Наталья Наумова Грандмастер

Всегда ли надо прощать за причинённое зло?

Бывают сложные и даже страшные вопросы. Порой их очень боязно задать себе. А попытка ответить может породить желание уйти от этой темы. Одна из проблем касается прощения своих недоброжелателей за причинённое зло. Тут очень много неясностей и запутанных моментов.

Фото: Depositphotos

Большинство психологов в один голос призывают понять и простить обидчиков — это якобы принесёт облегчение и поможет отпустить прошлое. Эзотерики выпускают целые сборники разнообразных медитаций. И многие страдальцы, желая исцелиться от боли, штудируют такие труды — порой долгие годы. Результат же, в лучшем случае, слишком маленький. А в худшем — тяжесть в душе усиливается.

Обнуление невозможно

Бывают, конечно, конфликты, в которых нет правых и виноватых. Такие эпизоды относительно легко оставить в прошлом — порой достаточно признать, что правда у каждого своя. Совсем другое дело, когда чьи-то жестокие действия повлияли на всю дальнейшую жизнь и исказили её течение. Тут ситуация намного сложнее. Понять и простить не всегда представляется возможным.

Детские травмы особенно глубоки, не требуйте от себя всепрощения
Детские травмы особенно глубоки, не требуйте от себя всепрощения
Фото: Depositphotos

Бывает и так, что пострадавший наивно верит: он настолько усилит в себе добрые чувства, что в их лучах растает всё зло, которое ему сделали. Но это слишком самонадеянно. Чтобы взрастить такую вселенскую любовь, надо быть святым или, как говорят на Востоке, просветлённым. Излишне говорить, что обыкновенному человеку не под силу столь масштабные духовные подвиги. Низкие поступки невозможно обнулить.

Поэтому ответ напрашивается сам собой: не требовать от себя всепрощения. Гораздо продуктивнее посмотреть своей боли в лицо, осмыслить и пережить её.

Особенно если это касается детских травм. В юном возрасте не было ресурсов переварить страдания. Теперь важно это сделать.

Коварные объятия

Не прощать — это не значит мстить и сводить счёты. Ни в коем случае. Признать невозможность прощения — это отказаться от иллюзий. В них часто есть что-то наивное, детское, инфантильное. Ведь иногда в стремлении понять-простить присутствует тайное упование, что обидчик раскается, придёт в объятия к простившему и всё будет хорошо. Особенно сильны такие надежды, если страдания причиняли близкие люди.

Не задвигайте негатив вглубь, проживите свою боль
Не задвигайте негатив вглубь, проживите свою боль
Фото: Depositphotos

Бывает, что обидчик в объятия приходит — но с тем, чтобы воспользоваться всепрощением жертвы и нанести новые раны. И снова страдалец старается простить, в результате цикл повторяется. Агрессору выгодно, чтобы пострадавший жаждал примирения. А отказ от прощения как раз помогает закрыть деструктивные отношения и разорвать порочный круг.

И нужна определённая скромность, чтобы признать свою неспособность растворить добром безнравственность. Не врать себе, что якобы к агрессору чувствуется только любовь. Часто за этим стоит задвигание негативных эмоций вглубь сознания и подсознания, что приводит к ухудшению самочувствия даже на физическом уровне. Это замечали не только врачи и психологи, но и просто наблюдательные люди. Мнимое прощение — не гарантия облегчения. Напротив — оно может сыграть злую шутку.

Анти-Изаура

Бывает, когда прощение со стороны жертвы оборачивается против обидчика. Можно совершить экскурсию в прошлое — небольшую, но довольно приятную. Вспомнить фильм, что будоражил умы и души миллионов. Многие помнят «Рабыню Изауру». Конечно, нелепо ждать, а тем более требовать от подобных произведений философско-психологических глубин. Такие фильмы создаются с другими целями. Однако некоторые эпизоды на раздумья всё же наводят.

Вот финал фильма. Роза, и без того сделавшая много зла, решила отравить несчастную Изауру. Иногда безнравственные личности оказываются недурными психологами. Вот и злодейка Роза знала, чем воспользоваться — помнила, что Изаура всем всё прощала. Поэтому представлялось нетрудной задачей изобразить раскаяние и предложить выпить «за будущую дружбу».

Стоит немного пофантазировать и представить, какой должна была быть здоровая реакция адекватного человека. Примерно такой: «Роза, я не собираюсь тебе мстить. Но разговаривать нам не о чем. И пить с тобой я не стану. Прощай. Живи счастливо, но меня в твоей жизни не будет».

Раскаяние чаще всего не бывает искренним, не обманывайте себя
Раскаяние чаще всего не бывает искренним, не обманывайте себя
Фото: Depositphotos

Но нет! Изаура приняла притворное раскаяние. Конечно, в фильме всё повернулось так, что в результате отравилась Роза. Но если бы Изаура отказалась прощать злодейку, никто бы не рисковал и не пострадал. И Роза бы осталась жива, у неё был бы шанс поумнеть и научиться иначе относиться к другим людям. Смерть же непоправима. Так что Изаурино всепрощение оказалось не таким уж и добром.

