Римма Янгибаева Дебютант

Сельская малокомплектная школа: быть или не быть?

Приходилось ли вам, уважаемый читатель, хоть раз в жизни поколесить по нашей российской глубинке — по служебной надобности или так, ради культурного интереса? Тогда вы поймете меня. Первая мысль при взгляде на бескрайние просторы вокруг: как необъятна наша земля! И тут же вторая: как все-таки бездарно мы распоряжаемся ею!

Kuzmin Andrey, Shutterstock.com

Нет более унылой картины, чем заброшенные поля, заросшие пыльным, в человеческий рост, лопухом и чертополохом сельские дороги! В такие минуты захлестывает чувство досады и злости на себя, всех нас, равнодушных и безалаберных — от простых обывателей, которым лень скосить бурьян перед забором и навести порядок во дворе, до начальников всех мастей, не умеющих да и не желающих добросовестно выполнять свою работу.

Эти мысли одолевают меня каждый раз, когда я с инспекцией объезжаю школы района, особенно дальние. Настраивает на такие раздумья и сама долгая дорога, и безотрадные пейзажи за окном с заброшенными фермами и нелепыми, обшарпанными пятиэтажками — атрибутами ушедшей советской эпохи в каждом, самом захудалом селе. И школы в них под стать окружению — построенные в эпоху демографической стабильности, в два, а то и три этажа — высятся они теперь допотопными исполинами на фоне всеобщего запустения, такие же обшарпанные и неухоженные.

Вот в одну из таких школ и привезла нас роновская «Нива» недавним зимним утром.

Расположенная буквой «п», двухэтажная, на триста мест школа видна издалека. Она встречает нас веселым звонком, и трудно поверить, что вместе с ним выбегают в ее просторные коридоры, без привычного школьного шума и толчеи, всего семнадцать ребятишек.

Здесь нет компьютеров и мультимедийных проекторов, не стоят на окнах современные стеклопакеты, а дети не сидят за регулируемыми ученическими столами. И туалет здесь на улице.

Зато есть огромные кабинеты, которые нужно прогревать. Есть крыша, которую необходимо чинить, чтобы не протекала, и пропитывать, чтобы не сгорела. Есть аварийный спортивный зал, за который прокуратура штрафует немилосердно. А еще системы всевозможных сигнализаций — пожарных, тревожных, которые (кровь из носу!) нужно устанавливать, обслуживать, поддерживать. А детей-то всего семнадцать!

Поэтому проверка наша, хотя и плановая, для школы носит характер судьбоносный: решается вопрос о ее ликвидации — как неперспективной и затратной. На деловом языке это называется оптимизация сети общеобразовательных учреждений. В расшифровке читай: реорганизация или ликвидация.

За шесть последних «модернизационных» лет таким образом в нашем районе ликвидировано уже шесть школ.

Оно вроде и оправдано: малокомплектная сельская школа оказалась на поверку неконкурентоспособной — ни материальной базы тебе, ни кадров. Современная система оснащения школ ориентирована на крупные, базовые. Опять же кадры: ну кто из молодых специалистов поедет в какую-то Пелеховань! Вот и трудится в этой самой Пелеховани незаменимая Мариванна — и швец, и жнец, и на дуде игрец! О каком профессионализме может идти речь в этих условиях?!

Потому о судьбе наших семнадцати ребятишек вроде бы нечего и волноваться: в современной базовой школе они получат, несомненно, более качественные образовательные услуги.

…Проверка тем временем идет своим чередом. Учителя заметно волнуются. Все понимают: в их карьере этот учебный год, возможно, окажется последним.

Одни ребятишки не осознают серьезности момента. Спрашиваю вихрастого, в мелких веснушках шестиклассника Мишку Вишнякова (он из многодетной семьи, и здесь учатся еще четверо его братьев и сестер):

 — Хочешь каждый день ездить на большом автобусе в новую школу?

Он делает хитрые глаза и вместо ответа спрашивает сам:

 — А нашу куда?

 — Никуда. Так и будет стоять. Зато там чего только нет: новые парты, в каждом классе компьютер, можно на уроках разные опыты делать, участвовать в конкурсах. Друзей у тебя прибавится.

