Прежде всего, уже в переходном возрасте люди начинают терять способность имитировать. Кроме того, есть даже термин «юношеский максимализм», который точно характеризует поведенческие тенденции и мировоззрение подростка. Юный человек уже не желает слушать взрослых, он всё знает сам и хочет поступать так, как считает нужным.
К 25 годам процесс накопления знаний заканчивается, и человек вступает в фазу отдачи своих знаний своим детям и другим людям. Это естественный биологический процесс, и с ним ничего нельзя поделать. Можно лишь его учесть при обучении взрослых. Да и сами взрослые учащиеся должны знать свои особенности относительно того, что работает, а что нет в процессе обучения.
Изучение английского языка представляет большую и трудную задачу для большинства взрослых. Даже человек, добившийся отличных результатов в других областях знаний, может абсолютно разувериться в своих способностях освоить иностранный язык после примерно 10 лет обучения в школе, институте и на языковых курсах. Можно еще добавить самоучители, учебники грамматики и другие учебные пособия, самостоятельные занятия по которым тоже не принесли практической пользы.
Среднестатистический взрослый, все-таки не сдавшийся и продолжающий хотеть выучить английский язык имеет, как правило, комплекс неполноценности касательно этого предмета. Да и немудрено! Если после всех этих лет вы не в состоянии сказать даже простую фразу, чтобы вас поняли иностранцы, не в состоянии услышать и понять, что они говорят в ответ, не говоря уже о понимании радио- и телевизионных передач и фильмов на английском.
О чём это говорит? По-моему, это — смертный приговор системе образования в России в отношении английского языка. Время показало полное отсутствие практически ощутимых результатов в этом учебном предмете. Более того, приобретенный комплекс неполноценности вкупе со схоластическими знаниями и хромыми на обе ноги навыками устной и письменной речи значительно осложняет дальнейший процесс освоения английского языка. Строить проще, чем перестраивать.
Следующая особенность в подходе к языковому обучению взрослых людей вытекает из предыдущей. Потеряв способность правильно имитировать, взрослый может начать пользоваться новыми знаниями, ТОЛЬКО будучи на сто процентов уверенным, что он не делает ошибок — правильно произносит английские звуки, правильно употребляет слова во фразах, правильно интонирует свою речь, твёрдо знает значение слов, правильно понимает устную и письменную речь других.
Если просочилось сомнение в правильности — взрослый теряется и не знает, что делать. Происходит остановка процесса, добро на который подсознательно даёт мозг. Взрослый не может, с точки зрения вашего мозга, говорить или понимать неправильно. Лучше совсем ничего не понимать и не говорить.
Как же можно взрослому овладеть английским языком? Может, не стоит продолжать даже пытаться это сделать?
Давайте попробуем разобраться.
Потеряв способность имитировать, взамен взрослый приобретает способность анализировать и систематизировать информацию. Однако, английский язык — это не система знаний, а система языковых навыков, и формирование этих навыков нужно начинать, опираясь на способности взрослого. Нужно давать язык целиком и сразу, за минимально короткий срок, чтобы у учащегося появилась система всего языка в целом в голове.
Тогда не будет страха перед «невозможностью познать открытую систему». А далее можно приступать к совершенствованию отдельных навыков. Под «подачей языка целиком» подразумевается работа на неадаптированном учебном материале, либо переход на неадаптированный материал в кратчайшие сроки. На этом материале ставятся звуки, интонации, происходит знакомство с лексикой и грамматическими конструкциями.
При наборе некой критической массы уже можно дать обобщающие знания базовой грамматики, а периферийные конструкции вводить по мере работы с учебным материалом. Важен детальный подход при формировании любого языкового навыка.
При постановке фонетики лучше разложить слова на фонемы и дать взрослому возможность услышать и проговорить за учителем несколько тысяч фраз. Это могут быть фразы на различные темы, а можно подобрать фразы, исходя из коммуникативных целей учащегося — бизнес, разговорный (бытовой), специальный.
Повторять нужно в медленном темпе, объясняя в процессе повторения, какое положение принимают артикуляционные органы речи для произнесения того или иного звука, корректируя все неточности. Повторять нужно с разной интонацией, громко и качественно, постепенно увеличивая темп. Для одной фразы достаточно 3−4 повтора за учителем.
Следующий этап работы с фразами заключается в понимании их и четком чтении с одновременным записыванием. Учитель должен разобрать вместе с учеником смысл каждой непонятной фразы. Далее ученик самостоятельно произносит фразу за фразой и записывает, диктуя её себе по буквам, имея полное понимание, что она значит.
Далее, используя тот же самый фразовый материал и разбавляя его необходимыми конструкциями и словами, строятся речевые высказывания в диалоговом и монологовом режиме, устно и письменно, опираясь на учебную ситуацию. Вначале вместе с учителем, в дальнейшем самостоятельно.
