Эта технология позволяет активно развивать речевые навыки: правильное дыхание, силу голоса, темп речи и другие. Во время данных логопедических упражнений дети легко запоминают звуки, а значит, создается база для знакомства с буквами. Занятия проводят в игровой форме, это стимулирует интерес ребенка. Дети, испытывающие трудности с произношением обычно напряжены, ритмика помогает им расслабиться, а значит, снять излишнее напряжение с голосового аппарата. Этот метод очень эффективен даже при работе с неговорящими детьми, с детьми, страдающими дислалией, с нарушением фонематического слуха.
- Суть метода заключается в том, что произнесение или восприятие звуков сочетаются с двигательной активностью.
Работа над звуками идет следующим образом…
Занятия напоминают обычную гимнастику, сочетающуюся с произнесением звуков. Ребенок встает в исходное положение (И.п.), потом производит некие движения, сопровождая их определенным звуком.
Различают три вида исходного положения:
Основное. Используется для всех звуков, исключая И, К, Л, Р.
Для звуков И, К, Л. Для звука Р.
- Стоя, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены.
- Стоя, ноги вместе, руки согнуты на уровне плеч, локти подняты.
- Стоя, руки вытянуты вперед на уровне груди.
Гласные звуки
Звук А
И. п. 1. Вдох, руки вверх, в стороны, одновременно протяжное произнесение А-А-А.
Звук О
И. п. 1. Вдох, разведение с напряжением рук в стороны. Одновременно протяжное произнесение О-О-О.
Звук У
И. п. 1. Вдох, движение с силой рук вперед, перед собой, с одновременным произнесением У-У-У.
Звук Ы
И. п. 1. На выдохе резко выбросить правую, затем левую руки вперед, в стороны, с одновременным произнесением «ты».
Звук Э
И. п. 1. Вдох, руки вперед, в стороны. Произносим долгое Э-Э-Э.
Звук И
И. п. 2. Вдох, долго, медленно поднимаем руки вверх, произнося И-И-И.
Согласные звуки, движения
П. Выбрасывание с силой руки поочередно в стороны. Одновременное произнесение ПА.
Т. Резкие движения руками вниз с произнесением ТА.
К. Резко прижимаем локти к туловищу и произносим КА.
Б, Д. Наклон вперед, опускаем руки, расслабляемся и произносим БА или ДА.
Г. Запрокидываем голову назад и произносим ГА.
С. Поднимаем руки ко рту и опускаем их вниз, произнося С-С-С.
Ш. Поднимаем руки вверх, качаемся, слегка отклоняя корпус в стороны, и произносим Ш-Ш-Ш.
Ф. Подносим ко рту сжатые кулаки. Резко разжимаем руки и произносим Ф-Ф-Ф.
Х. Опускаем ладони на диафрагму, слегка наклоняем корпус вперед и медленно произносим: Х-Х-Х-а.
З. Делаем кистями круги в воздухе и произносим З-З-З.
Ж. Руки двигаются словно волна. Произносим Ж-Ж-Ж.
В. Подносим раскрытые ладони ко рту, потом медленно отодвигаем в стороны поочередно. Произносим В-В-В.
Ц. Подносим ко рту ладонь, собранную в щепоть. Резко выпрямляем пальцы. Произносим Ц-Ц-С-С.
Ч. Резкий поворот кистей то правой, то левой рукой от себя с одновременным произнесением Ч. Произносим сильно, кратко.
М, Н. Зажимаем крылья носа ладонями, потом медленно отводим руки в стороны и произносим М-М-М или Н-Н-Н.
Л. Вращаем руки перед собой с одновременным произнесением Л-Л-Л.
Р. Имитируем вибрацию всем телом, произнося Р-Р-Р. Длительное произнесение звука.
Не стоит выполнять сразу весь комплекс этих полезных упражнений. На одном занятии отрабатываем один или несколько звуков, а затем переходим к играм, стимулирующим речевое дыхание, темп, выразительность речи.
Произнеси А, как:
- плачущий ребенок;
- поющая девочка;
- испугавшийся малыш;
- когда просишь повторить, ты не услышал;
- когда тебе стало ясно.
Игра «Тихо-громко».
Игра на формирование силы голоса.
Игры-имитации.
Пианино. Ударяем по столу, подражая игре на пианино. «Играем» тихо и медленно. А-А-А. А теперь громко и быстро: А-А-А. Высокие ноты произносим с повышением голоса, низкие — с понижением.
Стук в дверь. Сначала тихо и редко, потом громче и чаще, приговаривая: так-так-так.
Упражнения на дыхание
Вдыхаем через нос и произносим медленно на выдохе: С-Ш; Ш-С; С-Ш.
Тренируем удлиненный выдох. Произносим слоги с одной гласной и разными согласными:
- ма;
- ма — мо;
- ма — мо — му
- ма — мо — му — ми.
Для этой же цели считаем от 1 до 10, числа произносят на одном выдохе:
- 1, 2, 3…
- 1, 2, 3, 4…
- 1, 2, 3, 4, 5…
Проговаривание текста с движениями
Движения имитируют бросок мяча после каждой фразы:
Сказала тетя:
— Фи, футбол!
Сказала мама:
— Фу, футбол!
Сестра сказала:
— Ну, футбол!
А я ответил:
— Во! Футбол!
Метод фонетической ритмики помогает справиться с речевыми нарушениями детей дошкольного возраста. В легкой, занимательной форме ребенок научится различать фонемы, распознавать и воспроизводить структуру речи, интонацию, приобретет необходимые навыки для дальнейшего обучения чтению и письму.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...