Упражнения со «снарядом»
Необходимое оборудование: руки (куда без них), пальцы, мячик для большого тенниса, шариковая ручка.
Упражнение 1 — на координацию. Вращение мячика.
Обхватите мячик кончиками пальцев где-то посередине или чуть ниже. Рука находится снизу, мячик — сверху. Мячик не касается ладошки, но «висит», удерживаемый пальцами. Теперь не спеша начнем его вращать. Особое внимание следует уделить тому, что вращаться должен только сам мячик и вращающие его пальцы — никак не ладонь и не запястье (ладонь может только чуть-чуть изгибаться). Движение мячика и пальцев должно быть плавным.
Вращайте не спеша, наслаждайтесь процессом. Согласитесь, в ладошках при вращении мячика появляется столько необычных и доселе неизведанных ощущений, что диву даешься.
Упражнение 2 — на координацию и силу.
Усложним предыдущее упражнение. Медленно повращаем мячик, обхватив его на этот раз только тремя пальцами: большим, указательным и средним. Пока не сильно заметно, но по сравнению с предыдущим опытом мячик стал казаться несколько тяжелее.
Повторим упражнение, взяв мячик другими тремя пальцами: большим, средним и безымянным, а также большим, безымянным и мизинцем (на последнюю комбинацию у меня никогда не хватало терпения, потому кто хочет, может ее тоже опустить).
Упражнение 3 — на силу и координацию.
Повторим предыдущее упражнение, но держать мячик на этот раз будем только двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем, а также (о горе!) указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем.
Когда мячик держишь натренированными пальцами, он кажется легким, но стоит взять его традиционно слабыми комбинациями пальцев (с участием безымянного и/или мизинца), он становится невыносимо тяжелым. Парадоксально, но это так. Положение можно изменить, только регулярно тренируясь. Зато потом наши ладошки будут рады и готовы послужить, когда придется играть аккорды или мелодические ходы, в которых в «пальцовке» на нотах часто проставлены цифры 4 и 5.
Упражнение 4 — на силу пальцев и ловкость рук. Ловим мячик.
Берем мячик, подбрасываем его и стараемся поймать пальцами (именно пальцами, самыми их кончиками) так, чтобы он не успел коснуться ладони. Если мячик выскользнул, то пытаемся поймать его еще до того, как он упал на пол, и пробуем еще раз. Чем выше подброшен мячик, тем тяжелее его поймать, и тем большее усилие пальцев требуется, чтобы его удержать. Регулируя высоту, методом проб найдите удобную именно вам нагрузку и упражняйтесь. Полезно — и весело.
Упражнение 5 — на подвижность пальцев. Вращаем шариковую ручку.
Наша задача — научиться беспрепятственно вращать ручку, держа ее одновременно только двумя пальцами (не больше). Техника такова: зажимаем ручку двумя пальцами — 2 и 3 (об условных обозначениях пальцев см. предыдущую статью). Повернем ручку так, чтобы она приняла горизонтальное положение. Перехватим ручку 4-м пальцем (теперь ее держат 3 и 4 пальцы). Снова повернем в том же направлении. Перехватим 5-м пальцем и развернем ручку в том же направлении. Снова перехватим 4-м. Снова повернем в том же направлении. Перехватим 3-м. Развернем, перехватим 2-м. Развернем. Перехватим 1-м и снова развернем. И так далее с самого начала. Вращать можно как в одном направлении, так и в другом (попробуйте вращать в обоих направлениях попеременно).
Подвижные и выносливые кисти рук (а также упорство и постоянная практика) — залог быстрого успеха фортепианиста (да и всякого музыканта). Желаю вам, чтобы ваш путь к освоению игры на музыкальных инструментах прошел максимально гладко и без проблем.
Послесловие. О разминке и технике безопасности
Перед непосредственными занятиями спортом, будь то бег, плавание или жим штанги, спортсмены разогреваются. Игра на музыкальных инструментах (как, в принципе, и пение) — это тоже своего рода спорт, только миниатюрный. Однако, как и «большой» спорт, наш «музыкальный» требует разминки и разогрева.
Рекомендую хотя бы за несколько секунд до начала игры на инструменте разогреть ваши руки, плечи, запястья и, что немаловажно, пальцы. Повращайте запястьями, посжимайте-поразжимайте кулаки, потрясите кистями рук, потрясите пальцами, разогните руки в замке, можно повращать предплечьями, помахать руками, чтобы немножко разогнать кровь и подогреть руки перед эффективной работой.
Как после похода в спортзал или на каток, несколько дней могут болеть мышцы (причем болеть в таких местах, о которых порою даже и не догадываешься), также после долгой или энергичной игры на инструменте на следующий день могут заболеть мышцы предплечий, запястий, ладоней или пальцев. Если с вами такое произошло, то советую несколько дней воздержаться от игры на инструменте, а ограничиться только разминками и легкими упражнениями — мышцам тоже нужен свой отдых. Не просите от них слишком многого. Восстановившись, они сослужат вам добрую службу — вы сможете играть быстрее, дольше, громче. Если же свои руки не жалеть, то дело может перерасти в серьезное заболевание или даже разрыв сухожилий (смерть для музыканта), а этого ни в коем случае нельзя допускать.
Держите руки в тепле, разминайте их, прогревайте, упражняйте, стремитесь к лучшему, дарите людям красоту, доброту и радость. Удачи!
Я ещё могу покрутить ручку 4-мя пальцами, но как задействовать большой палец - плохо представляю. Он ведь находится в стороне .
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Тимур Шакиров, действительно, неудобно
Исходное положение: возьмите ручку со стола большим и указательным пальцем. Теперь постарайтесь ее повернуть в ту или в другую сторону настолько, чтобы ее удалось захватить средним пальцем (при вращении через низ, когда ручка идет под указательным пальцем, это достигается легко; при вращении через верх, когда ручка идет над указательным пальцем, придется весьма попотеть ).
Теперь зажмите ручку между указательным и средним пальцем, поверните ее через верх или низ настолько, чтобы ее смог захватить большой палец, а дальше уже действуем по указанному выше.
Успехов Вам
0 Ответить