Мальчишка медлит с ответом, наконец, совсем смущается и пожимает плечами…

Я понимаю его растерянность: новые люди, новая обстановка. Его устоявшийся мир вполне его устраивает. Ему пока не с чем его сравнивать.

Я люблю приезжать в маленькие школы. В них есть то, что незаметно уходит из крупных сельских школ и давно и безвозвратно утеряно в городских: это атмосфера общего дома, взаимного доверия. Здесь совсем другой мир, где время замедляет свой ход, и все совершается неторопливо и степенно. В таких школах обычно нет проблем с учебной дисциплиной, да и в комиссии по делам несовершеннолетних они редкие гости.

Здесь на зависть всем родится картошка с капустой и варятся самые вкусные обеды. И кормят здесь всех, независимо от того, сдал деньги или нет. Потому что знают, что для многих ребятишек эти обеды становятся единственной возможностью хотя бы раз в день нормально поесть.

Непререкаем здесь и авторитет учителя. Ведь добрая половина села — его ученики. Он и нерадивого отца-пьянчугу как своего бывшего ученика отчитает, и с сыном его, к учебе не способным, не один час после уроков пронянчится.

Здесь они все у него как на ладони. Только вот где гарантия, что в новой школе они сумеют найти свое место, не затеряются, не замкнутся? И как быть с младшим Вишняковым, который в третьем классе еле-еле буквы научился писать? Да был бы он один такой! Что станется с ними, привыкшими к постоянному вниманию, в новом, чужом окружении?

Казалось бы, что за беда? Ну не дается учение — и бог с ним! Если ребенок не побеждает в олимпиадах, не спортсмен и не артист — что, в нем других талантов нет? Да на нем все домашнее хозяйство, и в школе он мастер на все руки! Но разглядят ли эти его «таланты» в новом коллективе?

Вот она — оборотная сторона оптимизации.

Так как же правильней-то, лучше для детей сделать: закрыть или оставить?

В условиях современного финансирования образования в нашей стране ответ однозначный — закрывать. Зачем плодить нищету? Несмотря на громкие проекты, вливания в российское образование мизерные. Чтобы понять это, не мешало бы нашим партийным боссам проехаться разок по сельским школам — не тем, что напоказ, а рядовым — с допотопными компьютерами, разномастной мебелью, туалетами во дворе…

Как несбыточный сон, с болью и обидой за нашу большую и непутевую страну смотрела недавно по телевидению сюжет о системе образования в Финляндии — абсолютно бесплатной, начиная с учебников и заканчивая двухразовым горячим питанием. Показывали как раз маленькие сельские школы. Вот бы в нашу глубинку такие кабинеты и такое оборудование! Тогда сам собой отпал бы вопрос: быть или не быть сельской малокомплектной школе…

Обновлено 5.01.2012
Статья размещена на сайте 5.01.2012

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Татьяна Кигим Мастер 27 января 2013 в 21:34 отредактирован 27 января 2013 в 21:34

    Взвешенная статья. Рассматривает проблему с разных сторон.

    Для 99% журналистов, к сожалению, более характерен подход популистский - метать громы и молнии, во всём поддерживая только учителей малокомплектных школ (у которых свои интересы, будем откровенны). И оставляя за бортом статьи отсутствие спортзала, туалет на улице, отсутствие предметников, отсутствие возможностей для развития одаренных детей и прочие прелести сельской школы...

    Проблема многогранная, "и тех жалко, и этих". И так плохо, и этак нехорошо. А вот как сделать так, чтобы всех устраивало? Ответа статья не даёт, но это не вина автора. У России просто пока нет на это ответа...

  • Римма,статья просто отличная,спасибо.Я после окончания университета работала в такой школе Транспорт ходил редко,я вставала в 6 утра и пешком 14 км по лесу...Дождь,снег,мороз...Неважно.Меня ждали с нетерпением мои 15 детишек,после уроков они прибегали ко мне просто поговорить,каждому из них уделялось много внимания и я знала,какие у кого проблемы,а сейчас что???В городских школах?Когда у учителя 30 человек в классе и нет ни взаимопонимания,ни уважения Мои дети до сих пор,а прошло уже около 10 лет,приезжают ко мне)Сельская школа-это большая и дружная семья.А насчет специалистов,в нашей из молодых было аж 5 человек)))

  • Владимир Бор Владимир Бор Читатель 6 января 2012 в 20:47 отредактирован 26 мая 2018 в 15:34

    Сожалею, что находятся такие Риты Розовы!
    Сельчане удивительные люди:-ЧЕСТЬ ВАМ и ХВАЛА, доживем до марта 2012года!
    Вернуть престиж УЧИТЕЛЯ и УСЛОВИЯ ЖИЗНИ СЕЛЬСКОГО ЖИТЕЛЯ!

