— По какой программе будете учиться? — спросила меня дама, оформлявшая заявление на предмет зачисления моего отпрыска в школу.
— А какие есть? — продемонстрировала я возмутительное равнодушие к будущей школьной судьбе дитяти, чем, конечно, вызвала законный шок у строгой дамы.
— Например, программа «2100», — ответила она мне, внимательно и неодобрительно глянув поверх очков. — Это программа с углубленным изучением математики и логики.
— Во! — обрадовалась я. — Отлично, берем, заверните… То есть, записывайте.
Собственно, мой выбор был обусловлен идиотским аргументом. В нашей семье все поголовно — гуманитарии. Так что хотя бы один логик-математик точно пригодится…
… — Мама, я не могу решить задачку! — сообщило дитя через полгода после начала обучения. Я вздохнула с облегчением: уж больно гладко шло дело до этого всё время. Когда-нибудь проблема должна была возникнуть, и вот, пожалуйста: она есть, а значит, законы мироздания работают на полную катушку.
— Мама, я не могу решить задачку! — изумленно сообщила я своей маме, соответственно, нашей бабушке.
— Я тоже не могу, — очень удивилась моя мама, наша бабушка, через полчаса после внимательного изучения условий задачи…
И немудрено! В задачке требовалось расположить в квадратном зале для танцев ровно десять стульев, да так, чтобы у каждой стены было их, стульев, одинаковое количество.
Ломали мы головы, ломали, да так ничего и не наломали. Пока не узнали — надо сказать, совершенно случайно! — что, по мнению авторов этой задачи, стул, поставленный в углу комнаты, считается стулом, стоящим у двух стен одновременно. Три стула ставим в углах комнаты, остальные раскидываем, и — оп-ля! — задачка решена! Дорогие родители будущих первоклассников, можете не благодарить за подсказку…
И все-таки: что же такое эта самая программа «2100», и с чем ее едят?
Ну, во-первых, стоит упомянуть о том, что в нынешнем году эта программа удостоилась Государственной премии РФ в области образования. Уже хорошо.
Во-вторых, авторы уверены, что им удалось создать систему обучения, которая не просто дает детям какие-то базисные знания, но и готовит их к реальной жизни, к будущей деятельности, выявляет и усиливает творческий потенциал. Создатели программы даже берутся утверждать, что основная ее цель — выстроить партнерские отношения ученика с учителем. То есть ученик вполне может обогнать своего учителя в знаниях и умениях, а учитель отреагирует на это не просто спокойно — он будет счастлив, ибо задача его как учителя таким образом будет решена. Смело? Дерзко? Возможно. Но авторы программы убеждены: учиться ребенку следует не ради оценки, не для папы с мамой, а для себя самого, для того, чтобы стать успешным в будущем.
Что ж, основная идея этой программы «школы будущего» ясна и вполне благородна. Что же получается на практике? Что ждет вас, дорогие родители, если ваш ребенок все же станет осваивать программу «2100»?
Во-первых, цена на учебники. Вся образовательная литература, которая понадобится ребенку, мягко говоря, недешева. Комплект учебников для первого класса сейчас стоит около 1500−1700 рублей. Вероятнее всего, цены будут расти.
Много вопросов вызовет математика. Система, по которой будет обучаться этому предмету ваш ребенок, вам будет совершенно незнакома и непонятна. Просто потому, что эта система отлична от той, которая была принята в старой школьной программе. Приготовьтесь к тому, что в учебниках по математике не будет описания тем и определений — всё это детям на уроке объясняет учитель. Поэтому стоит объяснить чаду, что на уроках он должен быть очень внимателен. Чтобы самим быть «в теме», нужно посещать родительские собрания, на которых вам расскажут, как, собственно, осуществляется процесс обучения.
Что касается логики: все основные задачки на сообразительность вы найдете именно в учебнике по математике. Они, кстати, периодически повторяются, меняясь незначительно и только в деталях, что позволяет детям искать различные способы решить одну и ту же логическую задачу. На мой субъективный взгляд, логика у авторов программы несколько своеобразная; к тому же семилетки, как мне кажется, без помощи взрослых решить многие логические задачи вряд ли смогут. Так что вот вам еще одно занятие для тихих семейных вечеров…
Довольно странен, опять же, как мне лично кажется, учебник по чтению. Во всяком случае, набор изучаемых текстов и стихотворений сильно отличается от того, что был «в наше время». Посему сказки Пушкина, известные произведения детских писателей и прочую популярную детскую литературу имеет смысл изучать факультативно — то есть дома, читая книжки ребенку перед сном или в свободные часы.
