Татьяна Шуваева Мастер

Как помочь ребёнку овладеть навыком письма?

Так много усилий разделяет первые неуверенные чёрточки в тетрадках и первые стройные буквы. Но порой, как бы ребёнок ни старался, в тетради появляются лишь каракули. Беспокоятся родители, ищут причину педагоги. А причина эта заключена в недостаточно развитой ручной ловкости, которая и затрудняет овладение навыком письма.

Ребёнок с плохой координацией движений рук хуже рисует, испытывает трудности на уроках физкультуры и труда. Поэтому очень важно начать развивать это качество ещё до поступления в школу и не бросать, а совершенствовать его, хотя бы, пока ребёнок не перейдёт в третий класс.

Степень развития ручной ловкости у детей 5−7 летнего возраста можно определить по количеству бросков мяча диаметром 10 сантиметров о стену с расстояния 1 метр. Если за 30 секунд ребёнок бросил и поймал мяч больше 24 раз — координация движений его рук хорошая, от 24 до 19 раз — удовлетворительная, меньше 19 — плохая.

Совершенствовать координацию движений рук помогают специальные физические упражнения, которые нужно выполнять ежедневно. При этом желательно не забывать и о других физкультурных занятиях: у детей с низким уровнем ручной ловкости, как правило, плохо развита общая координация и быстрота движений. Таким детям очень полезны игры и упражнения с мячом. Постарайтесь поощрять эти игры, а по возможности и сами играйте с детьми в мяч.

Научите ребёнка перекладывать, а затем и перебрасывать мяч из руки в руку; подбрасывать мяч на разную высоту и ловить его двумя и одной рукой; ловить мяч после дополнительных движений (хлопка в ладоши перед собой, за спиной, поворота на 360 градусов, приседания).
Время то времени проверяйте, насколько эффективны занятия. Сделать это можно с помощью очень простых контрольных упражнений:
1. Ударять мяч о пол и ловить его после отскока сначала хватом снизу, затем сверху.
2. Ударять мяч о пол, стоя на месте, а затем передвигаясь в разных направлениях. Ловить поочерёдно каждой рукой отдельно, потом обеими руками.
3. Бросать мяч о стенку с расстояния 1,5−2 метра и ловить его двумя, а затем одной рукой. Темп бросков постепенно ускорять.
4. Метать в цель, расположенную на высоте 1 метр, 1,5 метра, 2 метра, мячи разного диаметра попеременно то правой, то левой рукой.

По мере совершенствования ручной ловкости ваш ребёнок будет легче справляться с этими контрольными упражнениями. Возрастёт темп их выполнения, а также количество повторений каждого упражнения.

Существуют ещё упражнения для развития ручной ловкости, и для их выполнения не нужны никакие приспособления.
1. Стоя или сидя, руки вытянуты перед грудью, пальцы разведены. Сильно сжать пальцы в кулаки, задержаться в этом положении на 2−3 секунды, затем разжать, расслабить кисти и встряхнуть ими. Повторить 4−6 раз.
2. Стоя или сидя, руки вытянуты перед грудью, пальцы правой руки сжаты в кулак. Разжать пальцы правой руки и одновременно сжать в кулак пальцы левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 20 и более раз, постепенно убыстряя темп.
3. Стоя или сидя, ладони вместе, пальцы переплетены. Попеременно сгибать и разгибать пальцы. Повторить 20−30 раз.
4. Сидя, руки с разведёнными пальцами лежат на ровной горизонтальной поверхности. В течение 30−60 секунд поочерёдно постукивать по опоре пальцами то одной, то другой руки, то обеих рук сразу.
5. Сидя или стоя, руки согнуты перед собой. Касаться большим пальцем поочерёдно указательного, среднего, безымянного, мизинца. Темп выполнения и сила надавливания постепенно возрастают. Повторить 15−20 раз.
6. Сидя или стоя, ладони вместе, пальцы переплетены. Сгибать и разгибать кисти в лучезапястных суставах. Повторить 10−20 раз.
7. То же, что в упражнении 1. Развернуть ладони наружу, вернуться в исходное положение. Повторить 15−20 раз.
8. Сидя или стоя, руки, согнутые в локтях, в стороны, расслабленные кисти свободно опущены. Потряхивая руками, сгибать и разгибать расслабленные кисти. Повторить 15−20 раз.
9. Стоя или сидя, руки, согнутые в локтях, перед грудью ладонями кверху. Потряхивая руками, сгибать и разгибать расслабленные кисти. Повторить 15−20 раз.

Наградой за усилия вам и вашему ребёнку непременно станут стройные буквы в тетрадках.

Обновлено 24.02.2007
Статья размещена на сайте 14.02.2007

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Наверное, ребёнку, который всегда хочет бегать и играть таких усидчивых занятий сделать просто невозможно. Хотя я это сужу только по моей сестре, но, думаю, не все такие. Ведь, есть усидчивые дети!

  • полезная статья

    Попробую реализовать ваши рекомендации. Посмотрим на результат.

    Оценка статьи: 5

  • Из своего опыта логопеда.
    Берете леколо или линейку с фигрными отверстиями и рисуете по контуру из элементов то, что хотите-домик, например.
    Затем заштриховываете или прямыми параллельными линиями, или полукруглыми,волнистыми параллельными линиями.
    Важно!
    не вылезать линией за контур, и рисовать слева направо.
    Таким образом, вы учите владеть рукой и не бояться писать линии любой длинны. И еще за плечами следите. чтобы не напрягал.
    Вот и все.

    Оценка статьи: 3

    • хорошая методика но как сделать ее ИНТЕРЕСНОЙ детям? Как преподнести чтобы ребенок не стал заниматься этими упражнениями из под палки? А то может получиться что линейку придется использовать как последний довод преподователя (то есть по макушке его, чтоб не отвлекался!) Шутка конечно, но метод описанный в статье более игровой а значит ребенку будет интересней и легче, а жто немаловажно, при постоянном дефеците времени у родителей. Воспринимая как игру он вполне возможно сам станет все это делать а не только под руководством родителя. возможно есть смысл объеденить оба метода?

      Оценка статьи: 5

  • полезно! а то сразу начинаются разговоры о том что ребенок недоразвит, не может овладеть материалом и начинаются мытарства по врачам! хорошо если попадут на хорошего профессионала, а если нет так ребенка залечат, что действительно сделают умственно отсталым!!

    Оценка статьи: 5

  • Да надо что бы дети бегали и играли, тогда все будет ОК!