• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Эльмира Кадырова Дебютант

Чего не хватает сегодняшней школе?

Четверть века мы строили новую школу! Мы строили, строили и, наконец, построили то, что назвать школой можно с большой натяжкой. Пичкали её всяческой техникой, поражали многочисленные проверяющие и контролирующие органы инновациями, экспериментировали с программами и учебниками, налаживали виртуальную связь между учителем и учеником.

Результат сей грандиозной стройки, сублимированный в сериале с одноимённым названием (я имею в виду сериал «Школа»), несколько месяцев кошмарил всю страну. Только вот всех почему-то жутко возмутили (напугали?) дети, то есть школьники-старшеклассники. Как возмущались на многочисленных ток-шоу, диспутах и круглых столах оскорблённые до глубины души учителя и доблестные работники всяческих РОНО, ГОРОНО, министерств и требовали: «Запретить!». Они-то точно испугались больше всех. Это же результат их труда!

А лично мне было обидно, больно и страшно за учителей. На месте директоров школ собрала бы весь педколлектив в актовом зале и заставила просмотреть весь фильм без всяческих перемен и перерывов на чаепития с печенюшками. Чтобы посмотрели на себя глазами детей, которых учат и воспитывают, или только что отучили и воспитали (как режиссёра нашумевшего сериала).

Да, дети жестоки, циничны, озлобленны! В то же время они одиноки, несчастны, потерянны. А это уже вина взрослых: родителей и учителей! Но дети не безнадёжны! Режиссёр посветила-таки в самом конце тоннеля слабеньким фонариком, оставила крошечную надежду на то, что эти несчастные, уставшие к своим 16−17 годам от взрослой жизни дети способны измениться. Плачет и совсем по-детски зовёт маму униженная, половозрелая и уже изрядно потрёпанная Будилова. Способен на любовь и заботу циничный Епифанов. Да и Аня Носова тоже совершает Поступок. Детский (так ведь ребёнок совсем!), ужасный, трагичный, но поступок!

А вот учителя так и остались серой массой! Жующей печенюшки, оставляющей повсюду после себя крошки (как невидимые паразиты определяются только по оставленным экскрементам) серой массой. И вот это действительно страшно. Ведь если даже один ученик видит их именно такими, значит, есть такие учителя. И это главная проблема и настоящая беда современной школы! Нет безнадёжных учеников и неуправляемых классов! Есть безразличные к этим ученикам и классам бездарные учителя! И, к великому сожалению, их с каждым годом всё больше.

Какого учителя представляла нам литература и кинематография прошлого столетия (исключая истерию вседозволенности и гласности 90-х)? Доброго и чуткого, внимательного и терпеливого, талантливого и увлечённого, ищущего и сомневающегося: «Уроки французского» В. Астафьева, «Вам и не снилось» Г. Щербаковой, «Работа над ошибками» Ю. Полякова, «Доживём до понедельника», «Ключ без права передачи»). Учитель должен не только научить, дать знания, но и увлечь, зажечь, повести за собой, помочь.

Дистанция между ребёнком и учителем значительно меньше, чем между ребёнком и родителем, когда речь идёт о жизненном опыте, жизненной позиции. И это преимущество должно быть использовано настоящим учителем. Общение ребёнка и взрослых — очень важная составляющая становления личности. Какие взрослые окружают ребёнка? Родители и учителя! Значит, ответственность за ребёнка учитель несёт почти в равной степени с родителями. Многие ли из родителей могут похвастаться ежедневным 45-минутным общением со своим ребёнком? Чаще всего этот процесс сводится к вопросам: «Как дела в школе?», «Уроки сделал (или сделала)?».

В сумасшедшей гонке по осовремениванию системы образования совсем забыли про главную составляющую школы, забыли про учителя! А ведь ещё Розанов говорил, что «школа — это только и всецело учитель: учитель — во-первых, учитель — во-вторых, учитель — в-третьих, и только в-четвёртых, ещё что-нибудь…» Сегодня почти каждая даже очень сельская школа может похвастаться интерактивными досками, компьютерными классами и интернетом в каждом кабинете, авторскими программами и ещё много чем.

А не хватает нашей школе Учителя, который «за всё ответствует, …творит не только „урок“, но — по всеобщему ожиданию и по своей справедливой и бескорыстной вере — творит и обязуется сотворить и „душу ученика“, самое восприятие, самое усвоение. Это — страшно тонко, одухотворённо, заботливо … Труд учителя — умственный, нервный; он и воспитательный, он и учебно-учёный» (Розанов В. Собр. соч.: Русская государственность и общество. М., 2003. С. 209).

