Материалы от компаний
На правах рекламы
Максим Селинский

Учим английский: стоит ли полагаться на компьютер?

Курсов обучения английскому языку сейчас существует немало. Сегодня не будем говорить о частных репетиторах, но только по той причине, что хотим затронуть тему обучения английскому с использованием мультимедийных программ, которые репетиторы практически не используют в своей работе. Не будем навязывать свою точку зрения читателям — хорошо это или плохо — использовать компьютер в своём обучении, лучше предоставим каждому разобраться со всем самому, давая информацию и задавая простые вопросы, на которые читатель будет в состоянии ответить себе сам.

Написать эту статью автора заставило одно из рекламных объявлений довольно известного курса английского языка. Автор не ставит целью убедить читателя в полезности или вредности какого-либо конкретного курса обучения. Цель этого текста скорее в том, чтобы показать, как важно понимать написанное (в рекламном ли объявлении, в обычном тексте или разговоре), когда вы выбираете для себя место обучения. Собственно, понимать то, что вам говорят или то, что вы слышите, важно всегда. Но давайте сегодня ограничимся более частным случаем — обучение английскому языку.

Итак, что касается курсов английского языка, очень популярным стало оповещать потенциальных учащихся о том, что в процессе обучения используются компьютерные программы или также можно встретить даже более солидное наименование — компьютерные комплексы, специализированное компьютерное оборудование и прочие обозначения. По сути своей все подобные слова значат примерно одно и то же: на курсе вам предложат использование обучающих программ с выходом или без выхода в интернет, с использованием этой возможности прямо во время урока или из дома, во время подготовки домашнего задания или просто на досуге, в качестве дополнительного материала.

А сейчас позвольте сказать несколько слов о том самом рекламном объявлении. Итак, текст звучал так: «Собственная методика (название) и учебное оборудование (наименование) позволяют увеличить объём усваиваемого материала на 65%. Результат — вы запомните всё, что узнали!» Цитата дословная, названия не приведены, чтобы не привлекать внимания к конкретному курсу, но вникнуть в суть того, что предлагается в качестве услуги по обучению языку.

Вернёмся к цитате. Вам уже захотелось обучаться на том курсе? Или возникли противоположные эмоции? Как бы то ни было, отметьте свою эмоциональную реакцию и пойдём дальше. Давайте проясним некоторые слова и понятия, которые есть в этой цитате.

Что, по-вашему, значит «увеличить объём усваиваемого материала на 65%»? Не нужно обладать очень большими способностями в математике, чтобы подсчитать, что если бы не оборудование, то преподаватели, работающие на курсах, смогли бы сделать свою работу только на… 35%?! То есть если 100% - это «отлично», то 35% - это «два с плюсом». Не слишком-то хороший уровень обучения. Очевидно, методика никуда не годится, хоть и собственная.

Идём дальше. Для чего вы изучаете английский? Чтобы общаться с оборудованием? Вряд ли. Чаще люди испытывают необходимость в общении с людьми. А в наш компьютеризированный век — особенно. Мы устаём от машин, мы тоскуем по реальному, живому человеческому общению. Роботы вряд ли когда-нибудь смогут заменить живому человеку живого собеседника. Робот может полностью удовлетворить только робота (если человек придёт в такое состояние, что будет скорее похож на машину, то, вероятно, робот его вполне устроит в качестве собеседника). Но когда мы говорим об обучающих компьютерных программах, речь не идёт даже о каких-то интеллектуальных обучающих системах. Обычно это какие-то тренажёры (например, помогающие на основе реакции «раздражитель-ответ» заучить слова: вы видите слово на родном языке и указываете английское соответствие или же наоборот) или просто игры на английском языке (конечно же, любая практика способствует сближению с языком). Впрочем, об учебном оборудовании — что конкретно оно из себя представляет и на что способно — вернёмся чуть позже.

Идём дальше. «Результат — вы запомните всё, что узнали!» Первая реакция — отлично! То есть стопроцентное запоминание! Но… запоминание? А как насчёт использования? Ведь мы, заканчивая школу, вполне можем помнить правила построения предложений в том или ином времени, помнить таблицы неправильных глаголов, даже помнить многие заученные наизусть тексты и диалоги. Но что с того, когда мы предстаём перед живым иностранцем и чувствуем себя живым истуканом, не способным поддержать с ним сколько-нибудь простой разговор?! Проблема остаётся и она состоит в том, что помнить-то мы помним, да вот использовать — не можем!

Вот и думайте сами. Понимайте смысл того, что пишут. Того, что читаете или слышите.

Что касается учебного оборудования, упоминаемого в рекламном объявлении, информацию о нём удалось найти на сайте курса. Большой интерактивный экран и системный блок с выходом в Интернет позволяют запускать обучающие программы, игры и тесты. Нужно ли для этого оплачивать курсы? Настолько ли уникальны предлагаемые программы? Пусть даже ответом на оба вопроса будет «да» («да, нужно» и «да, уникальны, практически новейшие суперэффективнейшие технологии»). Но мы снова возвращаемся к общению с компьютером вместо общения с человеком. К запоминанию вместо живого использования.

Ещё нюанс: чем живое использование в паре с человеком отличается от «живого использования» в паре с компьютером? Компьютер, как ни старайся, всё же более ограничен в фантазиях, чем человек. Если вы запускаете компьютерную программу, чтобы пообщаться с виртуальным персонажем о том, как у вас прошёл сегодняшний день, через несколько дней, недель или в лучшем случае месяцев вы будете наизусть знать вопросы и ответы компьютера. В случае живого человека, настоящего живого общения у вас будет неограниченное число различных, порой непредсказуемых вариантов. И если вы тренировали живое общение, никакой случайно встреченный в любом месте (в офисе, на улице, в путешествии) иностранец, говорящий на английском, вас не приведёт в смущение. Вы просто пообщаетесь. Если вас обучал компьютер… думаю, вы сами понимаете какой результат можно ожидать в этом случае.

Что же делать? Использовать компьютерные программы и прочие дополнения (чтение книг, слушание радио, аудиокниг, просмотр видео) в свободное время. Основное обучение должно состоять из общения. Ведь только в общении, живом, с живыми людьми, можно выработать ту скорость мысли, которая нужна, чтобы утверждать, что вы знаете английский. Ту скорость, которая даёт вам уверенность и свободу.

Как можно и можно ли вообще выучить английский, общаясь, если вы пока еще не знаете ни одного английского слова? Как выучить английский, начать говорить на нём, если слов уже несколько сотен, если вы даже можете рассказать некоторые правила, но общаться с «живыми иностранцами» пока так и не получается? Для любого случая решение существует. Как это возможно — вы можете узнать, посетив один из бесплатных ознакомительных уроков курса английского языка в Прикладном Образовании. Возможно, это не единственный путь, которым можно следовать, чтобы выучить английский «с нуля» за год (а если вы уже не новичок — то и того быстрее). Но на этом уроке вы узнаете и попробуете обучаться тем способом, который неизменно приводит к успеху, как показала многолетняя практика преподавания.

Новый учебный год только-только ещё начался. И всем, кто приступил или продолжил обучение в этом году, мы желаем огромных успехов, достичь своих целей и получить огромное удовлетворение от полученного результата! Дорогу осилит идущий. Итак, в путь!

Обновлено 28.09.2009
Статья размещена на сайте 28.09.2009