушкиным - на дружеской ноге..."
Ну где простому инженеру быть на дружеской ноге с Юлием Кимом!
Я даже с Розенбаумом не был на ты или на дружеской ноге - с ним, когда он еще был врачом скорой была накоротке подружка жены - очень нам его рекомендовала. Но мы дождались первых пластинок.
А о Боге думать - всегда полезно.
Грустно, когда человек, будучи молодым и здоровым плевал на заповеди Господни и только у порога могилы вдруг вспоминает, что надо о душе заботиться.
Я старался жить правильно всю жизнь. Стараюсь и сейчас. А у Вас - как с этим?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Вадимов, Мне кажется, Вы завелись. Да. У Якира был один сын, Петр. На его дочери был женат Юлик Ким. Вот их, как раз я и знал.
Могу себе представить, как Вы взовьетесь, когда я Вам скажу, что 1970 или чуть пораньше у меня был диспут с Е. Примаковым, который я выиграл по поводу БВ. Он не мог этого забыть и отыгрался на моем брате впоследствии. А спорили мы с ним на квартире моего дяди А. Гребнева, куда я и мама были приглашены на его день рождения. И Примаковы пришли - они с дядей из одного города, под названием Тбилиси. Вам, надеюсь, знаком этот город? И вот там мы сцепились. Примаков был кором Правды по БВ, а я всего лишь студент МАИ или только что закончил... Уже не помню. И ничего, выиграл... Зато теперь Примакову памятник поставили.
1 Ответить
Роман Солодов, ну, Вы, как всегда, все преувеличили!
Зачем мне взвиваться? Просто посмеюсь и все.
Но Вы продолжайте, с Вами весело.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Вадимов, а с Вами скучно.
2 Ответить
Ляман Багирова, некоторым не нравится монна Лиза, некоторым Репин.
А кто-то готов к поделкам Донцовой и Устиновой приравнять и Жюля Верна.
Хорошо, что есть множество людей, которые с ними не согласны.
И Жюль Верн - классик, пользующийся огромным спросом, имеющий и сегодня многие десятки миллионов читателей, как бы кто-то о нем ни говорил. На каждый чих не наздравствуешься.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ляман Багирова, = УзнаЮ сестру Ляман != Я тоже не любитель детективов. Зачем разводить интрижку? Лучше прочитать с конца, чем дело кончилось. Вобще рассказать сюжет сразу, как было дело по возможнсти кратко. А разве О Генри хуже? Ну, ладно Чехов, но как Пауствский после него нашёл свою нишу, дыру в заборе, чтоб пролезть до своего читателя, который уже объелся и Чеховым и кем только не.
Имхо, детектив - то вещизм, потребиловка, жУвачка на каждый день
1 Ответить
Сергей Дмитриев, О, не проси, мой добрый брат, сказать о том, что я тебя не знаю!!!
Очень рада Вам, Сергей!
Как нашел свою нишу?..
Паустовский - изумительный стилист. Потрясающий!
Он писал об обыденных вещах, и в общем-то его рассказы и повести не содержат извилистых психологических сюжетов.
Но он мог написать об обыденном, о каком-нибудь цветке сурепки настолько поэтично и волшебно, что чтение завораживало.
"Повесть о жизни" - пожалуй, самое монументальное из написанного им - хроника эпохи от конца 19-го века до преддверия Великой Отечественной.
Но хроника эта подана так красочно (и в то же время, не нарочито цветисто), так ярко и живо, что не можешь оторваться.
Недаром Бунин отсоветовал ему, молодому, писать стихи, сказав: "Ваша поэзия в прозе. В ней и творите"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ляман Багирова, ОК ! ... Не зря же Марлен Дитрих(?!) опустилась перед ним на колени.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, Да, это она. Узнав, что в зале автор "Телеграммы", она преклонила перед ним колени.
Когда его хоронили, и гроб проносили по улицам Тарусы, жители стояли около своих домов, кланялись и говорили: "Спасибо, Константин Георгиевич, за воду, за газ" Его стараниями были проведены в город эти коммуникации.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Ляман Багирова, вот видите, он тоже не пренебрегал "ручным управлением" и "волюнтаризмом".