Вот этой самой главной составляющей нет в сегодняшней школе. Нет учителя-друга, учителя-собеседника, учителя-наставника, учителя-советчика, учителя-помощника. Учителя нет! Есть преподаватели, для которых важны результаты проверок и открытые уроки, отчёты и показательные выступления, звания и надбавки (и не надо их в этом обвинять!). Хороший учитель давно стал неудобен школе.

Для хорошего учителя важен ученик, важен учебный процесс. Хороший учитель не отдаёт своих часов на репетиции и прогоны, не разрешает забирать со своих уроков учащихся для участия во всевозможных свистоплясках. Хороший учитель понимает, что ребёнок в школе — это не материал, не инструмент, не наглядное пособие для демонстрации достижений педагогического коллектива или чиновничьего аппарата министерства образования с целью получить очередную галочку или очередной гранд.

Деятельность учителя более утончённая, деликатная, чем деятельность профессора или другого какого-либо учёного. Профессор не ответственен за то, как усвоится лекция. Его задача — указать направление для поиска и получения знаний, сориентировать слушателей и преподнести своё видение проблемы, темы, вопроса…

Учитель же должен научить ориентироваться, научить задаваться вопросом и находить ответ. Научить ! Мало того, учитель должен обучать, воспитывая (или обучая, воспитывать)! Вот оттого-то и умерла наша школа, что не осталось в ней таких учителей…

Статья опубликована в выпуске 3.05.2011

Комментарии (44):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Люба Мельник!
    Просто замечательно!

    Выпускной вечер в университете. Размякшие и подпитые студенты - отпрыски новорусской аристократии пристают к своему любимому профессору:
    - Профессор, в натуре, хотите, на прощание, мы сбросимся группой и купим вам, чиста, компьютер?
    - Нет, не хочу.
    - Профессор, в натуре, хотите, мы сбросимся потоком и купим вам, чиста, машину?
    - Нет, не хочу.
    - Профессор, в натуре, хотите, мы сбросимся факультетом и купим вам, чиста, виллу?
    - Нет, не хочу.
    - Профессор, шо за базар, вам шо, западло сказать, шо вы хотите?
    - Нет, что вы, господа. Есть у меня одно заветное желание. Если можно, никогда и ни кому не говорите, что вы у меня учились.

    Оценка статьи: 5

  • Имхо, вопль.

    зы
    я вам честно скажу - подчас даже пива достойно выпить не с кем, вокруг одни свиные рыла.. а вы - Учитель! да откуда ж им взяться? даже если зряплату увеличить в 100 раз не поможет. Тут же понавылезают всякие пройдохи-говнюки, и с пеной у рта легко докажут что они - достойнейшие.

    Кризис жанра.

    Оценка статьи: 3

    • Сергей В. Воробьев, и с пивом, и без пива они вам легко докажут, что зарплата мала, а потому они не могут работать, не халтуря.
      Вообще, по итогам учебы моих детей не только в общеобразовательных, но и в профессиональных учебных заведениях, скажу: средь всех прочих обязательно найдется хотя б один учитель, который не то что достойный, а просто нормальный человек, способный к своему делу относиться честно. И - все, и этого достаточно. Эта самая нормальность, достойность и честность окажут нужный воспитательный эффект.

  • С башорга:
    "xxx: помнишь сайлент хилл?
    yyy: ну так, примерно )
    xxx: там врубалась сирена и мертвый городок тут же заполоняли монстры, прущие изо всех щелей
    xxx: короче
    xxx: в школе АБСОЛЮТНО также"

    • читать дальше →

      Оценка статьи: 5

    • читать дальше →

      Оценка статьи: 5

  • Эльмира Кадырова, статья написана очень эмоционально, но не видно выхода. Сколько бы мы ни восклицали "Давайте жить дружно!", это не решит проблему ксенофобии в обществе. Замечательно сказано - учитель должен быть личностью, но как этого добиться? Сколько учителей нужно в стране? Где взять столько уникальных личностей? И вообще, не понимаю расхожего употребления этого слова - личность. Мы говорим: он - личность, а вот тот - не личность. Что это значит, кто бы объяснил? Может быть мы не умеем разглядеть эту так называемую личность (если следовать определению, то личность - это характеристика любого человека. Человек не может не быть личностью) и вешаем ярлык "не личность"?