Есть немало иллюзий и мифов, наивная вера в которые играет злую шутку. Многие из них связаны как раз с прощением. Похвально читать литературу по саморазвитию. При этом нелишне задать себе вопрос: а насколько применимы мудрые советы к конкретной ситуации? Чтобы разобраться, нужно немного — относиться к полученной информации критически и творчески. Одновременно.

Обновлено 17.09.2018
Статья размещена на сайте 11.09.2018

Комментарии (16):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Интересная статья, располагает к раздумьям.

    Оценка статьи: 5

  • Вспомнилась случайно поговорка, не помню уже где и при каких обстоятельствах услышал:
    "Прощают недостойных мести"

    • Эдуард Ермоленко, поговорка вспомнилась отнюдь не случайно – случайностей не бывает
      Кстати, раньше не знала такой поговорки. Спасибо Вам большое – Вы меня просветили

      • Наталья Наумова, вообще то если точнее она звучит как "Прощают только недостойных мести" ( Эдвард Оболенский) Прочитала в одном цитатнике. Там еще похожая только Сенека "Самый обидный род мести - признать обидчика недостойным нашей мести". Но мне понравилась другая "Лучшая месть - забвение, оно похоронит врага в прахе его ничтожества" А самая лучшая и даже меня раccмешила "Месть - едва ли не то же самое, что кусать собаку, которая укусила тебя" Представила глаза собаки Вообще то по мне есть только одно оправдание мести, это когда испробованы разные методы примирения и прощения или честные судебные органы. Но вы же понимаете, у нас законы не всегда работают и обидчика иногда нельзя призвать к правосудию....остается только месть и самосуд...Христианская поговорка о второй щеке мне не нравится, может не стоит разжигать войну, но надо дать знать обидчику, что он не достоин мести.

        • Лидия Богданова, интересные мысли
          Лично для меня признать невозможность прощения – это означает отказаться от иллюзии, что возможен какой-то конструктивный диалог с агрессором. Хотя расстаться с такими иллюзиями бывает непросто.

  • У каждого свой опыт.
    И мне в разное время разные люди гадили, кто-то и не понимал, что гадит, кто-то делал это расчетливо.
    И что? Не прощать, т.е. помнить все это? Да пусть они лесом идут. Тот век давно кончился, того государства уже нет, а город давно называют Питер, а не Ленинград.
    Факты где-то в памяти остались - но часто даже люди те давно померли. Так чего "непрощать"?
    В христианстве есть хитроказуистическая формулировка "я тебя простил, пусть тебя Бог простит" -- подразумевается, что Бог будет судить по справедливости и за все плохое отвесит плохому полную меру.
    Так что же такое оно, это "христианское прощение"?

    Оценка статьи: 5

    • Yulia Yasnova Читатель 23 сентября 2018 в 17:41 отредактирован 24 сентября 2018 в 07:28

      Игорь Вадимов, в православном христианстве говорят несколько иначе: "Бог простит, и я прощаю". Смысл меняется на противоположный: уж если Бог простит, то мне-то и тем более не дело таить зло.

      • Yulia Yasnova, в православном христианстве говорят "Пусть Бог тебя простит, а я давно простил".
        И означает это именно, что решать простить или нет, будет Бог, именно на Бога возложена роль беспристрастного судьи ("он неподкупен звону злата, и мысли и дела он знает наперед, тогда напрасно вы прибегнете к злословью, оно вам не поможет вновь...") - и уж просто так прощать он никого не будет.
        А вот самому христианину надлежит прощать врагов своих, ибо судить их будет Господь, причем беспристрастно и неподкупно.

        Оценка статьи: 5

  • Интересно )
    Прочёл и задумался... А мне ведь некого и не за что прощать. Всё, что было у меня плохого и обидного я спровоцировал в своей жизни сам. А к себе претензий не имею...
    Либо святой, либо идиот?!.

    • Эдуард Ермоленко, это потому, что вы прочли и задумались, а другие никогда не думают, а просто винят всех и во всем в своих бедах. Мы все провоцируем свои неприятности, нас никто ничего не заставляет и не толкает делать, мы сами лезем в петлю Поэтому вывод вы сделали правильный - во всем мы сами виноваты, а что с себя любимого или любимой взять, какие претензии Согласна на все сто

  • Полностью согласна с вами, все психологические теории и практики нужно проверять на создателях оных, если создатель данной методики сам решил вопрос с помощью своего нововведения, тогда- да. Но большенство советов психологов весьма приблизительны и теоретичны.

    • Татьяна Суворова, спасибо Вам за ценный комментарий.
      Увы, психологи нередко лишь повторяют то, что когда-то прочитали у других авторов. И поэтому их советы не помогают.
      Другое дело, когда человек сам преодолел трудности, выстрадал свои убеждения, и уже на основе этого помогает другим. Но и здесь всё индивидуально – универсальных советов и рекомендаций нет.
      Что помогло одному, не всегда поможет другому.