• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Татьяна Мова Профессионал

За что я не люблю 31 августа?

Вот и пришел этот день. Это был мой самый страшный день на протяжении целых десяти лет. Хотя нет, не десяти, пожалуй, но лет пяти-шести точно.

Kiselev Andrey Valerevich, Shutterstock.com

Сегодня закончилось лето. Закончилась моя свободная жизнь, озера, дворовые друзья, поездки в гости к бабушке. А завтра я должна сделать вид, что очень люблю школу и соскучилась по своим одноклассникам.

А если не люблю? И не соскучилась? Разве это имеет какое-то значение? Неужели от моего нежелания снова идти на линейку в День знаний что-то изменится? Надену фартучек, возьму в руки букетик астр и пойду как миленькая. «Все дети ходят в школу, это их обязанность, иначе потом они не смогут учиться дальше, работать, не смогут приносить пользу обществу».

В школе я становлюсь не самой собой, а обществом. Со строгими рамками, с ударами по рукам линейкой в начальных классах, если за эти рамки выхожу. Авторитет учителя настолько высок и непререкаем, что я прихожу в школу за полчаса, так боюсь опоздать. Однажды, когда наша учительница была особенно не в духе, один мальчик так боялся поднять руку, чтобы попроситься выйти, что не дождался перемены и намочил штаны прям в классе.

В свободное время тот же мальчик с друзьями ходил в секцию кикбоксинга и прочих единоборств, чтобы хоть как-то отбиваться от заглядывающих на наш этаж «старшаков», вымогающих деньги. Другой мальчик с тучной фигурой прозван нашей учительницей толстяком. Теперь у него дополнительное занятие — после уроков он бегает по стадиону под всеобщий смех под ее неусыпным контролем. Когда он становится красным, как рак, его милостиво отпускают, чтобы завтра повторить всё это снова.

Я больше не распоряжаюсь своим временем — оно почти всецело принадлежит учителям, урокам и домашним заданиям. Иногда я завидую троечникам: их редко спрашивают, и никто не удивляется, когда они чего-то не понимают. Но когда весь класс с подачи учителя начинает откровенно ржать над их неумелыми попытками решить пример у доски, когда во всеуслышание его называют «дебилом» и «уродом», мне становится понятно, что ударницей быть лучше. А отличницей совсем хорошо, но очень затратно по времени, которое хочется потратить на собаку и еще на какие-нибудь приятные пустячки.

В средних классах всё меняется до неузнаваемости, теперь уже троечники правят бал, взаимно огрызаются с учителями, начинают прогуливать уроки и курить в туалете. Ударники и отличники резко теряют былой авторитет — теперь они «ботаники». Девочка, которая в седьмом-восьмом классе не дружит с мальчиком, не курит и не шляется по ночам, теперь уже белая ворона. Мальчик, до сих пор не напившийся и не попробовавший курить травку — отсталый социальный элемент. А с такими не общаются, и уж тем более не дружат.

Именно тогда школа и становится пыткой, когда еще вчера ты был вполне успешным учеником, а сегодня оказалось, что хорошо учиться и не прогуливать уроки — уже не модно. И девчата, чтобы быть как все, срочно нацепляют на себя эти безумные мини-юбки и лосины… О, вы помните еще эти лосины? Фантастическая школьная форма! Плюс ярко-зеленые тени и алая помада — вот она, школьная героиня 90-х! Сегодня все это ужасно смешно, тогда же отсутствие лосин было настоящей трагедией.

Конечно, были и хорошие эпизоды в моем школьном детстве. Походы, дни именинника, день, когда я стала октябренком (и даже успела побыть пионером целый год), радость и гордость за себя, когда день складывается особенно удачно (ты получил пятерку или тебя просто похвалили).

Но чудесными я школьные годы назвать не могу. И в дальнейшем — и в университете, и на работе — мне было намного проще. И если начальную школу я вспоминаю с некоторой ностальгией, то в старших классах всё стало совсем грустно…

В девятом-десятом классе у нас практически не осталось хороших учителей — все разбежались. Хороших, которые любили свое дело, с уважением относились к детям, осталось просто по пальцам пересчитать. Да, работа учителя тяжелая, неденежная. Математичка на уроках рассказывала про свою личную жизнь, физик у нас был вообще не учитель, а просто знакомый директора, который приходил и читал учебник. Учитель английского языка имела своих любимчиков и нелюбимчиков, безо всякого стеснения ставя первым отличные оценки просто так, а вторых в редких случаях награждая четверками.

Многие из класса усиленно бегали заниматься к репетиторам, чтобы иметь хоть какую-то возможность поступить в вуз. И если раньше мальчишки бегали курить в туалет, то теперь они приходили в школу под кайфом и весело хохотали на уроках.

Я до сих пор просыпаюсь в поту, когда мне снятся школьные экзамены. Математичка, поняв, что 90% в классе просто не сдаст предмет, потому как 90% времени на занятиях она предавалась воспоминаниям и, соответственно, знаний нам дать просто не успела, решилась на то, чтобы мы ответы просто списали. Списали вполне благополучно, все получили свои «четверки». Но я же понимаю, что это неправильно, потому и мучает меня этот ночной кошмар.

