Теперь с этим проще, никто не утверждает, что беречь книги — это главное, и можно смело подчеркивать прочитанное. Но, стоит лишь начать, как рисование оттягивает на себя все внимание.
Что дает эффект подчеркивания, при этом не превращаясь в иное занятие?
У нитки, натянутой поперек страницы под читаемыми словами, есть не только тот плюс, что она позволяет четко отслеживать строки (и слоги, если на нитке завязать узелок). Она еще и не дает рукам ребенка заниматься чем-то ненужным, например, загибать и скручивать уголки страницы. Обе руки заняты натягиванием нити, так что ни ногти погрызть, ни в носу поковырять, ни в затылке почесать не удастся, придётся полностью сосредоточиться на чтении. На начальном этапе это очень важно. Не ругать малыша, не терзать замечаниями, а просто дать в руки ниточку, только и всего.
Долго ли, коротко ли будет читать по слогам, но однажды наступит момент, когда событием станет прочтение не слова и строки, а абзаца. И тут настанет пора повернуть ниточку на девяносто градусов и отмерять ею, сколько стоит прочитать из какой-нибудь увлекательной книги — к примеру, о Карике и Вале. В основном текст читает взрослый, а малыш — сколько захочет. И ниточкой отмеряем, от верхней строчки до нижней из числа прочитанных. Если сам с удовольствием читает, то отмеряем и отмеряем, чтобы видно было, сколько в целом прочитал.
А если ребенок, что часто бывает, хочет не читать, а играть на компьютере, то придется давать ему задание по чтению, которое надо бы выполнить прежде, чем обратиться к экрану. Отмеряем нитки столько, сколько было прочитано вчера, плюс еще немного. Сколько прочитает, столько отрежет от отмеренного, пока вся нитка не закончится. И так день за днем. Больше и больше, от сантиметров до метров (но не десятков метров, без фанатизма, пожалуйста).
Следующий этап (даже не верится, да?) — это когда ниточки отмечают прочитанные страницы. Пусть будет на каждый день недели нитка своего цвета. Прочитали — положили ниточку-закладку. Нитки не портят книгу, их можно вложить много. Сперва, возможно, будут пучки ниток в одном развороте, потом нитки будут все больше и больше отдаляться одна от другой, отмечая растущий результат. Многих это вдохновляет. Однажды наступает такой момент, когда для продолжения чтения не нужна никакая поддержка, оно становится привычным и очень интересным. А отработанный метод переносится на что-либо другое. Точно так же ниточкой можно отмечать решенные задачи по математике или разобранную партитуру.
Маленький пустячок в дополнение: намокшие обрезки нити на столе могут научить писать, ведь они отлично выравниваются по контурам букв, написанных на столе карандашом (не раньше, чем без всяких контуров малыш с ними наиграется). И наоборот, по буквам из высохших нитей удобно писать карандашом или фломастером. Пусть буквы будут большие. До ширины строки в тетради они постепенно уменьшатся сами собой, когда ребенок вступит в увлекательную переписку с Дедом Морозом или домовенком.
Я, видимо, неясно выразила свою мысль.
Речь о том, что в РАННЕМ возрасте (максимум до 3 лет, но лучше в полтора годика) нет проблемы рассеянного внимания у ребёнка. Разумеется, родители должны с первого месяца жизни знакомить его с книгами, показывать их, читать ему постоянно. И тогда малыш с интересом учится. Главное - не опоздать. Чем старше, тем труднее привить этот навык.
0 Ответить
Вячеслав Озеров, ваши претензии к комментатору грубы и неуместны, удалено.
0 Ответить
Анучина Наталья, я не специалист в детской психологии, могу судить только по своим детям и внукам и детям моих близких и знакомых. Таких очень много)). Так вот именно в раннем возрасте детки сейчас очень подвижные, мобильные, не сидят ни секунды на месте, уследить за ними трудно, а научить чему-то - еще труднее. В полтора года ребенок еще не понимает ценности чтения и важности акцентировать внимание на чем-то одном.
Описанный способ в статье, скорее всего, можно применить к детям старшего детсадовского возраста и младшего школьного. Когда ребенок уже хочет читать, но еще не умеет сосредоточиться на этом процессе.
1 Ответить
Евгения Смуровская, совершенно верно. И я этим способом, не исключая других, пользовалась в работе и с детьми от двух лет с высокой одаренностью, и с подростками до четырнадцати, имевшими большие проблемы.
0 Ответить
А по-моему, все гениальное - просто!! И дети все разные, кого-то и привязывать надо, а кого-то и не оторвать от книг! Но дать начальные навыки чтения необходимо, и каждому ребенку свои навыки. Если у ребенка рассеянное внимание, то ниточка - это гениальный подход! Никто же не говорит, что ВСЕХ детей надо так приучать к чтению. Все очень индивидуально, и этот подход - имеет право на жизнь!
Дочь я не привязывала к книге, она сама читала очень много, ей было интересно. А сына трудно было приучить читать, пришлось применить его горячий интерес к автомобилям и разной технике - стала подкладывать ему журналы с фото и статьями о машинах, и он, невольно захотев прочитать что-то новое, стал читать. Очень быстро он стал читать и серьезные книги художественную литературу. Все приходит у каждого ребенка в ЕГО время.
Но это все было уже в подростковом возрасте. А в раннем детстве приходилось читать вместе с ними книги, водя пальцем по строчкам)).
4 Ответить
Евгения Смуровская, спасибо за понимание.
Надеюсь, что у читателей с малым опытом будет достаточно внуков, чтобы увидеть, как различаются дети по своим врожденным особенностям.
0 Ответить
Какие ниточки -узелочки? Своего сына ( сейчас ему 34 ) читать я научила в 2 года-8 месяцев с помощью разбросанных на полу клочков бумаги с буквами, слогами и словами ( говорить он начал в 2 года-1 месяц). В первый же вечер, ползая, он стал произносить звуки в слоге слитно сразу, без предварительного отдельного проговаривания( кто учил детей чтению, тот поймёт, о чём я ). Старшая доця доводила папу до нитроглицерина: ей в 4 года на это понадобилась неделя. Учить читать нужно как можно раньше, и не будет потом проблем ни с шаловливыми руками, ни с праздными мозгами.
1 Ответить
Анучина Наталья, моя дочь прочитала все три части Незнайки в три с половиной года. Но из этого не следуют, что все дети обладают такими же способностями, как наши с Вами. Представление о том, что забота о раннем развитии решит все проблемы, наивно, хотя в целом полезно.
1 Ответить
И написано всё вроде складно, да только понимаешь, что ребёнка со связанными рукам, чтобы не заниматься чем-то ненужным, жалко. А ещё, по-моему, автор чем-то болен.
Оценка статьи: 1
2 Ответить
Ольга Новгородская, Вы гений диагностики, я писала эту статью с саднящей царапиной. Почувствовать эту ничтожную боль через текст смогли только Вы.
0 Ответить