Некоторые дети с легкостью и без посторонней помощи справляются с этими неизбежными трудностями. Но есть и другие детки — те, которым адаптация к школе, ее режиму и требованиям дается ох как нелегко. Вот уже и первый класс подходит к финишной прямой, а конца-края проблемам не видно… Ребенок подавлен, родители нервничают — то ли еще будет, ой-ой-ой… Отчего же и с кем возникают подобные ситуации? И что можно сделать, чтобы это исправить?
Для начала определимся, что же такое адаптация к школе вообще. В психологии под этим термином принято понимать такую перестройку мышления и деятельности ребенка, которая позволяет оптимально «вписаться» в школьную среду:
— согласование своих «хочу» и школьных «надо»;
— умение выполнять задания (порой не слишком интересные для ребенка) самостоятельно;
— умение следовать школьным правилам, считаться с ними и не создавать своим поведением помех для одноклассников и головной боли для учителей;
— умение налаживать и поддерживать дружеские связи, ладить или хотя бы оптимально общаться с детьми вне зависимости от того, нравятся они ребенку или не очень;
— понимание того обстоятельства, что учеба в школе — их «работа», что ученик — это социально значимая роль.
Школьные психологи не оставляют без внимания процесс привыкания первоклассников к школе. Это делается для того, чтобы помочь тем, кому трудно, дать рекомендации родителям и учителям с целью сделать «вливание» малышей в процесс обучения и школьный коллектив более плавным и безболезненным. Для этого неоднократно проводятся тестирования-срезы, чтобы определить уровень адаптации в начале первого класса, в середине и в конце учебного года. В результате выделяют детей с высоким, средним и низким уровнем адаптации к школе.
Ребенок с высоким адаптационным уровнем любит школу, рад тому обстоятельству, что теперь он — ученик. Он легко учится, с интересом получает новые знания и радостно ими делится с окружающими, прилежно выполняет задания в школе и дома (причем без особого внешнего контроля и «нажима»), внимательно слушает учителя на уроке, способен что-то выучить или подготовить по своей инициативе, «сверх программы», добросовестно выполняет «общественные поручения», легко сходится с одноклассниками. Если в двух словах, то учеба для него в радость, а не в тягость.
Ребенок со средним уровнем адаптации тоже вроде бы не прочь посещать школу, негатива и отторжения уроки у него не вызывают, он в хороших отношениях с одноклассниками и учителем, вполне способен усвоить материал, который ему предлагают на уроках, однако предпочитает работать и в школе, и дома под контролем взрослого и по его указаниям. Самостоятельная работа у такого ребенка «не идет». Для него важно в школе не познание, а сам статус ученика, и он заинтересован не столько в изучении нового, сколько «делать все по правилам». Хорошо выполняет то, что является для него интересным — если же что-то не получается или «скучно» — процесс учебы стопорится и запускается только с помощью взрослого. Словом, таким детям нужен постоянный контроль, инициативы в получении знаний они не проявляют, у них слабо развита самостоятельность в тех делах, которые не представляют для ребят непосредственного интереса. Если с таким первоклашкой заниматься дома и следить, чтобы выполнение уроков не растягивалось на несколько часов, а в школе попросить учителя «уделить ребенку особое внимание (чтобы подвигнуть его работать») — все будет неплохо, но мало у кого есть на все это время и понимание необходимости…
Однако еще большего внимания требуют дети с низким уровнем школьной адаптации. Такие дети к школе относятся негативно либо просто равнодушно, на уроках подавлены, «отсутствуют». Или, наоборот, нередко нарушают дисциплину, учебный материал усваивают не полностью, самостоятельно работают с трудом и без интереса, домашние задания выполняют не всегда (и то лишь при условии контроля и нажима родных). Для усвоения нового материала им нужна помощь учителей и родителей: подробные неоднократные объяснения и повторения, больше времени, чем остальным. Общественные поручения эти дети выполняют без особой охоты, нередко не имеют в классе друзей-приятелей и даже не в состоянии сказать, как кого зовут чуть ли не до конца учебного года. Естественно, мало у кого наблюдается весь «букет» вышеперечисленных особенностей, но если вы заметили у ребенка хотя бы 3−4 — ему нужна помощь. И ваша, и педагога, и психолога.
Если оставить все как есть, речь будет идти уже о дезадаптации, а то и о так называемом «школьном неврозе» — то есть о негативном варианте завершения адаптации к школе. Дезадаптация охватывает все грани школьной жизни: и учебный процесс, и отношения с одноклассниками и учителями, и даже состояние здоровья. У ребенка образуются неадекватные механизмы приспособления к неприятной для него действительности, он не ощущает внутренней потребности учиться, воспринимает школу как навязанную ему тягостную и ненужную необходимость, «повинность» — и реагирует на эти обстоятельства попытками приспособиться. Как сумеет.
Почему же это происходит? И главное, что с этим делать? Об этом речь пойдет в следующей статье.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...