На выпускном мне вдруг стало грустно, что все закончилось. Мы расписывали школьные альбомы с фотками, обещая помнить друг о друге всю жизнь и навещать учителей. Если честно, я бы предпочла многое из той жизни просто никогда не вспоминать. Но тоже писала. А через годы даже завела аккаунт на «Одноклассниках». И ездила на пару встреч. К моему удивлению, хорошисты снова зацвели. А наших бывших лидеров класса — наркоманов — уже просто не осталось в живых. И вообще, от класса осталось не больше половины. Кто-то попал на зону, кого-то убили в перестрелках-драках. Школа ли в этом виновата, общество, семья или они сами? Я не знаю ответа на этот вопрос.

Но сегодня я думаю, является ли школа таким уж обязательным винтиком для общества, не слишком ли она ломает неокрепшие подростковые головы? Почему дети катастрофически не хотят в школу, почему нет жажды знаний? И очень хочется талантливых педагогов для своих детей, и хороший класс, и адекватных учебников.

Про школу сейчас очень много говорят. Ругают учителей, программу, эксперименты, реформы. Пугают тремя бесплатными уроками. И никто не знает, что будет с нашей школой дальше.

А завтра кто-то первый раз в первый класс. И, по большому счету, только семья может поддержать своего ребенка в далеко не идеальной школьной системе. Возьмите своего маленького человечка за руку и пройдите этот путь с ним вместе. И, может, у него останутся совсем другие воспоминания о школе.

С наступающим 1 сентября!

Статья опубликована в выпуске 31.08.2012
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (105):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Господа, хватить парить в воздусях! Дома воспитывали (исключая принцев и графов)крестьяне и ремесленники по принципу "делай как я", совместным трудом. С началом эпохи коллективного производства это стало невозможным. А потом вы расскажете выросшему ребенку, что спасли его от всяких бяк, дали свободу - быть вашей копией? Или родитель - человек-оркестр? А в чем отличие от тех, кто своих детей в землянках спасал от конца света?

  • Не могу не привести комментарий одной моей подруги, которой дала прочитать статью, комментарий просто блестящий:

    Очень хорошо понимаю эту женщину. Я школу ненавидела и школьных учителей тоже за редким исключением. Лет десять после окончания школы мне иногда снились кошмары о контрольных и невыученных уроках. Училась я средне. С гуманитарными предметами все было отлично, а с точными просто ужас. А еще скука смертная! И популярной я тоже не была, я была тихоней. Странно, но в универе я резко изменилась и вдруг стала душей компании.

    Открою страшный секрет В среде психологов и продвинутых педегогов давно говорят о кризисе школьного образования. Кое-кто пытается внедрять альтернативу, но система не пускает. Увы...

    "И сотворили школу так, как велел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения - его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить - ему приказали молчать. Он стремится понять - ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания – ему они даются в готовом виде.
    ...И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться.
    И вот что произошло. Как и хотел того дьявол, многие дети зачахли, стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни. Они лишились счастья и здоровья. Пропали Любовь и Доброта. Мысли стали сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились. И погибла школа. Как и хотел того дьявол."
    Адольф Ферьер
    Швейцарский педагог

    Оценка статьи: 5

  • А я четко просматриваю, что именно не нравится критикантам статьи: читать дальше →

    Оценка статьи: 5

    • Андрей Максимов Андрей Максимов Читатель 1 сентября 2012 в 14:15 отредактирован 1 сентября 2012 в 14:20 Сообщить модератору

      Лаура Ли, А вы уверены в том, что в подавляющем большинстве семей родители работают для того, чтобы оплатить в принципе бесплатное образование, а не для того чтобы элементарно иметь деньги на еду, одежду, оплату жилья и т.д.? Что в подавляющем большинстве семей заработка одного из родителей просто тупо не хватит на содержание всей семьи?
      Поэтому работают оба, в среднем отдавая работе по 10 часов в день. Где в это время должен быть ребенок?
      ОК, допустим, заработка одного из родителей вполне хватает для удовлетворения всех потребностей семьи и на домашнее обучение ребенка, т.е. на оплату преподавателей словесности, гуманитарных и естественных наук.
      Вам не кажется, что в этом случае получится, что ребенок будет выключен, изолирован от общества себе подобных, из социума, грубо говоря, и что, повзрослев, он вряд ли сможет адаптироваться в этом самом социуме? В лучшем случае, вы получите несчастного человека, в худшем - существо типа Маугли.

      • Андрей Максимов, Где в это время должен быть ребенок?
        А отвечу запросто!: читать дальше →

        Оценка статьи: 5

  • Нина Бочарова Профессионал 31 августа 2012 в 21:59 отредактирован 31 августа 2012 в 22:01 Сообщить модератору

    Для меня 31 августа - ВНЕЗАПНЫЙ конец лета ( у нас почему-то часто такие фортели с погодой, как сегодня). Школы, конечно, все разные, как и города, и семьи, и люди... Слава Богу, моя социализация в школьных стенах прошла без особых эксцессов. Выучили так, что за 9 классов до сих пор могу объяснить ребенку непонятное практически по всем предметам, старшие классы "не по профилю" уже не тяну. Но "счастливыми" эти 10 лет не назову, потому что чувствовала все время какие-то долги за плечами. Осознала это чувство, когда сбросила его: какое счастье! Оценить статью вследствие вышеизложенного не решаюсь: ни "мурашек", ни совместных эмоций, ни аналогий. Жалко мне вас. Очень.

