Миллионами людей были сделаны миллиарды кадров. Портреты, натюрморты, пейзажи, снятые в поле, лесу, дома и в студиях наполняли домашние альбомы, страницы журналов и стенды выставок. Новые технологии все больше удешевляли стоимость каждого нового кадра, и сегодня цифровой кадр уже стремительно приближается к стоимости ноль.
Не снимает только ленивый и тот, кому фотография вовсе безразлична. Мир переживает очередной фотобум. Однако все больше людей хотят снимать не просто фотографии, а такие, которые будет не стыдно показать знакомым и друзьям, которые будут отличаться от горы других, похожих друг на друга закрытыми глазами, размытыми лицами и «отрезанными» частями тела.
Сотнями статей о том, как сделать фотографию красивой, пестрят современные журналы. Единицам удается понемногу улучшать своё фотомастерство. Вместе с тем, сделать хороший кадр — часто не означает сделать креативный. Социальные сети в Интернете пестрят попытками, порой весьма удачными, сделать что-то неординарное, нечто отличное от других участников.
Давайте попробуем вместе разобраться, что обычно делает изображение креативным? Творчество, креативность — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.
Теперь разберем по полочкам.
Во-первых, процесс. Значит — некоторые действия, усилия и направленность. Значит — труд, время и энергия. Значит — затраты в самом широком смысле этого слова. Вы готовы тратить?
Во-вторых, ценности. Значит, нечто новое нести людям, менять мир, устоявшиеся мнения и устои. Значит, дать возможность увидеть под другим углом известное, значит, дать возможность понять заново уже когда-то понятое. История полна фактов непризнания известных мастеров современниками, потому что мир не способен менять свое мнение так же быстро, как это делают единицы. Творческий человек должен уметь не только новую ценность принести, но и придать ей максимально «усвояемую» форму.
В-третьих, субъективно новое. Именно субъективно. То, что для царя Соломона (вспомним Екклесиа`ст) повторялось изо дня в день, из года в год и казалось уже чем-то обычным, для каждого человека однажды становится откровением. Розовые восходы и закаты вдохновляют влюбленных и поэтов во всех странах. Ветер, летящий с севера на юг, кто-то решил использовать для добычи энергии. Новое было, есть и будет, хотя бы потому, что оно субъективно.
Другими словами, фотография должна быть не просто красивой с художественной точки зрения, она должна нести субъективно новое в мир, стремиться изменить чьи-то ценности и, конечно, являться результатом целенаправленных усилий.
Фотоаппарат есть в каждом доме. Однако весь ассортимент его возможностей знает далеко не каждый. В наших с вами руках есть четыре технических «рычага» воздействия.
1. Выдержка, или скорость работы затвора. Именно она позволяет снять в полете мяч, снежок или бегущего человека. Иной раз получается «размазанное» изображение. Как правило, это брак. Но иногда получаются очень интересные фотографии именно благодаря этому эффекту. Можно поэкспериментировать и заснять статичный объект на фоне движущихся, или наоборот. Можно заснять звездное небо безоблачной ночью.
2. Диафрагма, или диаметр отверстия, пропускающего свет в камеру. Позволяет изменять глубину резкости и светосилу объектива. Именно она поможет вам размыть фон, когда вы снимаете портрет, или сделать резкими все ряды людей в групповом снимке.
3. Зерно. Все мы видели мозаику и, благодаря ей, можем без труда представить себе, что это такое. Чем мельче зерно, тем больше света оно требует, и наоборот. В ночное время стоит повысить зерно, в простонародье называемое ISO — именем одного из стандартов. В светлое — понизить. С повышением зерна возникает эффект шумов — цветовых искажений, который обычно считается браком. Вместе с тем, некоторые фотографии привлекают зрителя именно благодаря «шумности», которая позволяет передать некоторые особые эффекты.
4. Фокус. Смещение фокуса на тот или иной объект, сделать его резким или размытым, позволяет выделить главное из второстепенного, важное от незначительного. Современные камеры оснащены замечательным автофокусом, который, однако, порой «не слушается» и не дает возможности правильно расставить приоритеты. В таком случае вам необходимо воспользоваться ручной фокусировкой или приноровиться к работе автофокуса.
Конечно, хорошее владение этим инструментарием не гарантирует вам получение креативных фотографий. Нужно нечто большее. Необходимо изучить эффекты человеческого восприятия, его особенности.
Что мы можем использовать?
Первое — необычный угол съемки. Он обеспечит «новый взгляд» на уже известное. Каждый объектив искажает изображение. Эти искажения могут сыграть вам на руку. Стоит поэкспериментировать с обычными предметами, снимая их с различных сторон. Это научит вас понимать «разносторонность» объектов, видеть удачные точки съемки.
