Всем известно, что память в учении не менее важна, чем усидчивость и дисциплинированность. А ученые, изучающие возможности человеческого интеллекта, убеждены, что мы используем нашу память лишь на 10%. Хотя и эта малая часть позволяет нам хранить и воспроизводить огромное количество информации. К тому же детская память гораздо более гибкая — все мы знаем, что стихи в детстве учатся быстрее и проще, чем в 30 лет, а уж о раннем обучении иностранным языкам написано и сказано немало. Но не стоит полагаться только на природу. Родители могут помочь своему ребенку развить и улучшить его память, выполняя с ним несложные упражнения. Вот 13 приемов, которыми могут воспользоваться родители.
1. «Фотографирование».
Человек запоминает быстрее то, но что обращает более пристальное внимание. В этой игре мы учимся концентрироваться на предметах. Разложите разные вещи на письменном столе: игрушки, ручки, открытки, карандаши. Предложите ребенку внимательно рассмотреть их, запомнив, что где лежит — как бы сфотографировать взглядом. Затем пусть он закроет глаза и вспомнит, сколько предметов было, их форму, цвет, размер, расположение и так далее.
2. «Повторение — мать учения».
Все знают эту пословицу. Но знаете ли вы, как правильно нужно повторять? Чтобы лучше запомнить материал (например, стихотворение), нужно следовать следующей схеме:
— прочитать несколько раз вслух;
— воспроизвести по памяти сразу после прочтения;
— повторить через 20 минут;
— повторить через 8 часов;
— повторить через сутки, лучше всего на ночь.
Дело в том, что память бывает кратковременной и долговременной. В первую очередь работает кратковременная память. Любой из нас может повторить последнюю фразу собеседника сразу же после ее произнесения, но через пару минут мы передадим лишь ее общий смысл, но не дословно, ибо объем кратковременной памяти невелик. После повторения информация «переселяется» в долговременную память, где может храниться гораздо дольше — при условии использования запомненных данных.
3. «Изображая Цицерона».
Античный оратор Цицерон при подготовке своих речей пользовался методом визуализации запоминания: каждый отрывок своей речи он заучивал в разных комнатах, связывая текст с определенным углом дома, а затем, выступая на заседании Сената, мысленно повторял свой путь. Попробуйте выучить стихотворение с ребенком, привязывая каждую строчку к обстановке в его комнате. Сенсорная память, которая является основой для кратковременной памяти, относится к органам чувств. Именно поэтому сигналы запоминания работают быстро.
4. Позевайте!
Что такое зевание? Энергичное снабжение мозга кислородом. Поэтому улучшается способность сосредотачиваться. Хотите усилить эффект? Во время зевка помассируйте нижнюю челюсть — этим вы стимулируете работу многочисленных нервов, которые идут прямо к головному мозгу.
5. Пожуйте!
Британские ученые провели эксперимент и установили, что с жевательной резинкой учебный материал запоминается на 35% лучше, чем без нее. Возможно, дело в том, что продолжительное жевание стимулирует выработку инсулина, который улучшает усвоение глюкозы клетками мозга, а значит, и процесс запоминания. Другой вопрос — насколько это полезно для зубов и здоровья в целом…
6. Потанцуйте!
Или запишите ребенка в спортивную секцию. Любая физическая активность улучшает кровообращение мозга, активизирует психические процессы, которые обеспечивают восприятие, переработку и воспроизведение информации. Танцы или спорт к тому же требуют концентрации внимания и сосредоточенности, что тренирует механизмы памяти.
7. Сеанс массажа.
Научите ребенка простейшим способам самомассажа: легкое постукивание по груди и шее тоже стимулирует кровообращение, снимает напряжение, помогает работе мозга. Введите это упражнение в утреннюю зарядку — тогда массаж станет регулярным.
8. Работа пальчиками.
