Былые академические методы обучения все чаще становятся несостоятельными. И да, наши дети, живущие в постоянно меняющемся контенте, не всегда соотносят его с предметами реальной жизни.
Рост логопедических нарушений родители редко связывают с речевой средой, с недостатком речевых коммуникаций при общем повышенном уровне шума. Дети, растущие не под сказки мам и бабушек, а под воспроизводимые тексты, созданные по рекламным технологиям, а значит, с постоянным стимулированием непроизвольного внимания, плохо различают единицы языка. Они просто плохо слышат, плохо различают слова и звуки! А это значит, ребенок просто физически не сможет писать правильно!
Что делать в этой ситуации?
- Простое заучивание правил не поможет. Надо развивать слух, в том числе и фонематический. Учить различать глухие и звонкие звуки на примере скрипа веток и удара по металлу. «Зашифровывать» слова позвучными элементами — ш, к, о, л, а. Учить слышать речь.
Почему так плохо воспринимаются правила? Почему понятия, которые мы легко усваивали из школьного курса, стали такими сложными для детей?
Причин несколько.
- У современных детей маленький словарный запас. Даже подростки затрудняются с объяснением самых обычных слов, таких как могучий, крепкий.
- Современный мир — мир действия, а не эмоций, поэтому определения вымываются из обычной жизни.
- Дети с плохо развитым произвольным вниманием не могут воспринимать сложную, написанную академическим языком, информацию.
Понимая основные трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, можно выработать определенный алгоритм противодействия.
Работайте на опережение. Основные понятия можно сформировать еще в дошкольном возрасте. Слушая и наблюдая за речью, подводить ребенка к осознанию основных языковых единиц (предложение, слово, звук). Формировать представления, не используя терминов. Играя, учить дифференцировать части речи, делая акцент на вопросе к этому слову.
Объясняя любое правило, четко понимать его смысл, представить для себя некий ассоциативный смысл. Долго объясняла ребенку смысл предикативной основы предложения (подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения). Чаще всего подлежащее выражается существительным, и ребенку, для его определения, предлагают ответить на вопрос: «О ком (о чем) говорится в предложении?»
Вопросы существительного, и дети не понимают разницы между членом предложения и частью речи. А между тем разница на поверхности. Подлежащее — роль, профессия, функция, которую играет существительное (и не только) в предложении. Объясните это ребенку.
Сравните роль слова «скамейка» в предложениях:
- Заветная скамейка находилась в самой гуще парка.
- Василий устало опустился на скамейку.
В первом предложении это прима, играющая главную роль, во втором — актриса массовки.
Используйте новые понятия, хорошо знакомые детям.
Лица объясняем с помощью… смайликов! Эмодзи используем и в подборе определений, расширяя словарный запас.
Словообразование и подбор однокоренных слов легко провести в «лесу генеалогических деревьев», где от корня разрастаются слова-родственники. Такая игра поможет легко подбирать проверочные слова, обучить самому сложному правилу русского языка.
Постарайтесь любое занятие сделать творческим. Вместо сочинений организуйте «семейное СМИ» или «домашний блог». Пусть ребенок описывает события вашей семьи, события, которые происходят в школе, в городе. Сочиняйте рассказы, сказки, стихи. Работа со словом может быть увлекательной!
Для хорошей успеваемости важны смыслы, которые часто раскрываются в необычной, креативной форме. Не бойтесь отойти от академических канонов. Возможно, творческий подход не только объяснит ребенку изучаемый материал, но и разбудит интерес к обучению. Ведь учиться — это весело!
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...