Развивать языковую интуицию школьника, повышать его речевую компетенцию должно входить в задачи школьного курса русского языка. Но, к сожалению, школьный курс обучения русскому языку во многом ориентирован на изучение орфографии и пунктуации, все остальные разделы языка изучаются формально, почти без связи с живой человеческой речью. Зачастую уроки русского языка проходят буднично, рутинно, оставляя стойкое убеждение, что русский язык — груда наискучнейших правил. Высказывания классиков «О великом и могучем…» вызывают недоумение, интерес к языку падает, словарный запас сокращается, вне семьи (а зачастую и в семье) дети говорят на уличном арго… Не потому что им не нравится литературный язык, а потому что они с ним не знакомы.
Кроме того, язык является мощным средством стратификации общества не только в нашей стране, но и во всем мире. Недаром доктор Хиггинс, в первую очередь, обучал свою подопечную Элизу Дулитл верному произношению, без которого она не могла бы быть принята в обществе.
Каким образом можно переориентировать образовательный процесс? Как повернуть ученика лицом к языку? Или, наоборот, язык лицом к ученику?
Самое важное, что необходимо сделать, это вспомнить, что в школе мы имеем дело не с изучением русской орфографии, а с изучением русского языка в целом.
О том, что является центральной единицей языка, много лет спорят ведущие языковеды мира. Есть версии, что такой единицей может быть абсолютно любая — от фонемы (звука) до периода (блока предложений, объединенных структурно и по смыслу).
Несмотря на значительные разногласия, большинство исследователей все-таки склонны считать такой единицей слово.
Рассмотрим конгломерат дисциплин, изучающих слово. Итак, фонетика изучает звуковой строй слова. Около тридцати лет назад появилась наука фоно-семантика, изучающая смысл отдельных звуков в речи.
Морфемика — наука, изучающая состав (строение) слова. Именно в недрах этой науки можно найти ответ на вопрос, почему, например, реплика ребенка из «От двух до пяти»: «Жили-были царь, царица и цареныш» — нам кажется забавной.
Лексика изучает словарный состав языка. Основной объект изучения — лексическое значение слова. Возьмем обычное, ничем не примечательное слово «глухой». Так говорят о человеке полностью или частично лишенном слуха. Например: Дед был глух, он не мог нас слышать. Но то же слово можно употребить и в другом смысле: глухой голос, то есть «незвонкий». Мы говорим: глухая тайга, то есть «дикая, сплошь заросшая»; глухая деревня, то есть «находящаяся вдали от населенных мест»; глухая полночь, то есть «время суток, когда все замирает, затихает». Кроме того, можно сказать: глухой ропот, глухой согласный, глухое место и др.
Этимология — наука о происхождении слова. Именно эта наука помогает понять, например, что два таких вроде бы совершенно разных слова как монстр и демонстрация восходят к одному латинскому корню monstro — указывать.
Орфоэпия — наука о правильном произнесении слова. Большинство слов имеет одну-единственную произносительную норму, например, свЁкла — правильно; свеклА — неправильно. Некоторые слова, например, твОрОг, можно произносить, делая ударение на любом слоге. Однако в конце восьмидесятых годов прошлого столетия в некоторых орфоэпических словарях слово «мышлЕние» обрело вторую произносительную норму. Как вы думаете, с чем это могло быть связано?
Морфология — наука о грамматических формах слова. Мы обычно не задумываемся о том, что слова, обозначающие одушевленные предметы, склоняются иначе, чем слова, обозначающие неодушевленные предметы. Например, (что?) — стол, вижу (кого? что?) стол; но (кто?) — конь, вижу (кого? что?) коня. Вот слово «труп» склоняется, как неодушевленное, а слово «покойник», как одушевленное. Хотя оба слова обозначают один и тот же предмет, и предмет неодушевленный.
Продолжать можно еще очень долго, ведь есть еще синтаксис, стилистика, словообразование, фразеология, семасиология — список далеко не полный. Да и орфографию с пунктуацией тоже можно с увлечением изучать. А что мы помним из школьной программы по русскому языку о различных разделах языкознания? Хорошо, если то, что, кажется, были какие-то разборы… Морфологический, фонетический…
На мой взгляд, именно в русской речи привлекательным является то, что структура слов содержит основы понимания мироздания. Русский язык представляет собой гармонично сложенные части естественного происхождения, начиная с простых слогов, такие слова объясняют сами себя! Разве это может быть не привлекательным?