  • Отличная статья за каждым словом которой чуствуется боль. Боль за детишек, за школу, за страну.
    А что касается Финляндии, то там затраты на соцпроекты составляют 20% бюджета. У нас 20% бюджета разворовывается.

    Оценка статьи: 5

  • Не всё так грустно.
    Прочитала эту статью и так захотелось в эту школу... преподавать.
    Это же совсем другие детки. Не городские - перекормленные информацией и одуревшие от городских соблазнов.

    Оценка статьи: 4

    • Татьяна Кигим Мастер 27 января 2013 в 21:51 отредактирован 27 января 2013 в 21:52

      Татьяна Горшкова, а вы видели сельских деток, которые в пятом классе пьют водку и не умеют читать?

      Не идеализируйте того, чего не знаете.

      Села очень разные, это во-первых. Есть благополучные, есть не очень. И население сельское очень разное - это во-вторых. Очень тяжело развитым сельским детям рядом с "неперекормленными информацией", зато перекормленными водкой.

  • Такие школы, которую вы описали, подлежат, к сожалению, закрытию. Содержать ветхое здание ради нескольких ребятишек - не резон. В современных, хорошо оборудованных школах дети получат хорошее образование. Процесс глобализации добрался и до глубинки.

    Оценка статьи: 5

    • Рита Розова, в моем родном селе сейчас в четырех классах обучается шестеро детей. Они получат хорошее образование т.к. фактически на индивидуальном обучении. Не будем забывать, что с процессы глобализации и наркоманизации движутся параллельно.

      • Иван Петров, к сожалению, на одну такую замечательную сельскую школу приходится множество сельских школ, дающих нулевое образование: физика нет, иностранный не преподается, химии учит трудовик без педобразования, два-три развитых ребёнка тоскуют среди детей с бытовой запущенностью... Спортзала нет, туалет на улице... Учителя боятся объединения школ, потому что совершенно неконкурентоспособны... В день по три урока отменяется...

        Естественно, хорошо было бы, кабы каждой школе на десять учеников могли выделить двадцать предметников, каждого обеспечив жильем и достойной зарплатой...

      • Иван Петров,
        вам повезло, что эта школа еще функционирует. Сколько еще она может продержаться, сказать трудно, пока учитель работает, но он - тоже человек. У него семья, дети, а зарплата учителя в такой школе такова, что не разбежишься. Это наши реалии, и не надо от них прятать голову в песок.

        Оценка статьи: 5

        • Иван Петров Читатель 7 января 2012 в 14:59 отредактирован 7 января 2012 в 15:18

          Рита Розова, я в этой школе учился почти 60 лет назад. Учеников тогда было около 20 и две учительницы. Так что школа еще продержится. Учительница готова работать и без зарплаты. Родители в конце концов соберут. Сегодняшнее здание школы построено кстати на средства жителей. Основная проблема - как бы сегодняшние функционеры от образования не снесли здание, не посадили учительницу, не обьявили вне закона детей при поступлении в 5-ый класс в более крупную школу. Таковы наши реалии.
          Теперь от чего мы прячем голову в песок. Захожу к внукам в крупную городскую школу: учителя все женщины, все старые, все истерички. Все что могут - вынуть душу из детей. Девочки берут пример с учителей, дерутся, избивают ребят. А у ребят в туалетах поставили видеонаблюдение. Это для комиссии по делам несовершеннолетних - собирать документы для постановки на учет(курят и колятся). Продолжать?

    • Рита Розова, отчего же? Если поменьше воровать, то можно много чего содержать, у нас страна не бедная. Да и доставка детей тоже не бесплатная.