В процессе учитель корректирует все ошибки, добиваясь абсолютной грамотности. На этой стадии учащийся должен делать все задания безошибочно. Дальнейшая работа по совершенствованию навыков идет циклически на том учебном материале, который максимально соотносится с целями обучающегося (деловой, бытовой, специальный). Эти циклы могут продолжаться сколь угодно долго, на этом этапе взрослый уже в состоянии совершенствовать свои навыки сам.
Но самостоятельно можно совершенствоваться только после правильной постановки произношения и овладения базовой грамматической логикой языка. А это быстро и качественно можно сделать только с репетитором в индивидуальном формате занятий. Никакие фонетические тренажеры, аудио- или видеокурсы, самоучители не смогут обеспечить правильность образовательного процесса. Они не услышат ваши ошибки и не смогут найти подход для их устранения. Сам учащийся это сделать тоже не в состоянии. Любой другой формат занятий, кроме индивидуального, неминуемо удлинит время, затраченное на достижение поставленных целей.
Оптимальный состав группы — 2−4 человека. При занятиях в группах из 5−12 человек правильность сформированных навыков у всех учащихся гарантировать трудно, так как-либо невозможно набрать критическую массу при индивидуальной последовательной проработке ошибок у каждого члена группы, либо страдает качество и правильность закрепления навыков при групповом выполнении упражнений.
Резюмируя, можно утверждать, что любой взрослый сможет освоить язык при правильном понимании особенностей своего восприятия, способов закрепления и воспроизведения материала в процессе обучения.
Сергей Росляков, я изучал английский более 10 лет. Читаю, смотрю, говорю свободно (впрочем, как Вы понимаете, хотя practice does make perfect, but perfection has no limits and boundaries). Работал учителем, тьютором, техническим переводчиком в российско-арабском "ЛУКОЙЛе". (Как Вы понимаете, я это говорю не ради коленопреклонения, а с целью донести, что я "не просто шел мимо").
Соглашаясь со многим, хочу заметить, что для того, чтобы добраться до элементраного уровня владения английским, вымученном не арабом, малазийцом, индийцом, а грамотным носителем языка, нужно значительное напряжение на протяжение продолжительного времени.
Современные методики "быстрого и эффективного обучения" - хошь-не хошь, сплошь ложь. Не бывает быстрого и эффективного - если, конечно, хочется, более-менее, нормально лопотать и понимать - обучения за две недели или два месяца.
Но, потребитель доверчив...
0 Ответить
А я подтягивал английский играя в компьютерные игры которые не были переведены на русский это конечно не целостный язык, но навык перевода улучшился, а словарный запас расширился теперь при необходимости бывает составляю фразы на английском (грамматику осваивал в университете), но произношение все ещё хромает.
Думаю было бы больше практики были бы и навыки, а английский пока не востребован. то и навыков нет
0 Ответить
Я лично довольно хорошо освоил английских аудио курсами постоянно слушал в автомобиле уроки и постепенно освоил английский
0 Ответить
Николай Козлов, может Вам кажется, что освоили?
По какой шкале оцениваете свой уровень?
0 Ответить
Сергей Росляков,
Тут с русским у части населения проблемы! А тут англицкий!
- Ах, какая музыкальная палитра! Только глиссандо на восьмушку запаздывает...
- Из всего, что сказал, только пол-литра знаю!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Согласна с Вами в основном и целом, но the devil is in the details. В частности, имитация к возрасту отношения не имеет и самое первое упражнение бывает имитационным. Другое дело, что с возрастом тупое имитирование теряет эффективность, т.к. на первый план выходит сравнение и именно в этом особенность обучения взрослых. Виталий Левенталь 25 лет назад построил методику обучения взрослых на этом принципе и на сегодняшний день это самый успешный подход. Не могу согласиться и с утверждением, что "английский язык – это не система знаний, а система языковых навыков". Будь язык лишь системой навыков, никаких об`яснений от Вас и не потребовалось бы. Вы себе противоречите дальше по тексту, т.к. пишете: "Нужно давать язык целиком и сразу, за минимально короткий срок, чтобы у учащегося появилась система всего языка в целом в голове...дать обобщающие знания базовой грамматики." Обучение взрослых иностранному языку потому и хромает, что игнорируется его двойная природа-- комплекс знаний и навыков. Не получив знаний, взрослый не поймет и поэтому не сможет правильно употреблять ни герундий, ни второе причаcтие, ни артикли. Но языковые знания без речевых навыков ничто и 3-4 повторений недостаточно для долговременного закрепления навыка. А выучить можно и без репетитора! Важна частота и продолжительность занятий и мотивация учащегося. С репетитором как раз-то и не можешь позволить такой роскоши, к тому же еще нагрузит своим произношением и интонацией.
0 Ответить