    Оценка статьи: 3

    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 8 сентября 2011 в 14:56 отредактирован 8 сентября 2011 в 15:02 Сообщить модератору
      Мне понравился Ваш комент.

      Елена Голубева, "Личность" говорят как-бы вместо слова талант, одержимость, удачное нахождение своего места и занятия в жизни. Имхо, конечно.
      Я бы терпимо относился и к тем, кто "не личности" - они тоже стараются в меру своих сил и одарённостей, как(?) бы по присказке
      "петь я не умею, но делать это люблю".

      Оценка статьи: 5

  • Эльмира Кадырова, статья написана с одной колокольни. Учителя ни в чем не виноваты!!! Виноваты родители! Видно, что вы далеки от того о чем пишите

    Оценка статьи: 1

    • Ая Фео, возможно, что и с "одной колокольни" (забавное выражение), но это позиция не только учителя (с 1988 по 2002 год я трудилась преподавателем в образцово-показательной гимназии), но ещё и родителя (мой сын закончил школу 4 года назад). Так что в некомпетентности, необъективности и, тем более, в однобокости Вы меня обвинить просто не можете, ведь учителей и родителей, как известно, "бывших" не бывает. Кстати, виноват-то кто? Стрелочник? Или на разруху всё спишем. А я убеждена, что учитель может многое! Вы же отказываете учителю в его значимости..., умаляете его роль - "не виноватые они..."

      Оценка статьи: 5

      • Эльмира Кадырова, вы трудились по 2002 год, а сейчас время немного другое. Дети не хотят учиться. Они безвылазно сидят в интернете и больше ничего не хотят (не все такие, но большинство) и родители им в этом потакают! Так что учитель должен силой заставлять их учить? Нормальный ребенок нормальных родителей будет учиться и развиваться.
        Правда, проще на учителей все свалить нежели в зеркало посмотреть?
        Не хотела никого обидеть. Все ИМХО

        Оценка статьи: 1

  • Cергей Дмитриев

    "...расскажите о своей работе.
    "сто дороже фунты или стерлинги" невольно очаровательно получилось."

    Тружусь в 2-х конторах: академии усовершенствования врачей и на кафедре биотехнологии местного политехнического университета. Студенты иногда преподносят НЕЧТО. Например, однажды ,решив чуть напрячь группу(14 девочек и один парень), я задал, как мне представилось, завальной вопрос: "Почему некоторые млекопитающие лижут свои половые органы?"
    Ответ был получен от ближайшей к кафедре барышни в одно касание:
    - Потому, что ОНИ ЭТО МОГУТ!!!

    Оценка статьи: 5

  • Ну вот я закончила пединститут где готовят даже не учителей -- преподавателей!
    Мы изобретали прекрасные методики, сами рисовали иллюстративный материал, учителя, когда мы практику в школах проходили, просили потом методички, материалы. Директора звали после института на работу!
    Но кто туда пойдёт на ту зарплату?! Её ж на валидол только и хватит!
    У нас только одна девочка преподавателем в ВУЗе сейчас. Всё.

    Оценка статьи: 5

  • Учитель должен... А МОЖЕТ ли Он (в основном Она)? В том-то и дело, что -нет... Какая жизнь - такая и школа...
    "Насекомые" приспособятся в любом случае, другим - тяжелее. Они -то и будут совершать поступки, ломая стереотипы мира насекомых. Кому из них на Руси жить хорошо? Вопрос риторический...

    Оценка статьи: 5

  • В этом году умер мой любимый учитель физики. Таких учителей теперь все меньше. Я не стала в жизни физиком, но помню этого Человека, хотя прошло уже более двадцати лет и я ему за многое в жизни благодарна...

  • Хорошая статья. Только вот что хочется сказать. Да, действительно Учителей в школах нет, почти нет. Ведь остались же ещё там Личности, остались замечательные учителя. Их мало, но они есть. Печально и немного обидно, что об этом ни слова, а всех под одну гребенку. У меня был великолепный учитель по математике - Сергей Николаевич. Он не просто нам выдавал программу, он хотел чтобы из нас вышли люди, личности. К сожалению, многим уже было поздно. Так как учились мы у него всего два года 10-11 классы.

    • Татьяна Нестеренко, спасибо за отклик. Согласна с Вами полностью. Есть потрясающие Учителя! Задачи статьи были другие - обозначить проблему современной школы. Уверяю Вас,я знаю не меньше удивительных преподавателей в самых разных школах. Рассказывать о них могу часами...

      Оценка статьи: 5

  • Эльмира Кадырова, прекрасная статья. Спасибо большое. От комментариев воздержусь… боюсь, что прорвет. Слишком наболело все это.

