• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Дмитрий Шомин Мастер

Как освоить музыкальный инструмент? Мелодические инструменты

В предыдущей статье мы рассмотрели многоголосные инструменты. Они достаточно сложны в освоении, но дают значительный музыкальный эффект. Они представляют собой целый небольшой оркестр. Такие инструменты самодостаточны.

attem, Shutterstock.com

Мелодические инструменты

Мелодические инструменты немного проще в освоении, но обладают своим неповторимым шармом. А при хорошей технике исполнения тоже могут использоваться сольно.

К мелодическим инструментам можно отнести те, что издают одновременно не больше двух звуков. Это большинство духовых и струнные смычковые. Или какие-нибудь экзотические инструменты типа музыкальной пилы.

Может показаться, что одиноко звучащий инструмент выглядит несерьезным без аккомпанемента того же фортепиано. Однако это не совсем так. Существует масса произведений для скрипки соло или кларнета. Такие вещи технически более сложны, и на начальном этапе их осваивать не стоит. Но при начальном изучении мелодического инструмента все равно необходимо помнить о функциональном значении отдельных ступеней мелодии и о сопровождающих их аккордах.

Когда речь идет об отработке гармонических функций в мелодическом инструменте, это уже скорее о конкретных технических приемах. Однако есть некоторые общие моменты, касающиеся всех таких инструментов.

Один из таких моментов уже рассматривался выше. Он называется фигурация. Применима в данном случае только мелодическая фигурация. Перебор в различной последовательности всех или части звуков аккорда конкретной функции. Таким образом, блок-флейту можно превратить в аккомпанирующий инструмент.

Существует еще один прием, бытующий как минимум со времен барокко. Его широко применяли и А. Вивальди в своих скрипичных концертах и И.С. Бах в том числе и на клавесине. Как ни странно, такой, казалось бы, многоголосный инструмент, как клавесин, требовал применения приема, характерного для мелодического инструмента. Однако кто слышал клавесин живьем, тот поймет, почему это так. У каждого отдельного звука клавесина такое количество обертонов, что при попытке сыграть аккорд получается настоящая «каша». Хотя аккордовая техника игры на клавесине тоже применялась.

Прием, о котором идет речь, можно назвать скрытым многоголосием (голосоведением). Это сложная фигурация нескольких голосов, разложенная в последовательность на одном голосе. Типичной картинкой скрипичной музыки было последование трех нот фигурации аккорда на нижних струнах и одной ноты на верхних. При этом при достаточной скорости исполнения, как за счет разности в высоте звуков, так и за счет восприятия фигурации собственно аккорда как аккомпанемента, верхние ноты выстраиваются в независимую мелодию. Получается, что при хорошей технике мелодический инструмент может исполнять мелодию с аккомпанементом.

Этот же прием можно разнообразить другим способом. Например, при затухании мелодии вместо больших длительностей (они не очень хорошо звучат в данном контексте) можно играть фигурацию аккордов нужной функции или какое-либо быстрое мелодическое движение по нотам аккорда.

Ансамбль

Еще один способ использовать мелодический инструмент в гармоническом аспекте — игра в ансамбле. При этом ансамбль может быть символическим.

Например, два исполнителя. При этом надо четко распределить голоса. Или можно подыгрывать записи на диске. Когда используется прием подыгрывания записи, можно инструменту придать функцию любого голоса. Но при дуэте уже будут определенные ограничения. Возможные варианты: мелодия и бас, мелодия и фигурационный аккомпанемент, мелодия и соло (в том числе басовое). Многое тут зависит от соотношения высоты звучания инструментов.

Когда играют одновременно трое и больше исполнителей, возможностей становится больше, но труднее распределять роли. Так как у всех разные технические возможности и амбиции.

Орнаментация

Отдельно стоит рассмотреть такой прием, как орнаментация, или применение украшений. Украшения — это отдельные ноты или группы нот мелкой длительности. Они исполняются в дополнение к нотам основной мелодии. Для изучения украшений лучше всего обратиться к специальной музыкальной литературе. На начальном этапе достаточно даже хорошего музыкального словаря.

В современной музыкальной литературе украшения обычно выписываются со всеми подробностями. Однако на заре формирования современной музыки все было по-другому. Исполнители не просто четко исполняли мелодию, а еще и украшали ее по-своему. Такие украшения являлись частью импровизационного искусства. Подобная манера исполнения сохранилась, например, в цыганской или ирландской музыке. В современной музыке традиция импровизации и использования украшений характерна для джаза.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 9.03.2012
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ой, да ладно... Все это у меня болталось на личной страничке с 2008 года. Редакторы решили опубликовать, а я согласился. Щас пишу новые попроще и покороче. Может тоже опубликуют.
    Вообще музыку проще на пальцах, по-цыгански.

  • Все равно сложно написано. А арпеджио этож красиво! Что на ф-но, что на гитаре

  • Эта - гораздо интереснее, чем вторая. Особенно прониклась историей с клавесином. Присутствие двух композиторов заставило эту историю "заиграть". Слышать вживую не слышала, поскольку фотографировала
    В качестве орнаментации могу порекомендовать расставить запятые в нужных местах, хе.

    Отдельно стоит рассмотреть такой прием как орнаментация или применение украшений
    - после прием, например.

    настоящая«каша»


    возможностей становиться больше

    Оценка статьи: 5

    • Запятые как украшения, дааа... Я их так и расставляю, ибо правил не помню. Как вижу - так и ставлю. Я так вижу.

      Мелодические инструменты по природе восприятия и освоения проще. Оттого понятнее и интереснее. Природа интереса как раз, на мой взгляд, и заключается в узнавании, а не в новизне. Должно быть все узнаваемо и понятно. И чуть-чуть украшений (немного новенького).

      • Эге. Значит, правила в музыкальном творчестве помнить можно.
        Все не все, но через "слово" - нам, ксенофобам, иначе нельзя.
        Где-то здесь я читала об этом, кажется, у Старохамской, - о цитировании в широком смысле и всех к этому приложениях.

        Оценка статьи: 5

        • На мой дилетантский взгляд правил в музыке гораздо меньше, чем в языке. Да и проще они, понятнее. Если запятую не поставишь, то чаще всего ничего не изменится. Иначе ошибки нельзя было бы исправлять, было бы просто непонятно. А если в музыке правило нарушишь, то значит создашь новое, свое. А если его никто слушать не захочет и повторять, то так с ним и останешься.
          А безграмотная речь никого не смущает и не напрягает. Слушают и кушают. Понятно - и ладно.

          • Ну, не смущает, не напрягает. Меня - веселит.
            И здесь тоже, между прочим, нарушение неких правил нередко оказывается созидательным.

            По мне - так именно законы письменной речи явно проще и логичнее, чем музыкальные

            Да ведь и там, и сям - некая речь, некая условность. Язык со всеми своими законами.

            Оценка статьи: 5

            • Речь, конечно же. Но вот тока правила музыкальной речи сохраняются столетиями. И музыка барокко нам понятна, а речь того периода не очень уже. МНого других слов, грамматика не та. Хотя у барокко тоже не совсем та. Она просто строже.
              А музыкальных законов гораздо меньше. И понятнее они. Если б не так, то мы не могли слушать музыку ваще. А мы и персидскую можем, и русскую и ирландскую. Совсем новая музыка становиться понятной с пятого-десятого прослушивания, а китайская речь, извините - ни с какого. Учиться надо. А лень.
              Вот английская пунктуация действительно проще и логичнее. Ее там особо то и нет. А вот по русской помню в учебнике стока было понаписано... Лень же все читать-то. Да и ваще, чукча не читатель, чукча писатель.