  • Муратова Ирина Муратова Ирина Читатель 31 августа 2012 в 19:43 отредактирован 31 августа 2012 в 19:44 Сообщить модератору

    Какое блаженство, для меня 31 августа всего лишь последний день лета, от этого и грустновато

    Школу вспоминаю редко и спокойно, была твердой хорошисткой, что-то там вырезала из газет для школьной стенгазеты. Пробелы в знаниях обнаружила только в университете. Вот это были времена, вот где хотелось учиться и было интересно.

    А сколько сил, нервов, денег на репетиторов, было вложено когда дети учились в школе, вспоминать об этом не хочу. Главное сделано - у детей высшее образование, хорошая работа и уже свои дети.

    Оценка статьи: 5

  • Очень надеюсь, что автор-ЛГ не станет пугать своего ребенка страшилками про школу... Надеюсь, что будет учить видеть хорошее. А, ставшим взрослым, её ребенок будет учить своих детей тоже только хорошее видеть.

    Вот вам и красивая наследственность!.. Вот вам и настоящее счастье мамы-папы-дедушки-бабушки.

  • Не понравилась мне ваша статья, Татьяна Мова... Очень не понравилась.

    Вначале - все о себе, нежной и ранимой. И о других несчастных. Дальше - больше: пошли уже наставления-пожелания-предостережения... Закончили моралью и нотациями.

    Ну споткнулись!.. Ну расквасили нос. И что? Да ничего - таких как вы, разнесчастных, всегда было и будет полным-полно. Но есть и такие, что видят хорошее с рождения и небеса улыбаются, глядя на них. И неважно в какой они среде.

    • Вячеслав Старостин, видно, что небеса не всем улыбаются, и психика у всех разная для восприятия окружающей среды, которая как раз играет не последнюю роль в воспитании здоровой, незакомплексованной личности. Проблема не надуманная, думаю, теперь дела обстоят не намного лучше, хотя, скорее всего, линейкой побоятся бить...

      • Людмила Вианова, одно действительно успокаивает - дети не собственность родителей. Они родились для своей Задачи в Жизни.

        Умные родители помогут ребенку... Мудрые родители - постараются вырасти вместе с ним до новой ступени. Про "тупеньких" мам и пап - говорить не хочется.

  • Озя Иванов Читатель 31 августа 2012 в 17:13 отредактирован 27 мая 2018 в 15:29 Сообщить модератору

    А я всегда любил этот день. Наверное, потому, что он сигнализировал мне о приближении долгожданного - целый год! - дня рождения. Плюс придавала настроя и приближающаяся встреча с одноклассниками, а мыслями об учебном процессе обычно не заморачивался, "всему свое время и каждому свое..." (из песни "Машины времени"). Поэтому - всех с наступающим праздником знаний!

  • Комментарий удален
  • Татьяна Мова, неужели такой садизм в школе действительно имел место? А родители-то почему молчали? Я, окончил школу в 1984 г., особого умиления по школьным годам не испытываю, но от того, что Вы описываете, буквально "волосы встают дыбом"! Кстати, свою дочь отдал в платную школу, ребенок ходит с большим удоволствием, за восемь лет учебы ни рзу не пропустила занятия.

    • Сергей Супрун, имел место. Память наша избирательна, и какие-то особо страшные моменты забываются. А свою дочку я через год отдаю в школу. Собираю максимум информации по школам, учителям, готовимся с ней. Стараюсь изо всех сил, чтобы мой опыт не помешал мне готовить ее с позитивом.

      Оценка статьи: 5

  • Спасибо, Татьяна! Потрясающая
    статья!
    Читаю, и столько всего совпадает! Особенно точно про "математичка предавалась воспоминаниям..." У учителей это распространено было, не знаю как сейчас.
    Мы с Вами, уважаемый автор, учились, как видно в один период, конец 80-Х начало 90-х.
    Очень точно у Вас получилось отразить действительность того времени и ступени "социализации" одноклассников.

  • Катя Марьина Катя Марьина Профессионал 31 августа 2012 в 13:49 отредактирован 31 августа 2012 в 16:10 Сообщить модератору

    Какой ужас, я и не знала что совсем недавно в школе практиковались телесные наказания, я не знаю что я бы с этими учителями сделала бы, но точно приятных воспоминаний и ностальгии не осталось бы ни при каких условиях. А автор вспоминает эти годы с ностальгией. Странно.

    Школы все-таки бывают разные, с одной у меня связаны хорошие воспоминания, а с другой отвратительные. Родителям нужно внимательно выбирать школу для детей.

    • Катя Марьина, все дело в том, что ко всему человек привыкает. Когда человеку не с чем сравнивать, он и знать не будет, что бывает как-то по-другому. Дети, которых матери бросают, все равно продолжают своих мам любить. Потому что других у них нет. О том, что учительница ведет себя как-то неправильно, я стала понимать уже позже. При всей строгости нашей первой учительницы, были у нее и хорошие моменты. Она часто водила нас в походы, в библиотеку, а там было здорово. Отсюда и некоторая ностальгия. Просто добрая память о своем детстве.

      Оценка статьи: 5

    • Катя Марьина, в этой статье я не увидела никакой ностальгии, об этом свидетельствует и название статьи.

      • Ольга Абрамсон," И если начальную школу я вспоминаю с некоторой ностальгией, то в старших классах всё стало совсем грустно".

        • Катя Марьина, не передергивайте

          • Катя Марьина Катя Марьина Профессионал 31 августа 2012 в 15:38 отредактирован 31 августа 2012 в 15:38 Сообщить модератору

            Люба Мельник, мне эта фраза померещилась? И в чем тут передергивание?

            • Катя Марьина, кроме слова "ностальгия" вы в статье ничего не нашли?
              Прежде чем писать следующий пост, попробуйте понять хотя бы ту фразу, которую процитировали. Смысл осознайте, а не только наличие нескольких букв, сложившихся в "ностальгию".

              • Катя Марьина Катя Марьина Профессионал 31 августа 2012 в 16:04 отредактирован 31 августа 2012 в 16:09 Сообщить модератору

                Люба Мельник, смысл статьи: школа в 80-90 годы - это ужасно. Школа подавляет личность.

                "а не только наличие нескольких букв, сложившихся в "ностальгию". - эта фраза есть? Вот для меня и не понятно, как можно ностальгировать по годам начальной школы, если тогда было так ужасно? Можно сказать что потом было еще хуже, но тогда уж можно все школьные годы мазать черной краской, безо всяких ностальгий. Я не навязываю своё мнение, просто высказываю его. Эту конкретную фразу из статьи я не поняла.

                • Люба Мельник Бывший модератор 31 августа 2012 в 16:16 отредактирован 31 августа 2012 в 16:17 Сообщить модератору

                  Катя Марьина, и что? Автор по своим школьным дням вдрызг розовым сиропом исплакалась? О своей любви к своему школьному прошлому соловьем поет?
                  Смысл статьи, кстати, не в том, что "школа в 80-90 годы - это ужасно". А в том, что лирическая героиня прожила вот такую школьную жизнь, какую описывает автор.
                  Это - личный опыт. О личном же опыте - и большинство комментариев. У каждого читателя - своя история. И у каждого - своя реакция на те или иные условия.
                  Дело в другом - нигде в тексте мы не видим оснований для вашего заключения ..."автор вспоминает эти годы с ностальгией...".

                  • Люба Мельник, цитату я сама придумала?

                    • Катя Марьина, вы - тролль.
                      Повторяю эту цитату:
                      "И если начальную школу я вспоминаю с некоторой ностальгией, то в старших классах всё стало совсем грустно"
                      Не линейкой по пальцам в нач. школе, не "эти годы" (у вас: "А автор вспоминает эти годы с ностальгией") вспоминает ЛГ с некоторой ностальгией, а НШ вообще - видимо, был просвет, а возможно, работало внушение: школьные годы - чудесные. А в старших классах либо внушение работать перестало, либо просвета не стало вообще. Вот что прочитывается в статье.
                      Еще раз: начальную школу - первые 3 (или 4) года учебы, когда дети - в руках единственной учительницы, которая пасет их, строем водит в столовую, оберегает от старшеклассников и проч., и эту единственную учительницу, вершительницу судеб, верховную начальницу детям велено принимать как вторую маму (так в школах любят называть первых учительниц и класс/ручек) - вот это время ЛГ вспоминает с некоторой ностальгией. Не вообще с ностальгией, как у вас, а с некоторой.
                      Автор рассматривает в статье весь свой школьный цикл, от первого до последнего класса. И сравнивает начальную школу, которая тоже слегка безрадостной была, со средней, от которой - тоска и ужас.

  • Александр Власов Читатель 31 августа 2012 в 12:43 отредактирован 27 мая 2018 в 18:49 Сообщить модератору

    31 августа, это день двоякого чувства, вроде и охота в школу и как-то каникулы надоели, но в глубине души ты знаешь, что тебя хватит на 2 радостных дня в школе и она снова надоест

  • сложно сказать с чем автору не повезло больше - со школой или с родителями, которые ни разу не помогли, не вмешались, не поинтересовались как ребенку живется в школе!
    свои школьные годы вспоминаю только с радостью! с одноклассниками и учителями собираемся до сих пор!
    искренне жаль детей, описанных в статье!

    • Ирина Яловая,
      родители интересовались. Но у них по умолчанию было, что в школе всегда все хорошо. Они росли совсем в другое время и почти в другой стране.

      Оценка статьи: 5

      • Татьяна Мова, вот вам и ответ!ближе надо быть к своему ребенку!

        • Ирина Яловая, я вижу, что автору прямо сейчас здорово не везет с некоторыми читателями. Одни видят то, о чем и не писалось, другие оказываются способны единым советом разрешить все прошлые трудности совершенно незнакомого человека.
          Здесь обсуждается статья, а не жизнь автора. Будьте добры говорить о статье, а не придумывать вину родителей автора.

          • Люба Мельник, а при чем здесь жизнь автора? все строго по статье! причина - попустительство родителей в тех случаях, которые описывает автор! ведь любое действие имеет последствие! а такой беспредел, который описывает автор - вообще страшно придумать как дети в таких условиях учились!

            • Ирина Яловая, вот-вот: "описывает автор". И то, что он описывает, не рассчитано на такие выводы: "с чем автору не повезло больше - со школой или с родителями". Чтобы не сваливаться в обсуждение личной жизни автора или комментатора, у нас принято говорить о лирическом герое. Это жизнь лиргероя описана в статье, а не автор с исповедью выступает, ожидая от добрых читателей суда и осуждения. Ну, и советов, конечно.

  • А вообще, всем спасибо за комментарии! Я честное слово, завидую тем, кто школу вспоминает с радостью. А нам не повезло, да. Но я статью писала не для грусти, а для того, чтобы родители всегда поддерживали своих детей и понимали, что не все сладко в школе. Если бы я тогда была такая умная , школу бы поменяла не раздумывая.
    Кстати, про наркотики, я тогда даже и не понимала, что это мальчишки некоторые так странно себя ведут. Паззл сложился намного позднее.

    Оценка статьи: 5

  • Мои искренние соболезнования автору статьи.
    Моя школа была совершено другая, я шла туда с радостью (как правило ). Учителя были лучшие в районе (почти все), а отдельные предметы вели даже преподаватели ВУЗов. Первая учительница - вообще сказка, когда видела ее через 10 лет после окончания школы - плакала от радости! И еще нам очень повезло с директором (светлая память Светловой Инне Петровне из Одинцово!).
    Да, травля в школе была, пьянство и разврат в старших классах - тоже. Но 12 медалистов в нашем классе - это что-то говорит! Так что не везде была такая печаль в 90-х...
    З.Ы. Закончила школу в 1996 году.

  • Мы с ЛГ, видимо, учились в одни и те же годы
    Потому что "первая учительница моя" не была доброй и ласковой, а как раз любила насмехаться, бить линейкой по рукам, а парней ставила в угол, да не просто так, а "лампочки крутить" (руки вверх, пальцы растопырыть и вращать там ими). Тогда ещё не щемили учителей за телесные наказания.
    В средних классах я уже натерпелась от классной руководительницы (всё как в статье, преподша английского, есть свои любимчики), а на мне клеймо -- я дочь разведённой женщины. Неполная семья. Неблагополучная. И даром, что моя мама с двумя высшими и доктор, интеллигенция. Это порицается. А полная семья двух полновесных алкоголиков -- это "ячейка общества", ага.
    Ни с кем не дружила, сидела одна за партой. На встречи одноклассников ни разу не ходила. Забыла школу, как страшный сон. Дни считала -- когда же кончится эта тягомотина!
    Будучи уже студенткой встретила в санатории одноклассницу, та та-а-а-а-а-ак удивилась, что я учусь в универе, а не сижу в тюрьме! Ещё и переспросила (дылда двадцатилетняя): "А ты уже больше не хулиганишь?!" Вот оно -- наследие школы. Хоть кто-то интересовался, что я читаю? А читала я много. Где я ещё обитаю? А я ходила в художественную школу (вот где классная школа!), занималась бегом, ходила на станцию юных натуралистов. И спорила с учителями. Поэтому и приклеили ярлык: хулиганка, хамка, с таким поведением и в тюрьму не возьмут, но тюрьма по мне плачет! Те, кто меня хорошо знали, и потом читали характеристику из школы, долго недоумевали... Как про разных людей. Но, если верить характеристике, то да, с таким поведением и в тюрьму не возьмут.

    Оценка статьи: 5

  • Хорошо написано... Грустно, но правда. Полностью понимаю автора.
    Учась в 11-ом классе писала материал на эту тему (на Прозе.ру - Вера Кнопкина).

  • А у меня сегодня, 31 августа, - День Рождения!!!
    Теперь к теме статьи.
    Очень, очень хотел в школу! И с удовольствием ходил в начальную. В средних классах начались реформы, из школы решили сделать лицей и понеслось! Из нашего класса сделали маткласс (как же, как же - сам заслуженный работник народного образования, ВДНХист, нами занимался!) С тех пор состав класса существенно изменился. Нормальных ребят отправили сначала в другие классы, а затем и в другие школы. Мне тоже дали доучиться в этом классе до окончания базовой школе, а потом "попросили" покинуть данное учебное заведение, чему только рад. Отучился в колледже, затем в институте. Там и преподаватели к нам относились по-человечески, и отношения в учебном коллективе были реально душевнее. В общем, о школе остались не очень приятные воспоминания, хотя математику знаю до сих пор.
    Такой "жести", как в статье у нас не было, хотя с автором, мы, похоже, ровесники.
    В феврале тоже ни разу не звали.
    Но несмотря ни на что, со школьной поры осталась пара настоящих ДРУЗЕЙ! И кое-какие знания, не без этого.
    Так что все было не зря.

  • Мне интересно, Вы Москву описываете или провинцию? Большой город или маленький?

    Оценка статьи: 5

  • Очень грустная статья. Но не верится мне, что по прошествии многих лет прямо ночные кошмары о школе будут мучать человека. У нас в школе было всякое, но по большей части остались хорошие воспоминания, хотя на вечера встреч выпускников я не хожу и общаюсь только с двумя своими одноклассниками.
    А современная школа очень сильно изменилась, теперь не ученики боятся учителей, а наоборот. Современные школьники «качают права», если только учитель не так посмотрит, сделает замечание, и уж не приведи господь, ударит линейкой – это уже будет квалифицировано как избиение. Наверное, теперь многие учителя с содроганием ждут 31-го августа.

  • Elena Savlova Читатель 31 августа 2012 в 09:50 отредактирован 27 мая 2018 в 15:30 Сообщить модератору

    Прекрасная статья. У меня тоже нет особо тёплых воспоминаний про школу по причине "теплоты школьных лет".Детство прекрасно, но не школьные годы.Оценка 5

  • Татьяна Мова, хорошая статья, интеллихентная...)) а, главное, мораль блаародная - возьмите чадо за руку и не отпускайте, пока не помрете...))

  • Кристина Иванова Кристина Иванова Дебютант 31 августа 2012 в 09:40 отредактирован 31 августа 2012 в 09:42 Сообщить модератору

    я вот школу не люблю. начальную - да. средние и старшие классы-для меня было жуткое испытание. я росла с бабушкой, и она, озабоченная моим образованием и воспитанием отдала меня на стопицот всяких кружков и студий. в конце 7-го класса она решила, что мне, любимому дитятку, нужно учиться в супер-пупер-школе, лучшей в городе. школа-комплекс №2 с эстетическим образованием (г. Джанкой). там-то и начался мой кошмар.(школа для золотой молодежи, где престижно учиться, но ничему не учат) параллельно я училась в музыкальной школе, занималась бальными танцами, вокалом, рисованием и драматургией. времени на гулянки у меня просто не было. я уходила в школу в полвосьмого утра, возвращалась к 7-8 вечера. в лучшем случае. в месяц было от 5 до 15 всевозможных выступлений, концертов, конкурсов. а надо было еще как-то уроки учить. я не была круглой отличницей, но училась хорошо. весь ужас был в том, что я была самой младшей в классе. мои одноклассники были старше меня на 2 года. некоторые на год. меня рано отдали в школу. а еще я была самой высокой в классе. (даже среди мальчиков. потом только некоторые меня переросли). вы можете себе представить отношение одноклассников ко мне, если какая-то мелкая пакость, которая и на уроках-то редко бывает из-за концертов и гастролей, еще и 5-ки получает?непорядок....комплексы по поводу роста со мной бродят всю жизнь...я общалась со всеми, не сидела молчуном(слишком велико мое извечное желание поболтать), но все равно так и не заслужила нормального отношения одноклассников. мальчишки домогаются, девчонки завидуют.учителя все время занижают оценки, потому что "учиться надо, а не песенки петь". теперь я получила высшее музыкально-педагогическое образование. (шла учиться на эстрадный вокал, но вуз настойчиво делал из нас не артистов, как обещал, а педагогов) я не планирую в ближайшие годы преподавать,и считаю это неэтичным, учить чему-то детей в 20 лет. ведь мы не просто "ведем" предмет по методичке, мы передаем знания, а знания - это опыт. в нашем мире дисбаланс. поэтому и врачи "плохие" и учителя. тот, кто занимается тем, без чего себя не мыслит - не может быть плохим. а те, кто еле плетутся на работу с мыслью "опять эти пациенты/ученики....достало все" - ну как им доверять?пы.сы.5 лет после окончания прошло. а на стодневку меня так никто и не позвал.

    Оценка статьи: 5

  • От статьи остался горький, неприятный осадок. Жалко автора, не повезло со школой, или со временем рождения. Китайский мудрец, очень давно, сказал, что самое страшное проклятие – это жизнь в эпоху перемен. Именно поэтому, многих, эти перемены, просто сломали. Для того чтобы быть сильным нужно не прогибаться под изменчивый мир.

    • Людмила Мухлынина Читатель 31 августа 2012 в 15:21 отредактирован 27 мая 2018 в 15:30 Сообщить модератору

      Валерий Шилов, чего бы ради система прогибалась? Не надо никому ни под кого прогибаться. Надо оставаться самим собой, учиться быть эмоционально зрелым, принимать учителей такими, какие они есть. Не изменяться они, так сильна созданная в нашей стране Система образования.

  • Владимир Чекунов Читатель 31 августа 2012 в 09:15 отредактирован 27 мая 2018 в 15:30 Сообщить модератору

    Статья вызывает определенную грусть, невозможность возврата назад. Можно сказать о том, что ученик не подготовлен психологически к обучению в школе и не получил от близких нужной психологической установки. Поэтому навеваются минорные представления о школе. Для меня окончание школы пришлось на брежневскую эпоху в 1974 году. Тогда о наркотиках слышали только по радио, т.к. не у всех были телевизоры. А вот отношения с учителями нисколько не изменились. Были любимчики и просто троечники, были те, кто на уроках по труду идет в школьную мастерскую, а есть те, кто идет на факультативные занятия. Однако тогда был выбор и можно также было пойти куда посчитаешь нужным. Сейчас, видимо его нет. Был класс "сливочный", а был класс с перефирии, об одном классе писали в местной газете, а других вообще не было упоминания. Были учителя, которых уважали даже самые "проклятые троешники", а были совсем другие, приторно вежливые на виду и визжащие на учеников, когда выдавалась такая возможность. Я застал и "октябрятские звезодчки" и "пионерские утренники" и "комсомольские линейки". К сожалению мало что изменилось в отношениях между учеником и учителем, а в некоторых школах стало значительно хуже. Редко когда школа предстает единым коллективом, могущим и помочь, воспитать и поддержать, знающим о проблемах учеников и даже проблемах в семьях.
    Статья замечательная, однако не освещено отношение родителей ученков к школе, их участие в жизни ученика (своего сына или дочери), А самое главное как преодолеть и как улучшить взаимоотношения между учениками и учителями, как создать позитивный настрой.
    Всех с наступающим учебным годом.

  • Хрень а не статья. Собран негатив из разных воспоминаний разных поколений (били линейкой по рукам? в 80-90 годы? ну-ну)И где же такая жуткая школа находится?

    Оценка статьи: 1

    • Лариса Завьялова, били-били. Иногда заставляли учеников бить друг друга прямо на уроке. Могли и руку сломать. Хотя страшнее были психические пытки (заставлять стучать на родителей, шпионить за товарищами при помощи угроз и шантажа)... Все было, просто в разных школах и в разной концентрации.

      • Мария Семенихина, а по поводу чего "заставляли стучать на родителей"?

        • Сергей Супрун, ну что дома делается... что говорят, с кем дружат, каков моральный облик семейства... Но это было не везде. Сразу скажу, в моей школе такого не было (мать у меня работала классным руководителем не один год, и когда я ее спросила, не заставляли ли ее такое делать, у нее глаза на лоб полезли: нет, никогда, да я бы, если такое, уволилась сразу!), а вот в ленинградских школах, причем поэлитарнее (с углубленным изучением языков, например) - было-было. Мои подруги, которые меня старше (сейчас им сорок или около), это обстоятельство вспоминают как самый ненавистный момент школьной жизни (не драки, не стояние в углу, а вот такие иезуитские штуки... причем одна из подруг потом закончила иезуитский колледж и была страшно удивлена, что иезуиты совсем не такие). Безотцовщин тоже травили... В общем, видимо, чем школка была элитарнее, тем изощреннее глумеж над детками. В нашей сельской ЦПШ (что такое школа в райцентре по сравнению с питерскими) драки были, учителя на детей орали и ударить могли, но психически давили куда меньше.

          • Мария Семенихина, ужасно! Я, вообще-то, тоже безотцовщина, но травли к себе никакой не замечал. Да и рукоприкладства со стороны учителей особого не наблюдалось. Ну, была у нас завуч по воспитательной работе и прекрасный учитель по литературе Татьяна Петровна. Могла влепить затрещину излишне "расшалившемуся" великовозрастному недорослю, но за дело! Никто на нее за это не обижался. А такое, что заставлять кого-то бить, да руки ломать... Может у Вас педагоги из соответствующих органов работали? Это же беспредел полнейший! Наверное, все-таки школа - школе рознь!

            • Мария Семенихина Читатель 31 августа 2012 в 20:28 отредактирован 31 августа 2012 в 20:32 Сообщить модератору

              Сергей Супрун, я же сказала, что это была не моя школа... а школа с углубленным изучением французского языка в стольном граде Ленинграде, где училась моя подруга, которую мать растила без отца (травля безотцовщин и ломание рук), а также школа с углубленным изучением английского, где училась моя другая подруга (воспитание детей стукачами). Подозреваю, это скорее все же специфика школы (дети там в основном учились непростые, поэтому их родители могли таки вращаться в определенных кругах и иметь определенные связи, в том числе "порочащие облик советского гражданина", а "дворняжки" без роду-племени в таких школах были редкостью, за что подвергались травле)... педагоги из органов там могли быть запросто... В школах для простых смертных, естественно, такого было куда меньше или вообще не было.

              Бить, впрочем, заставляли у нас в школе, хотя и редко ("Лена, возьми линейку и ударь Машу, она меня не слушает"... и Лена влепливала со всей дури, а если Маша давала ей сдачи, оказывалась в коридоре с двойкой по поведению в дневнике).

    • Лариса Завьялова, насколько я понимаю - автор зарабатывает на жизнь копирайтингом...)) следовательно и статью эту следует рассматривать не как отражение личного опыта, а как некую компиляцию распространенных журналистских дешевых страшилок в духе Гай Германики...))

  • я училась в советское время, но мои воспоминания не на много лучше ...хороших учителей в школах все меньше , потому ,что не видят ни смысла , ни результатов ..работа должна приносить или моральное или материальное удовлетворение . а школа перестала давать хотя бы первое

  • здрасте,всем!а школа меня научила быть неудачником)))учителя мне внушали, что тупой и т д.я даже читать и писать сам научился а не школа научила.самая лучшая школа- это наша прекрасная удивительная ЖизньС праздником каждым днем!!!

  • Автору не повезло со школой. Бывает. Но это не значит, что всё и правда так плохо. Я закончила школу в 1990-м. Прошло 22 года, а из 30 моих одноклассников погибли двое. Когда полкласса уже нет в живых (а судя по некоторым фразам, автор закончил школу позже, чем мы), причём кто-то - из-за наркотиков, это явный признак неблагополучия. Да, конечно, многое зависит от семьи, и в первую очередь - выбор школы для ребёнка.
    Мы с одноклассниками часто встречаемся, всё у всех более-менее хорошо сложилось, и у отличников, и у троечников. И 1 сентября у меня, например, вызывает лёгкую ностальгию по прошлому, а никак не ужас.
    Но согласна: сыновья, например, особенно в школу не рвутся. Думаю, дело не только в реформах образования. Сейчас способ общения и получения информации изменился, а школа не успела приспособиться, вот детям и неинтересно.
    Всех - с наступающим Днём знаний!

  • Не поняла, а в чём 31 августа виновато? Давайте тогда обвинять и воскресенья, потому что за ним понедельник, все праздники, потому что как раз после них (какое совпадение!) начинаются трудовые будни и проч., и проч...
    Можно заранее начинать не любить сноху, потому что она заберёт целиком и полностью вашего ещё не рождённого сына, или зятя, который обязательно будет алкоголиком и лентяем, скучную работу, малообеспеченную старость... Понятно, о чём я?

    • Лана Янченко, непонятно лишь, причем здесь статья. Если вы ее прочли, вы могли заметить, что автор пишет о личном - пережитом, выстраданном - с надеждой, что кому-то все описанное пережить не приведется. Описанный опыт может кому-то принести пользу. "Заранее начинать не любить" - никто не предлагает, это бессмыслица.

  • У меня сын в этом году закончил 11-ый класс. Так что все на личном примере. Очень печально, но последние годы он не ходил на День Знаний, 1 сентября. По его словам, все хорошие воспоминания связаны у него с начальной школой. Он конечно же учился, то есть школу посещал. Но основные знания приобретал дома. Если родители занимают позицию друга для своих детей, то пройти можно любые испытания, даже испытания современной школой. Закончил, сдал ЕГЭ, поступил в университет туда, куда хотел. Особой успеваемостью не отличался. Во-первых, потому что в школе преподаватели в основном женщины, которые не учат, не воспитывают, а просто пугают учащихся и опираются на тех из них, кто готов им нравиться. Не бойтесь отстаивать свое мнение, не позволяйте себя унижать - все это закреплено в "Законе об образовании". Нам не дается больше, чем мы можем вынести. Не переставайте любить учиться, подучать Знания всю свою Жизнь. Это нормально. А знания бывают разные, это не только математика или физика, но и межличностные отношения, умение оставаться самим собой.
    Оценка статьи - 5.

  • Максим Гусев Максим Гусев Читатель 31 августа 2012 в 06:46 отредактирован 27 мая 2018 в 15:30 Сообщить модератору

    Что-то прям всё так грустно...Учился в восьмилетней школе с 1981-го по 1988-ой годы и остались только самые лучшие воспоминание!А про среднюю школу,так и вовсе очень замечательные!Учился на отлично и "ботаником" не был ( кстати тогда не было такого слова,были "зубрилы" и "маменькины сынки" ),дружил с разными пацанами ( от лучших в учёбе,до лучших только в спорте,т.е.хулиганами и двоечниками...) Надо просто быть человеком,уважать себя и других,и тогда останутся только приятные воспоминания от школы,службы в вооружённых силах и т.д.Всегда хотел в школу!Плохое,если и было,то забылось...Был и октябрёнком,и пионером ( с 3-го класса),и комсомольцем ( с 7-го класса)- в СССР была Лучшая Школа и образование! Сын пойдёт в 5-ый класс,учится отлично почти,но...в школу не хочет.Это печально,конечно...Спасибо реформаторам от образования.Всех с 1-ым сентября! Учиться,учиться и ещё раз учиться!!!

  • Мнение автора конечно субъективное, но статья хорошая.

  • Otlichno. Te zhe neveselye vospominamiya.

  • Александра Глущенко Читатель 31 августа 2012 в 01:59 отредактирован 27 мая 2018 в 15:30 Сообщить модератору

    у моей мамы день рождения 31 августа, и ей в детстве всегда дарили школь ные принадлежности, и это было очень грустно - всем покупали просто так, а ей совмещали с подарком на день рождения) сейчас мама сама учитель а статья очень хорошая. очень

  • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 31 августа 2012 в 01:34 отредактирован 31 августа 2012 в 01:34 Сообщить модератору

    Ах КАКАЯ статья! Ну нет у меня слов от восторга, НЕТУ!!! Такая пронзительность, прозрачность, интимность, лиричность...Мурашечная статья.
    Это как бы рассказывают только тебе одному, больше никому, не предвкушая реакции, а так...

    Оценка статьи: 5

  • А я всегда любила 31 августа и искренне скучала по школе и одноклассникам ( может потом это быстро проходило), но 31 августа я ждала как праздника.