    Оценка статьи: 5

  • Эльмира Кадырова, отличная статья на очень острую тему !
    Совершенно согласна, что школе не хватает Личностей, Учителей и, по моему мнению, свободы.
    Методику преподавания ещё как-то осиливают (те, кто стремится, конечно), а вот с воспитанием Человека ситуация совсем плачевна. Вот только делать-то что?! Даже по одним комментариям к статье положительных перспектив как-то не вырисовывается

    Оценка статьи: 5

    • Алина Еремеева, спасибо. Что касается свободы. Всегда была очень осторожна с этим словом, определением, понятием... Если раскрепощённость и свободомыслие не подкреплены внутренней культурой, высокой нравственностью и образованностью, то это, скорее, распущенность. Впрочем, это очень непростая тема, боюсь не уместиться в предложенный на данном сайте формат.

      Оценка статьи: 5

  • Недавно ходила в гости к классной руководительнице. Она - настоящий профессионал, финансовых проблем у нее нет. Она говорит, что при всем желании и навыках невозможно качественно готовиться к урокам при таком обилии бюрократических заморочек: просто не остается времени после заполнения всех ненужных бумажек.
    Также сталкивалась с городским ОНО - осталось впечатление, что они вообще не знают, что реально происходит в школе, а профессионализмом и не пахнет. Сидят надутые, высокомерные дядьки, строящие из себя неизвестно что.

  • Ну если обратиться к тому КТО идет преподавать и учить, то сразу отпадают вопросы о моральности и грамотности педагога.
    Только на моем примере все кое-как троечники и двоечники, никуда не поступившие, пошли (ну чтобы не сидеть целый год просто так, а лишь бы куда поступить) в педуниверситет.
    Ну и чему они погут научить? что их может , кроме своих проблем, беспокоить? какой пример будет перед галазами у детей?
    НАчинать надо с учебных учреждений, готовящих будущих учителей. с востребованности этой профессии и бОльшей независимости от, ну хотя бы, родителей.

  • Эльмира Кадырова,
    Хорошая статья.

    Н-да, я. конечно, все понимаю, но когда студентка 4 курса спрашивает у меня, сто дороже фунты или стерлинги - это уже перебор...

    Оценка статьи: 5

  • Эльмира Кадырова, я всё думаю, что надо раньше формировать классы по интересам, склонностям учеников и делать для них спецпрограммы обучения, остальное - факультатив.
    Потому что невозможно сделать, прочитать, подать так, чтоб всем всё было интересно. Сколько вдолбленных познаний остаётся за скобками применения?
    И больше нажимать на УМЕТЬ в ущерб ЗНАТЬ.
    Неудобств от абзацев не ощутил, читай себе всё подряд. Конечно, есть гурманы чтения и их надо ублажать.

    Оценка статьи: 5

  • Лариса Шеенко Лариса Шеенко Профессионал 3 мая 2011 в 02:50 отредактирован 3 мая 2011 в 02:50 Сообщить модератору

    Эльмира Кадырова, спасибо - умная и "бОльная" статья!
    Два комментария:
    - Сегодня профессия учителя стала еще и одной из самых рабских профессий. Учителей используют на митингах, исключена возможность спорить с администрацией, особенно в вопросах сбора денег, заискивание перед влиятельными родителями и т.п. А раб никогда не воспитает свободного человека.
    - Как вузовский преподаватель, не могу согласиться с противопоставлением Учителя и Профессора. Если профессор или доцент настоящий профессионал, то он - не только ученый, но и педагог. И его личностное воздействие не менее важно. Тем более, что он должен служить примером для уже практически сформированной личности, а значит, повлиять на ее духовный мир неизмеримо труднее.
    Если бы речь шла только о передаче научных знаний, то для этого существуют учебники, электронные носители и т.п.

    Будем все же надеяться, что Учитель вернется в школу, иначе...

    Оценка статьи: 5

    • Лариса Шеенко, спасибо. Ни в коем случае не умаляю формирующей и воспитательной роли преподавателей ВУЗов. Можно вовсе не иметь никакого отношения к системе образования, но быть и учителем, и примером для подражания, и ориентиром.

      Оценка статьи: 5

  • Андрей Дорин Читатель 20 апреля 2011 в 18:34 отредактирован 25 мая 2018 в 08:44 Сообщить модератору
    Трудно читать

    Не хватает абзацев, все рябит перед глазами и прочитать это просто невозможно.