На правах рекламы
Максим Селинский

Кому и зачем нужен иностранный язык? Портрет честного полиглота (часть 4, окончание)

Итак, сегодня мы завершаем цикл выпусков, посвященных попытке обрисовать нужды, желания и предпочтения современных полиглотов. А попросту говоря, тех, кто сегодня учит или пока только хочет учить иностранный язык. Мы определили самую «активную» в этой области возрастную категорию — 17−30 лет, узнали, что половина всех обучающихся совмещает занятия с работой, выявили основные мотивации, основной из которых является карьерный рост. Мы также выявили несколько основных факторов, влияющих на выбор курсов, и обговорили их реальную значимость. К значимым факторам были отнесены: преподавательский состав и содержание программы обучения, стоимость обучения (с оговорками) и продолжительность обучения. К факторам, не имеющим действительной ценности, мы отнесли: наличие сертификата и территориальный аспект. И сейчас пришло время затронуть еще несколько ключевых моментов, которые относятся к категории «значимых факторов». Итак, продолжим…

Во-первых, поговорим об интенсивности. Около 40% желающих изучать иностранный язык считают оптимальным расписанием занятия два раза в неделю. Это понять несложно — в связи с катастрофической загруженностью на работе. Все-таки, два раза в неделю выкроить время проще, чем три или четыре. Однако, занятия языком — не только трата вашего времени. Эти занятия — еще и ваши результаты, ваша карьера, ваша уверенность в себе, наконец. Пообщавшись с преподавателями иностранных языков, невольно приходишь к выводу, что даже школьное обучение имеет, по сути, верную ориентировку. В школах с углубленным изучением языка уроки иностранного проводятся не менее трех раз в неделю. Желательно — каждый день. Но это, как говорится, для «обычного трудового человека» уже мечты. И дело здесь не только в объеме выученного за неделю. Дело — в запоминании. Обучаясь 2 раза в неделю, вы делаете паузу в три-четыре дня между занятиями. Это много, особенно если вы, как говорится, «a fresher» («новичок» — англ.). За эти три-четыре коротких дня вы забываете то, что узнали. И, более того, включиться обратно в процесс обучения гораздо сложнее. За эти дни, полные рабочей суматохи и повседневных дел, английский просто вылетит у вас из головы. Поэтому, если вы относите себя к вышеупомянутым 40% (или к 5%, не готовым тратить на занятия даже более одного дня в неделю), подумайте еще раз: может быть, лучше несколько месяцев поработать в более насыщенном темпе, зато с лучшими результатами и за более короткий срок?

Еще один момент, связанный с интенсивностью — продолжительность одного занятия. Около тех же 40% искренне полагают, что одного-полутора часов на одно занятие — более чем достаточно. И здесь, опять-таки, всплывает вопрос свободного времени. Но — не только. Существует мнение (которое очень трудно преодолеть), что учиться скучно. Скучно, и все тут. Час-полтора высидеть еще можно, но больше… Как урок в школе или пара в институте. Сидишь, слушаешь лектора и понемногу засыпаешь. И здесь мы с вами упираемся в проблему методики. Если все происходит именно так, как это описано выше, то опасения этих 40% вовсе не лишены основания. Слушать, читать книги, где-то и дело встречаются слова, которые мы не до конца понимаем, механически выполнять надоедливые упражнения… Кому захочется тратить на это свое время? Однако, если подходить к вопросу здраво и использовать методику, благодаря которой именно ВЫ постоянно общаетесь на иностранном языке, становится возможным сказать, что час или полтора живого общения — этого действительно мало. Мало для того, чтобы высказать все, что вы захотите попробовать сказать. Мало для того, чтобы почувствовать вкус к языку. И, самое главное, мало для того, чтобы перестроить свои мысли на иностранный язык, оттренировать построение хотя бы нескольких фраз или фраз в какой-то теме. Представьте себе, что у вас есть только час. К концу этого часа вы только-только начинаете думать на иностранном, избавившись от назойливого перевода в голове с родного языка. И тут ваше занятие заканчивается. Вам, безусловно, обидно, потому что вы почувствовали результат, вы поняли, что можете общаться, а вам приходится идти домой и возвращаться к бытовым обязанностям. Час — этого мало. Чем продолжительнее занятие, тем больше вероятность, что вы сможете погрузиться в язык, вы на самом деле начинаете думать на нем. Это мы всякий раз наблюдаем на занятиях наших студентов на нашем курсе разговорного английского.

Поэтому, когда вы хотите изучить иностранный язык, когда вы хотите получить реальные результаты, если при этом вы цените свое личное время, к вопросу интенсивности вам нужно подойти очень ответственно. Помните, что перерыв между занятиями не должен быть более одного-двух дней. Это важно для запоминания и «привыкания» к языку. Помните, что продолжительность занятий должна составлять не менее 2,5−3 часов, потому что только после первого часа ваше сознание начинает перестраиваться на мышление на иностранном языке. А ведь только «думая» на языке можно на нем разговаривать. Потому что в противном случае все ваши слова — это просто перевод, который вы выполняете для самого себя, теряя драгоценное время и собственные силы.

Материал подготовлен сотрудником АНО «Прикладное Образование СНГ», предоставляющей образовательные услуги в области английского языка.

Обновлено 24.08.2008
Статья размещена на сайте 23.08.2008