Второе — игра света и теней. Фотография — это искусство писать светом, а значит, именно свет и тень являются основным инструментом фотографа. Совмещая выбор точки съемки с расстановкой источников света, можно создать сильный и психологический образ. Можно передать объем, глубину и текстуру объектов. Или исказить их до придания необычных, несвойственных им качеств.
Третье — эмоции. Если речь идет о людях, то эмоции — это одна из важных составляющих человеческих отношений. Чем ярче и реалистичнее переданы эмоции, тем, как правило, интересней фотография.
Четвертое — конфликт. Должно быть какое-либо противостояние в картине или в душе зрителя. Бедное можно противопоставить роскошному, светлое — темному, худое — толстому, плоское — объемному, агрессивное — спокойному
Пятое — цвет и монохромность. Используя цветовые пятна можно придать больше жизни фотографии, можно и «перенасытить». Инструмент этот очень тонок и требует соответственного подхода. Черно-белые фотографии подчас лучше передают характеры и замысел фотографа.
Шестое — действие. Энергия, заключенная в картине, передается через действие, которое запечатлено в ней. Даже простой жест способен «оживить» фотографию. Иные статичные фотографии содержат в себе намного больше действия, внутреннего, скрытого, чем динамичные.
Седьмое — необычный объект. Люди во все времена ценили рассказы путешественников и торговцев о заморских странах. Фотографии необычных для нас сооружений, обычаев и природных явлений сродни этим рассказам, они передают экзотику «из рук в руки» и делают тем самым нас непосредственными участниками.
Каждый кадр может быть креативен, но не каждый — красив. Каждое событие может быть интересно, но не каждое может быть красиво подано. Искусство совмещать интересное и красивое — это и есть креатив, это и есть творчество. И мне хочется верить, что эта небольшая заметка позволит вам сделать свои фотоснимки интереснее и красивее одновременно.
Василий Дмитрук, реакция положительная! Авторам, необходимо оформлять статьи фотографиями, а значит уметь фотографировать если не талантливо и гениально, то по крайней мере качественно. Среди читателей тоже найдутся заинтересованные. Если можете поделиться опытом - поделитесь.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Виктор, еще раз спасибо. Значит идем вперед. Вместе
0 Ответить
Василий, конечно вместе!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Василий Дмитрук, хорошие советы, хотелось бы по каждому пункту прочитать подробнее. Не хотите развить эту тему?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Виктор Кухновец, спасибо за отзыв! Я планировал развить тему, но хотел сначала посмотреть реакцию читателей на задел. Думаю, что в ближайшее время напишу продолжение.
0 Ответить
Мне кажется, вместо слова "зерно" лучше использовать слово "светочувствительность". Особенно это предпочтительно, когда речь идёт о цифровой фотографии. Зерно имеется на плёнке. А в цифровом фотоаппарате имеются пиксели на матрице и шумы на изображении. Фразы "низкая светочувствительность" и "высокая светочувствительность" звучат лучше.
Слово ISO является общепринятым обозначением светочувствительности в меню и на кнопках всех фотоаппаратов. Вряд ли это можно назвать "в простонародье".
0 Ответить
Андрей Лунячек, согласен, зерно на пленке, в цифре - пиксели. Вместе с тем, насколько я понимаю, для получения большей светочувствительности, пиксели объединяются в некоторую группу, что также можно условно назвать зерном. Более того, исходя из преемственности терминов (например многие говорят - "зажги свет в комнате", хотя мы его включаем) новыми системами из старых, думаю. что все же термин зерно - приемлем и в цифровой фотографии.
Однако, я учту ваше замечание, оно уместно и полезно.
0 Ответить
Нет, Василий, пиксели в группы не объединяются. При повышении чувствительности происходит искусственное усиление электрических сигналов, идущих с каждого пикселя. Наряду с "правильными" сигналами (естественно, слабыми, иначе зачем мы повышаем чувствительность) усиливаются паразитные сигналы (хаотичные скачки электричества), которые и образуют шум на изображении. С этим связано и то, что шумы усиливаются при нагревании фотоаппарата и минимальны на первом кадре после включения, т.к. нагревание матрицы усиливает хаотичные скачки электрических зарядов на пикселях.
0 Ответить
"Зерно" - это эффект, который получаем на снимках. В Фотошопе есть фильтр в стандартном наборе, который так и называется - "Зернистость фотопленки". Это - имитация того, что получали в старину на фотопленке и фотобумаге.
В тексте же, конечно, речь о светочувствительности - и текст стоило бы приспособить именно к цифровой реальности сегодняшней. Так что Андрей по этому пункту прав.
0 Ответить
Фото к пункту угол съемки
0 Ответить
Василий, дельная статья!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
фото к пункту цвет и монохромность
0 Ответить
IMG_9559-.jpg - Пункт - Седьмое – необычный объект.
0 Ответить
pt3.JPG - фото к пункту игра света и теней
0 Ответить
pt12.JPG - фото к пункту третье -эмоции
0 Ответить
An7.JPG - к пункту 3.зерно
0 Ответить