Есть объект (зрительный, звуковой, смысловой), и есть наша умственная деятельность, направленная на этот объект. Все, что касается памяти, сводится к трем процессам:
— запоминание информации;
— ее хранение;
— воспроизведение.
Центр вселенной
Самое интересное происходит уже на первом этапе, когда нам нужно запомнить информацию.
Здесь включается процесс установления смысловых связей, вырастает ассоциативная цепочка. Наше сознание ведет поиск уже знакомых объектов, с которыми можно связать новую информацию.
Не секрет, что лучше всего запоминается то, что наиболее интересно. А что интересует нас больше всего? Мы сами! То есть наша личность. И это никоим образом не связано со скромностью или ее отсутствием.
Так уж люди устроены: в голове каждого из нас своя собственная маленькая вселенная, и центр этой вселенной — наше «Я», вокруг которого вращаются остальные люди и события. Именно себя мы рассматриваем как центральное звено всех происходящих процессов.
Конечно, очень часто мы переоцениваем степень направленности на нас поведения и поступков других людей, а также степень своего присутствия в их мыслях. Поэтому, к примеру, если человек по своим ощущениям сегодня неважно выглядит, ему кажется, что это замечают все окружающие, хотя это далеко не так.
Такую направленность на собственную персону можно выгодно использовать в процессе запоминания информации. Ведь лучше всего мы запоминаем то, что каким-то образом связано с нашей личностью. Это свойство получило название…
«Эффект ссылки на себя»
Если мы ассоциируем себя с персонажем в книге, мы запоминаем этот персонаж лучше остальных. Если преподаватель на лекции приводит примеры из нашей жизни, мы лучше запомним материал. Через неделю после разговора со знакомым мы больше всего помним то, что этот человек сказал о нас.
Да и при знакомстве с большим количеством людей мы с большей вероятностью запомним тех, с кем нас что-либо связывает, даже если это будет всего лишь одинаковое имя.
Зная этот закон, можно искусственно «ссылаться на себя» при необходимости запомнить большое количество скучной (как кажется поначалу) информации. Это просто сделать с помощью ассоциаций.
Каждую цифру из номера телефона можно связать с датами своей жизни или жизни людей, значимых для нас. Даже главу про электричество из учебника по физике можно, если постараться, связать с событиями из собственной жизни. Конечно, для этого нужно обладать определенной долей фантазии. А умение фантазировать тоже можно развивать, только это уже другая история.
Испорченный телефон
Помните такую игру из детства? Компания становится в рядочек, первый человек говорит второму на ушко какое-то словосочетание (нарочито быстро), второй передает услышанное третьему, тот — дальше по цепочке. Последний человек в ряду произносит вслух то, что услышал, и все хором смеются над результатом.
Приблизительно такой же «испорченный телефон» происходит в нашем сознании на втором этапе — этапе хранения информации. Ведь хранение подразумевает не только усвоение в чистом виде, но и переработку полученных знаний.
Информация, которую мы в итоге воспроизводим, очень редко является копией исходника, если это, конечно, не заученный стишок. Все потому, что в нашей голове полученное сообщение синтезируется, подстраивается под наше «я», ищет «зацепки».
То, что кажется нам не значимым, зачастую отбрасывается, а значит, забывается. То, что мы запомнили — это часть информации, которая, так сказать, выжила после «ссылки на себя».
Тонкая грань
Если смотреть с позиции качества запоминания, то здесь нас подстерегает опасность слишком уж сильно пропустить через себя нужную информацию и тем самым исказить ее.
Важно соблюсти баланс при использовании такого метода запоминания. Забывается то, что не значимо. Для запоминания нужно создать искусственную значимость.
А грань между увязыванием информации с собой и ее искажением очень тонкая.
Конечно, чаще всего эти процессы происходят бессознательно. Но если мы ставим себе цель что-нибудь запомнить, нужно научиться эти процессы контролировать, а это дело техники.
В конце концов, все сводится к тому, что память нужно тренировать, а знание эффекта ссылки на себя поможет нам делать это правильно.
Память включает в себя 4 процесса. Вы забыли процесс забывания.
И память практически безразмерна. Она хранит все, что когда-то попало в долговременную память. Проблема не в хранении, а в воспроизведении информации. Это можно легко доказать методом припоминания: вы вспомните забытое, если вам о нем правильно напомнить.
Процесс преобразования, который вы описали, называется реверберацией. Информация не искажается, как в испорченном телефоне, она преобразуется. Часто в процессе преобразования она становится лучше - появляются догадки, новые связи.
Ну а целом интересная точка зрения
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юлия, спасибо за комментарий!
Да, действительно, забывание в список процессов я забыла включить. О нем идет речь чуть выше, во врубе.
Смею предположить, что определенный объем имеет кратковременная память - ну не способны мы удержать в голове сразу большое количество информации, что-то, как вы правильно заметили, отправляется на задворки сознания, в память долговременную.
Испорченный телефон - всего лишь метафора. Разве преобразование не является в каком-то смысле искажением? Так же, как и искажение - преобразованием? Никто и не говорит, что информация становится хуже - просто меняется.
Ну и конечно, на истину в последней инстанции я не претендую. Это действительно всего лишь точка зрения
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Анна Мотрич, вы хотите сказать, что писали статью на тему, которая вам не близка? Тогда вам респект, хорошо получилось
Объем кратковременной памяти, как и объем зоны внимания: 7 + - 2 единицы. Строго говоря, не все оттуда переводится в долговременную, только небольшая часть информации, которую мозг сочтет нужной.
Да, информация меняется уже на первой же ступени - от восприятия, например, глазом - до собственно кратковременной памяти. Просто, метафора с испорченным телефоном, на мой взгляд, предполагает искажение.
Извините за критику, я когда-то курсовую писала по памяти, одна из моих любимых тем
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юлия Георгиева, я не психолог, поэтому статья действительно не профессиональная. Тема показалась интересной, пришла в голову такая взаимосвязь, решила тему развить - и вот результат
К критике отношусь хорошо
Оценка статьи: 5
0 Ответить