0 Ответить
Изучение русского языка может и должно быть интересным. Русский язык - это наше национальное достояние. Объяснять взрослым и детям, что русский язык достоин того, чтоб его любить, беречь, изучать - необходимо и, как нельзя более актуально, в реалиях современной действительности. Объяснять на уроках в школе, пропагандировать по телевидению, радио, в печати, в частности, при помощи статей, таких как Ваша.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Хи. На уроках надо учить языку.
Важно помнить, что население РФ - многонационально, для этого населения русский - средство межнационального общения, а не "наше национальное достояние". Если на уроках подчеркивать именно "национальность" достояния - до чего это может довести?
Да, язык просто надо учить. И слава тем учителям, которые оказываются способны подвигнуть учеников к трудной работе по изучению языка (любого!). В этом отношении статья ставит правильные задачи.
К сожалению, качество преподавания языка в школе упало, целью является - натаскать школьника на сдачу ЕГЭ. Это лишь в самой малой степени работает на языковое чутье.
Развивать языковую интуицию школьника, повышать его речевую компетенцию должно входить в задачи школьного курса русского языка. вот это главное.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
По поводу ЕГЭ я бы выразилась значительно более категорично. Он, безусловно, развивает чутье, но чутье особое: необходимо "почуять", что имел в виду составитель конкретного теста.
0 Ответить
Ага. Притом более всего это чутье развивается у учителей, которые несчастных деток именно дрессируют.
Получается, что "хороший" учитель - это тот, кто ЗНАЕТ, КАК надо сдавать. А вовсе не тот, кто воспитывает людей, понимающих язык, у которых знания стали основой интуитивных реакций.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
К сожалению, в последние годы акценты смещаются именно таким образом
0 Ответить
Спасибо Вам, Ирина. Согласна полностью с тем, что язык - достояние. Я бы даже сказала - сокровище, чтобы им пользоваться, надо владеть им. Во всех смыслах.
0 Ответить
Спасибо Анна за очень актуальную статью. К сожалению сейчас молодежь читает гораздо меньше, чем раньше. Воткнутся в компьютер и играют, или общаются в инете на своем "птичьем" языке. Откуда взяться грамотности? А словарный запас - как у Эллочки-людоедки. А многие вообще не задумываются о том, что и как они говорят.
Уважение к русскому языку - уважение к себе, стране, нации. Поэтому, считаю, популяризация изучения русского языка - это элемент патриотического воспитания. Буду ждать новых статей.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо Вам, Ирина, за теплый отзыв.
Мне кажется, что молодежь сейчас читает разные книги и в разном объеме. Несколько лет назад преподавала в школе русский язык. Вы не поверите, дети обменивались книгами!
Был такой интересный момент: мы учились делать описания интерьера и договорились с учениками принести на урок отрывки из разных произведений для того, чтобы одноклассники могли догадаться, откуда взят фрагмент. Я тоже подготовилась, взяла текст-описание интерьера подводной лодки капитана Немо, но хитрость была в том, что отрывк был не из "20 тысяч лье...", а из "Таинственного острова". Несмотря на то что имени капитана в отрывке не звучало почти треть класса опознала помещение, радостно мне сообщив, что это "20 тысяч..." Я испытала приятное удивление, когда нашелся мальчик, который смог опознать и произведение
0 Ответить
Да, Анна, Вы меня порадовали. Не думала, что сейчас читают Жюля Верна. В таком случае ситуация не безнадежна. И словарный запас увеличится, и писать смогут грамотно.
Помню, лет двадцать пять-тридцать назад был документальный фильм "2х2=Х" о новых подходах к обучению в школе математики. Там юного математика (лет десяти) спросили: "Что ты считаешь главным в обучении?" И этот мальчик сказал: "Главным я считаю язык. Умение общаться...". Мне тогда было удивительно, что такой малыш высказал мысль, до которой не смогли додуматься учёные дяди-тёти. И очень бы хотелось, чтобы учителя русской словесности (красиво звучит) имели достойную поддержку в нашем, не очень заботливом государстве.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, ставка учителя - 18 часов в неделю. Это три урока в день, к ним можно тщательно и с интересом подготовиться. Вот только прожить на эту ставку...
Сейчас я веду психолого-педагогический практикум для студентов-филологов. Это предмет, который помогает психологически подготовиться к школьной практике, а затем, после практики, отрефлексировать полученный опыт. Грустно, что приходится начинать первое занятие со слов: "Коллеги, кто-нибудь планирует работать в школе?". Если вести этот предмет так, как будто все идут в школу, то практической пользы не будет для студентов. А так мы находим цели для школьной практики, которые будут полезны в будущем, увы, не связанном с педагогикой.
0 Ответить