Наталья Наумова Грандмастер

У всех ли есть самооценка и возможно ли её создать?

Представления о себе, своих личностных качествах, способностях — это одна из основ взаимоотношений с миром. Часто говорят о необходимости повышения самооценки, если не всё в жизни нравится. Многие с жаром штудируют всевозможные методики и посещают бесчисленные тренинги. Но чтобы повышать самооценку, её надо иметь. Ведь этой загадочной субстанции у человека может не быть вообще — вот что упускается из вида.

Фото: Zazu70, pixabay.com

Характеристики с чужих слов

Удивительного ничего нет. Те представления о себе, которые принесены из детства и юности — это не самооценка. В некоторых публикациях встречалось выразительное слово — мамооценка. У кого-то, как вариант, — папооценка, бабушкооценка или ещё что-то, в чём фигурируют некие значимые люди. Либо даже организации — детсадооценка, школооценка. Хорошо, если эти характеристики положительные. Но так, увы, бывает не всегда.

Ребёнок не рождается на свет с каким-то мнением относительно себя. О том, какой он — хороший или плохой, узнаёт с чужих слов. И принимает на веру всё сказанное — даже если эти утверждения ничем не обоснованы и не подкреплены. Ведь критического мышления в раннем возрасте ещё нет.

Маленький человек растёт, но ярлычки зачастую со временем только сильнее прилипают к нему. Так и становится взрослым с теми убеждениями о себе, которые в далёкие годы вложили в него другие люди. Кто-то, конечно, пытается это переосмыслить. Но не каждый вообще задумывается над такими вопросами.

Спор с привидением

Неудачник жалуется на сложности во взаимоотношениях, невозможность реализовать себя и ворох других проблем. С этим идёт к психологу. Из уст специалиста звучит совет, что надо повышать самооценку. Даётся целый ряд умных рекомендаций, которые действительно способны воодушевить и вселить веру в лучшее. Но упущен ключевой момент: а есть ли вообще самооценка у данного конкретного человека?

И вот наш герой работает над той характеристикой, которую ему дали другие люди. Например, учительница в первом классе говорила: «Ты дурак, ты оболтус, ты бездарь». Причём повторяла это многократно. Страдалец постепенно привык так думать о себе, это отпечаталось в его сознании и подсознании.

И. П. Богданов, «Новичок», 1893 г.
И. П. Богданов, «Новичок», 1893 г.
Источник: artchive.ru

Теперь он мысленно спорит с той учительницей, подбирает доказательства, что он умный, хороший. Пытается чего-то достичь, чтобы подтвердить свою состоятельность. И оказывается в ловушке. Он старается сделать высоким то мнение о себе, которое прозвучало из чужих уст.

Не исключено, что заклеймившей его учительницы вообще уже нет в живых. Но образ её в голове страдальца весьма ярок. И с этим-то привидением из своей памяти несчастный неудачник спорит. Доказывает, какой он — но кому? Призраку минувшего. В итоге ходит по замкнутому кругу. Необходимо вырваться из этого водоворота.

Коварная зависимость

Из длинной череды кирпичей возводится фундамент, затем и само здание. Точно так же из отдельных элементов складывается та постройка, которая называется самооценкой. Она не берётся из ниоткуда — её нужно создавать. И основывается она на тех выводах о себе, к которым человек пришёл сам, а не просто поверил в сказанное кем-то.

Когда самооценки нет, то это становится серьёзной причиной зависимости от других людей. Человек не принадлежит себе. Он буквально попадает в рабство к тому, кому доказывает, какой он. В таких обстоятельствах очень сложно возвести и укрепить внутреннюю опору. Можно даже утратить своё «Я».

  • Чтобы этого не произошло, собственные убеждения (в том числе относительно себя) надо взять в свои руки.
Чезаре Маккари, «Цицерон разоблачает Катилину», 1888 г.
Чезаре Маккари, «Цицерон разоблачает Катилину», 1888 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Работа с дневником

Первые шаги в деле создания самооценки стоит предпринять, не откладывая. Важно задуматься, какие качества хотелось бы развить в себе. И составить список. Потом отслеживать их проявления и усиливать звучание. Обязательно хвалить себя даже за самые маленькие успехи. Для этого завести дневник (тетрадь или блокнот) и каждый день заполнять его.

Например, есть желание развить трудолюбие. И получилось что-то в этом направлении сделать. Так и записать в дневнике: «Я поработал над проектом. Я очень трудолюбивый человек. Я молодец». Или появилось стремление развиваться интеллектуально. Есть небольшой сдвиг в этой области — записать: «Я прочитал целых пять страниц сложной книги. Я становлюсь интеллектуально развитым человеком. Я молодец». Это способно вдохновить на следующие шаги.

У всех ли есть самооценка и возможно ли её создать?
Фото: StockSnap, pixabay.com

Из таких кирпичиков и складывается самооценка. Других людей разумнее всего оставить с их правдой. Не стоит тратить свою жизнь, чтобы кому-то что-то доказать, тем более что это ни к чему хорошему не приведёт. А в худшем случае такие споры только усилят негативное мнение о себе, которое пока сидит внутри и которое, к тому же, вовсе и не ваше.

Самооценку человек создаёт сам — на то она и самооценка. Воздвигнув этот прекрасный дворец, можно перейти на новый жизненный этап. Разумеется, постройку надо постоянно поддерживать и укреплять — раз и навсегда она не возводится. Но, имея основу, всегда можно её усилить. Тогда опора внутри станет прочнее, а начинания пойдут на благо и на рост, а не вопреки.

Обновлено 29.07.2018
Статья размещена на сайте 18.07.2018

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: