Тем более что российское Министерство образования снова решило все и всех переиграть: издать новые (а по сути — вспомнить старые) правила приема детей в школы. Теперь снова, как и в старые, давно забытые, советские времена, каждый ребенок должен идти в ту школу, которая находится рядом с его домом (чиновники решили, что это отражено в прописке родителей).
И сразу началась массовая истерия родителей (как правило, мам) будущих учеников. Общество раскололось на два лагеря: кто «за» и кто «против».
Читая многочисленные форумы на эту тему для себя отметила:
- «За» в основном те, кто уже «поднял» (обучил в начальной школе) хотя бы одного ребенка или сам учился в школе рядом с домом, и еще те, кому с «приписной» школой «крупно повезло».
- Среди тех, кто «Против», как правило, амбициозные, часто хорошо обеспеченные родители, а также те, у которых старшие дети уже учатся в других школах и не по «прописке», и те, кто считает, что в их округе нет «приличных» учебных заведений.
Давайте попробуем порассуждать на эту «злободневную» тему. И обсудить все плюсы и минусы. Возможно, чье-то мнение изменится, родители успокоятся и найдут другое, более приемлемое решение.
Сразу скажу, без иронии — это скорее мудрое решение, чем желание чиновников от образования в очередной раз «насолить» всему социуму. И сразу объясняю почему.
- Если ребенок учится около дома — это занимает минимум времени на дорогу до школы и обратно, как правило, нет езды на транспорте (или она сведена к минимуму).
- Всем понятно: ребенок лучше высыпается, с хорошим настроением идет в класс, у него остается больше времени на учебу и отдых, появляется время на дополнительные занятия (спорт или по интересам).
- У ребенка появятся друзья во дворе, в дальнейшем будет легче решать вопросы: кто и когда встречает ученика. Можно будет подружиться с родителями одноклассников и забирать по очереди, ведь все живут рядом, так будет значительно легче всем — и детям, и взрослым. И вы будете спокойны, зная, что ваш ребенок под присмотром знакомого человека (да еще и бесплатно).
- Да и стрессовых ситуаций будет намного меньше (согласитесь, когда машина стоит в пробке, а ребенок опаздывает на урок, и он, и вы это знаете, а вы еще и на работу опаздываете, то без общего эмоционального стресса тут никак не обойдется). И любви и понимания в семью эта «головная боль», эта ежедневная проблема не добавляет.
- А в период сезонных инфекционных заболеваний (ну куда от них денешься?) дополнительный контакт с окружающими сведен к минимуму, значит это опять «+». Болеть дети будут меньше, меньше пропусков уроков, нервов потрачено будет меньше — и, как следствие, выше усвояемость материала и общая успеваемость ученика. Мы же все это понимаем, но почему-то это уходит на второй план и считается «не таким уж и важным».
Для равновесия рассмотрим и минусы, которые, как вы увидите, при наложении часто будут давать «+».
Конечно, со школой может и «не повезти». Это логично — не все же школы имеют языковые, математические, юридические направленности, да еще и с первого класса. Не все имеют учителей только высшей категории, и не везде преподают кандидаты и доктора наук.
Но так ли это важно в начальной школе? Да, некоторые особо продвинутые начинают изучать иностранный язык уже с первого класса, и получается, что к концу начальной школы определенная база языковых знаний уже есть и новичкам бывает сложно «догнать» класс…
Но если ваш ребенок учился в школе без языка, а вам этого очень хочется, то вы всегда можете найти репетитора, который будет заниматься с вашим дитятко индивидуально (или в мини-группах — если вы найдете единомышленников) в свободное время, а его у вас объективно больше, и платить за это вы будете меньше (посчитайте — идет экономия сил, времени, нервов и стоимости проезда). Если вы в этом заинтересованы, то и результат может быть даже выше, чем на школьных занятиях, так как у вас будет цель, и вы будете стараться регулярно общаться с ребенком на эту тему. Кстати, это часто не делают родители, у детей которых есть иностранный язык в расписании. Они искренне считают, что школьной нагрузки вполне хватает, поэтому вы еще и фору им сможете дать.
Не все школы имеют группы продленного дня, где полноценно с детьми занимаются (кормят, гуляют, развлекают), а значит, вы должны организовать нормальную доставку ребенка домой, накормить его, развлечь, а также вовремя, пока есть силы и желание (его и ваше), сделать уроки. Да-да, уже при выборе школы нужно сразу рассчитывать, когда и как вы будете делать уроки. Не забывайте, что после 1 класса, придет 2-й, и будет такой «ой», когда начнут задавать домашнее задание, которое не всегда можно сделать в машине, стоя в пробке. А в элитных школах бывают такие «элитные домашние задания», что делать вы их будете всей семьей и заканчивать далеко за полночь, а утром нужно вставать пораньше, а то ехать далеко, да еще и в пробку попасть можно («опять!» или «как обычно…»).
Это хорошо, даже очень хорошо, если вы сможете обеспечить ребенку личного водителя и гувернантку, чтобы они занимались им и все делалось вовремя с наименьшими эмоциональными потрясениями для всей семьи.
А если не можете? Если вы рассчитываете только на себя? Тогда вам стоит еще раз все продумать и взвесить… Кто сможет вас подменить? Кто сможет помочь? Тем более, если школа далеко и до нее нужно добираться, а в нашем климате бывают дожди, снегопады, пробки опять же… И так каждый день ближайшие 4 года, без взрослых никак и никуда.
И будут потрачены нервы, силы и средства, о которых пока вы не думаете, потому что все мысли направленны на то, чтобы найти и устроить свою кровиночку в самую «навороченную» школу, которая вам по карману.
Кстати, финансовый вопрос: не забывайте, что чем «круче» школа, тем выше расходы на ребенка — начиная от качества тетрадей и школьный формы (или одежды, ее заменяющей) до оформления класса (конечно, добровольно!) и организации поездок в каникулярное время…
Вы и к этому готовы? Вы знаете, сколько сможете на это выделить из вашего семейного бюджета? Отлично. Тогда умножьте эту сумму на 2, а еще лучше на 3 — это будет более правдоподобно.
Почему? Да потому, что вы сейчас не можете знать, какие «замечательные идеи» по поводу оформления класса, дополнительных занятий, организации праздников и каникул могут возникнуть у ваших новых «однокашников-родителей». Чтобы не было потом «мучительно больно» от «неприятных» сюрпризов и не возникало комплексов у вас и у вашего ребенка в материальной несостоятельности — согласитесь, что лучше сосчитать и прикинуть заранее…
Теперь о тех, кто уже возит одного ученика в школу не по прописке, а сейчас пришло время идти и младшему…
Конечно, это всем понятно, что возить удобнее их вместе, учиться детям лучше и комфортно в одной школе, хотя… и тут бывает по-разному… И тем не менее здесь стоит рассчитывать на понимание администрации этого учебного заведения и уже сейчас разговаривать с ними на эту тему, и этот вопрос, в большинстве случаев, решится положительно.
Теперь еще один огромный минус — это «контингент» в классе. Почему-то у всех особо недовольных это дети-иностранцы, точнее дети гастарбайтеров. Открыто говорится, что «в классе ожидается только 2−3 русскоговорящих ребенка»…
Сразу возникает огромное количество вопросов. Почему так получается? Вы, такая «крутая и навороченная семья», живете в районе, где проживают «сплошные» необразованные приезжие? Как так получилось? Как вы-то там оказались? Как вы живете-то в этом гетто?
А может быть, не все так плохо, как вам кажется? Может быть, еще есть «нормальные люди» в вашем районе? Или вы не так «круты», как хотите казаться? Иначе, почему вы там все еще живете и до сих пор не поменяли квартиру на «подходящий вам по статусу» элитный жилой комплекс или хотя бы просто «приличный район»? Почему раньше об этом не задумывались? Или это ваши амбиции не дают вам увидеть реальную картину за окном? Вы сами что об этом думаете? Может, действительно, срочно округ сменить или «спуститься с неба на землю» и «корону поправить»…
Если ваша прописка не совпадает с местом фактического проживания, это сложнее… Опять же есть у нас правила регистрация граждан, придется сходить и зарегистрироваться по месту фактического проживания — возьмите соседей в «свидетели»… Есть же законные решения этого вопроса. Не могу и не буду учить вас, как «покупать справки», ибо никогда этим сама не занималась.
Ответьте честно себе: что для вас важнее — статусность учебного заведения или здоровье и эмоциональная стабильность вас и вашего ребенка в такой сложный период, как начало школьного пути? И решайте вопрос поступления в школу из этого ответа.
И не забывайте, что в этом сложнейшем вопросе наиболее важен пункт: кто будет его первым учителем? И искать нужно не только, а вернее, не столько школу, искать нужно именно Педагога, который поведет ваше любимое чадо в «страну знаний», который научит его учиться, научит его быть общительным и дружелюбным, научит его уважать старших и дружить со сверстниками. И именно этот Учитель затем, по окончании начальной школы, даст поистине ценные рекомендации: какие способности и склонности у вашего ребенка, куда ему дальше идти учиться, и даже порекомендует его в другие школы и другим учителям…
Если вы такая благополучная семья, а ребенок умен и прилежен — он будет хорошо учиться практически в любой школе.
А если вам так все не нравится, то возьмите на себя ответственность и напишите заявление в районный отдел образования, что вы хотите учить вашего ребенка дома. Как вы будете его учить: сами или с помощью репетиторов — дело ваше. Раз в четверть будете сдавать тесты или устные экзамены по всем предметам и будете абсолютно свободны от детей-мигрантов, от плохих учителей — все будет в ваших опытных руках. Но учтите, если по итогам очередной четверти вашего ученика признают «неуспевающим», то придется идти учиться в школу. Вы сами понимаете, что ответственность действительно огромная, но именно так учатся многие одаренные дети и даже заканчивают среднее образование экстерном.
Информация для справки и для размышления:
Многие страны Европы и мира переняли опыт СССР и ввели систему записи в школы именно по месту проживания (прописки). И только с 12-летнего возраста, когда ребенок становится более самостоятельным, он может быть переведен в другую школу, в которую нужно добираться на транспорте.
Или: всегда в вашем распоряжении есть частные школы, где существует только один конкурс — «толщина кошелька родителя», и есть возможность и желание родителей возить детей.
Еще есть школы-пансионаты двух типов: 5-дневки (с выходными суббота-воскресенье, в старших классах — воскресенье) и когда домой отпускают только на каникулы.
Так это сейчас и в России есть, и найти их несложно в любом регионе страны. Были бы средства и желание ваше и будущего первоклассника.
Успехов вам! Надеюсь, что вы примете правильное решение, о котором не пожалеете ни вы, ни ваш маленький ученик.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...