Вот всего лишь несколько слов о программе «2100». Напоследок хочется пожелать родителям будущих школьников терпения. И помните о том, что в мире все стремительно меняется. А это значит, что стандартный набор знаний, которым наградили в средней школе нас с вами, уже не годится для наших детей. Потому и появляются новые школьные программы. Каковы окажутся их плоды — узнаем в будущем.
Задачка со стульями не такая уж и сложная: допустим, что стульев сто, тогда 100/4=25 стульев на стену, уменьшаем число в 10 раз, итого 2,5 стула на стену, отсюда следует, что у каждой из четырех стен будет стоять по 2 стула, а в двух углах по одному, тогда число стульев у каждой стены будет равно трём, но соглашусь, что для первоклассника задача через чур сложная.
0 Ответить
Михаил Семенченко,
я имела ввиду аналогичные задачи типа "сложить 2 треугольника из 5-и палочек". Кто решал такие в детском саду, со стульями в 1-м классе догадаются. Остальные - вряд ли.
0 Ответить
В детский сад не ходил.
0 Ответить
Эх, почитать бы эту программу...
Кто-то не смог решить задачу со стульями? А ведь подобное еще в детских садах дают. Или могут давать (см. Михайлова З.И. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1985).
Кого-то не устраивает логика? А ведь ее основы тоже могут давать в детском саду (правда, только по программе "Развитие", а она направлена на интеллектуальное развитие).
0 Ответить
Ни в коем случае не берите программу 2100! Я в шоке от всей программы, но особенно - от математики! Моя племянница училась по этой программе, я был шокирован тем, что в начальных классах(кажется, во 2-м) детей заставляли изучать многие темы из университетской программы по математике (например, дискретная математика, логика, и т.п.). И это когда они еще 2+2 как следует складывать не научились!!!
Т.е. детей натаскивали на правильные ответы, а они, бедные, естественно все воспринимали и зампоминали, но не понимали смысла этой игры! Результат - в старших классах у ребенка почти нет желания заниматься математикой, т.к. успеваемость по ней очень слабая! Не дав ребенку базовых знаний, его пичкают теорией из области высшей математики!!! Я считаю, что эта программа - крайне вредна для школьников.
Такие программы разрабатываются и принимаются теми, кто делает на этом процессе большие деньги! А что будет с нашими детьми - им наплевать! В общем, если вы хотите, чтобы ваш ребенок получил нормальное образование, ни в коем случае не выбирайте эту программу!
Вообще, чем их не устраивала советская программа по математике??? Ну чем она плоха?? Если уж так вам неймется, уберите из нее идеологию, немного материал обновите - и будет прекрасная программа. Но нет, им ведь надо выжать из этого побольше денег!
0 Ответить
Анна Тух, безупречная, блестящая статья - поздравляю!
Тема тоже интересная, но неоднозначная. Замысел замечательный, задачки интересные, развивающие, стимулируют тесному взаимодействию родителей с малышами, что тоже очень хорошо. Но, как пела Алла Борисовна, "Лев Толстой в свои года не писал такого"... Главное, чтобы у дитяти оставалось время на детство, а у родителей хватало мудрости не взрастить у него дополнительные комплексы.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мой сынуля тоже закончил первый класс по программе 2100.
Минусы этой программы (для тех, кто надумает отправлять своего ребенка в 1 класс):
1) не хватает внимания на уроках - ну, трудно маленькому, но очень подвижному и гиперактивному человечку сосредоточиться и внимательно выслушать учителя во время урока.
Может сыграло роль еще то, что он быстро схватывает и решает все задачки, хорошо решает задачки на математику и логику. И. поэтому ему становится неинтересно пока другие ребята еще "доходят".
2) лично мне не понравилось, что они по письму после прописей стали писать в тетрадях в широкую линейку. Предлагали учительнице разрешить писать в тетрадке в "косую узкую и широкую" линейку, но она сказала, что по программе это не положено.
В результате у ребенка совершенно не сформировался почерк.
В прописи они писали все крупно и в тетрадях в широкую линейку величина букв "пляшет".
По моему мнению, в первом классе по письму главное почерк и чистописание. А уж разные правила взятые из программы 2 или 3 класса - только для разностороннего кругозора (для ознакомления).
Хотя, все зависит от школы и учительницы. А, может, и от особенностей ребенка.
0 Ответить