0 Ответить
Уважаемые Ляман и Сергей. Мне хотелось бы ответить не только вам на все упреки в комментариях к 1 части, да и множество невысказанных, как я думаю. Статья эта написана не для приватных бесед профессиональных литераторов и скорее ориентирована на людей, которые осознают свои проблемы коммуникаций. Это несколько прикладной, унифицированный, несколько маркетинговый подход. Согласитесь, разбирать в таком ключе великое наследие Чехова, Достоевского, Паустовского и проч. было бы несколько кощунственно. Я люблю Агату Кристи, но не за ее литературность, чувство, которое я испытываю, читая ее детективы сродни возбуждению перед вызовом сложной задачи. С интересом к Донцовой сложнее. Я говорю только о первых ее книгах, где сохранялась, во всяком случае для меня, эта магия притяжения при весьма сомнительных литературных достоинствах. Вероятно в первых книгах прочитывалось именно ее авторство. Меня удерживало простое недоумение, почему я читаю ее книги, что так держит? Сейчас я уже не могу прочитать даже 1 абзаца, но тогда...
Эта статья - приглашение к размышлениям людей пишущих, к спорам о роли читателя в мастерстве писателя. Разумеется, магия литературного таланта не измеряется простыми лексическими единицами повторения понятных слов, вызывающих определенную реакцию читателя, упрощением языка (а этим сейчас грешат всевозможные тренинги, обучающие писательству), там иная магия, магия иных кодовых слов, создающих зримые точные образы, магия глубокого погружения в мир героя, который чем-то знаком читателю, чем-то близок, который затрагивает и его эмоциональную сферу. Магия столь глубокого погружения в образ, что делает его очень близким. Но в любом случае, писательство, даже на уровне электронных писем - процесс соприкосновения с собеседником, процесс выхода из собственного эго, умение посмотреть на мир иными глазами.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Елена Гвозденко, "...Ведь я читаю Историю партии // и много других, интересных книг" (любимая С) =Достоевский, конечно, гениальный писатель, но зачем же он так часто повторяет это "впрочем" = Впрочем, кто бы дотошно посчитал сколько этих прочих на каждой, случайно открытой стр.?
...У нас здесЯ не литкружок и не семинар по стилистике - кажЫный выдаёт, что в голову прибредёт, в режиме "мозгового штурма", т.с.
"Стихи не пишутся, - случаются, // как чувства или же закат. // Судьба - слепая соучастница. // Не написал - случилось так." (А. Взнснскй) Также и комментарии.
0 Ответить
Елена Гвозденко, Что Вы, Елена. Я вовсе не умаляла достоинств Вашей статьи - она великолепна, как всегда, и очень нужна в нынешнее время, когда много людей утрачивают способность к хорошему вдумчивому чтению. Вы абсолютно верно заметили насчет писательских тренингов. Нацеливание на завлекаловку, намеренное упрощение языка, не означают магию слова. Просто мне вспомнились авторы, книгами которых зачитывалась в детстве, юности, продолжаю читать сейчас, и магия слова заключается для меня, наверно, в ощущении душевной и духовной возвышенности.
Было некогда старинное определение: "В театр ходят для очищения души". Действительно, старые спектакли с классической манерой игры имели некую особую ауру. Они погружали зрителя в мир своих героев, но словно и приподымали его. То же и с книгами.Они должны возвышать читателя, а не упрощаться под него.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Ляман, что Вы. Я просто попыталась ответить на критику, прозвучавшую к 1 части, попыталась объяснить, почему этот маркетинговый прием разбирается на текстах Донцовой и Агаты Кристи. А тема упрощения, тема такой вот подстройки под читателя, заигрывания с ним - еще одна большая тема. Вы безусловно правы, вряд ли заслуживает уважение литератор, который осмысленно пользуется приемами упрощения, заискивает ненормативной лексикой и проч. Надо оставаться собой. От Ваших текстов не оторваться, это завораживающая магия слова.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена Гвозденко, спасибо, дорогая моя!
Я просто очень ее любила, няню мою. Очень.
Наверно поэтому и получается так писать о ней...
Ох, Еленочка, магия слова - великая вещь!
Видели бы вы меня, когда я вчера в 48-градусную жару на 3,5- метровой кухне вертела банки с помидорами. При этом горели все три конфорки, кипятилась вода для стерилизации, попутно готовился обед на сегодняшний день
А за всем этим со своего диванчика (у них есть собственный диван - у меня нет! ) наблюдали кошка Зефира и два ее сына-подростка.Так сказать - недремлющее а-ля свекровино око над тем, что я делаю!
Вот я применяла магию слова! Ох и применяла же я ее! Магическое воздействие моих словесных эскапад действовали на котов завораживающе! Домочадцы же лишний раз на кухню не заходили. Отдыхали в комнате под кондиционером!
Оценка статьи: 5
0 Ответить