Развитие мелкой моторики полезно не только для каллиграфического почерка. Плетение фенечек, вышивка крестиками, нанизывание бусин — все эти действия активизируют работу головного мозга. Можно барабанить кончиками пальцев по столу (или по клавишам пианино), сжимать и разжимать кулачки, надавливать ладонями на поверхность стола. Существует множество пальчиковых игр, когда текст сопровождается движениями рук. Например, «Гроза»:
Закапали капли (постучать двумя пальцами каждой руки по столу),
Идет дождь (постучать четырьмя пальцами).
Он льет как из ведра (стучите сильнее).
Пошел град (косточками пальцев выбивайте дробь).
Сверкает молния (пошипите, нарисуйте пальцем в воздухе зигзаг).
Гремит гром (барабаньте кулаками или хлопайте в ладоши)!
Все быстро убегают домой (прячьте руки за спину).
А утром снова ярко светит солнышко (опишите обеими руками большой круг).
9. Домашний театр.
Память нужно тренировать, как любую мышцу нашего тела. Попробуйте организовать домашний театр, ставя каждые выходные небольшие пьесы. Пусть маленькие актеры учат стихи и декламируют их перед семейным обедом.
10. Развлекайтесь.
Попробуйте раз в неделю делать «все наоборот»: чистите зубы левой рукой (левши — разумеется, правой), держите «неправильно» ложки и вилки, пишите в черновике «не той» рукой. Это поможет активизировать то полушарие мозга, которое в обычной жизни меньше загружено.
11. Правильное питание.
Рыба, морепродукты, растительное масло, злаки, овощи улучшают память. Небольшое количество мучного и картофеля тоже не повредит: углеводы дают энергию организму. А сладкое, наоборот, лучше ограничить. Хотя кусочек шоколада способен «подстегнуть» уставший мозг. Не забывайте и о поливитаминах, особенно важен для памяти йод.
12. Нюхайте.
Еще один совет — от ароматерапевтов. Розмариновое, лимонное и мятное эфирные масла стимулируют память. Можно зажечь в комнате ребенка аромалампу с каплей масла.
13. Улыбайтесь!
Хорошее настроение также способствует развитию памяти. Если ребенка что-то беспокоит, он будет хуже запоминать. Научите его простейшим приемам расслабления — глубокие вдохи и выдохи успокаивают и концентрируют внимание.
Не позволяйте ребенку считать, что все выучить невозможно. Возможно! Главное — тренировать свою память. А вместе это делать веселее. Да и родителям пригодится — для их собственной памяти!
Очень интересная статья, а главное, не похожа на другие. Я раньше никогда не слышала о методе Цицерона.
0 Ответить
Нда!!
Может британские, так называемые ученые, хорошо сообажают с жевательной резинкой, но нормальные люди при нагрузке на артиккуляционный аппарат соображают ПЛОХО.
У нормальных людей даже во время молчаливого монолога работают мышцы языка и губ, только очень незаметно. Поэтому" сбивать мысль с пути истинного" жвачкой-себе дороже Не советую, послушайте старого логопеда.
0 Ответить
Полезная статья! Спасибо!
0 Ответить
А вот этот мат ериал мне понравился. Отличные советы. Только все выполнить невозможно, но всё же попробовать можно. Прочитав даже самому стало интересно. как это почистить зубы левой рукой
0 Ответить
Спасибо за советы, обязательно когда нибудь попробую.
0 Ответить
Античный оратор Цицерон при подготовке своих речей пользовался методом вуализации запоминания
Может быть, все таки визуализации?
А вообще, статья полезная. И не только для тренировки детсктой памяти.
0 Ответить
Исправила, спасибо.
0 Ответить
Очень интересная статья. У меня двое внуков, старшему скоро исполнится шесть. Нужно готовить к школе, поэтому обязательно воспользуюсь советами из статьи. Кое-что из предложенных 13 приемов мы еще не применяли. Думаю, что ему понравятся новые методы игры и обучения. Спасибо за помощь!
0 Ответить
Полезная статья, 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Полезная и интересная работа, да и что бы запомнить сами советы, тоже необходимо напрячь память
0 Ответить