Марк Блау Грандмастер

Каким должно быть образование в будущем?

Как известно, учебники всегда описывают позавчерашний день. А как быть с днем сегодняшним? Странный вопрос для человека, знающего, что в Интернете можно отыскать ответ на любой вопрос. Но чтобы получить ответ на вопрос, его нужно умело задать. И, вероятно, в наше время это — самое главное, чему следует учиться.

Раньше система образования была направлена на то, чтобы дать молодому человеку определенный объем знаний. Этого объема знаний хватало надолго, многим — на всю жизнь. Но сейчас объем информации в мире многократно возрос. Запихнуть всю эту информацию в свою несчастную голову нет никакой возможности. Да и потребности такой нет, потому что современная информация очень быстро изменяется. А вот потребность быстро сориентироваться в море информации, отыскать правильные ориентиры и смело поплыть в нужную сторону, остались и стали цениться очень дорого.

Индийский ученый Сугата Митра (Sugata Mitra) известен своими исследованиями в области квантовой органической химии и компьютерных сетей. В последние годы он занимается проблемами образования, которые очень существенны для такой огромной страны, как Индия, где проживает большое количество бедного и безграмотного населения. При этом уже давно стало ясно, что прежняя система образования (очень хорошая система, построенная еще во времена Британской империи) дает сбои именно из-за того, что в стране не хватает учителей, и особенно их не хватает там, где они более всего нужны — в самых бедных и запущенных районах страны.

Сугата Митра задался вопросом: а может быть, и не понадобится так много учителей, если призвать на помощь Интернет? Он обнаружил, что дети, если перед ними поставить задачу и заинтересовать достижением результата, очень быстро обучаются работе с компьютерами, хорошо выучивают английский язык и начинают без труда получать информацию из Интернета.

В 1999 году Сугата Митра поставил первый эксперимент в области детского образования, который он назвал «Дырка в стене» («Hole in the Wall»). В одном из трущобных районов Дели в стене здания был размещен стенд с компьютером, экраном, мышкой и клавиатурой. Местные дети могли свободно пользоваться этим устройством. Детям никто ничего не объяснял. Учитель отсутствовал.

Оказалось, что вне зависимости от того, кто они и где они проживают, дети могут играючи обучиться работе с компьютером и Интернетом даже без знания английского языка. Существенным моментом здесь являлось общение внутри группы. В результате этого общения дети обучали друг друга. Они быстро освоили необходимый для работы в Интернете английский язык и, самое главное, научились задавать вопросы поисковым системам и делать на основе ответов поисковиков правильные выводы.

Многие из этих ребятишек из трущоб улучшили свой английский язык благодаря нехитрой игре. Они получили компьютер с бесплатной программой, входящей в операционную систему Windows, которая преобразовывала произносимую речь в печатный текст. Дети рассказывали о чем-то компьютеру, а он выдавал на экран какую-то абракадабру. «Он нас не понимает!» — возмутились дети. Ответ Митры был прост. «Я оставляю вам компьютер на два месяца. Сделайте так, чтобы он вас понимал» — «Но как?» — «Не знаю!»

Через два месяца дети разговаривали почти на идеальном английском. И этому они научились самостоятельно. Многие из них потом получили работу в центре технического обслуживания, где весь день надо говорить на хорошем английском языке с клиентами изо всех стран мира.

Эксперименты Сугаты Митры показали, что если у ребенка возникает интерес, то обязательно начинается обучение. Обучение, по мнению Митры, происходит в коллективе таких же заинтересованных ребят. Обучение в коллективе — это самоорганизующаяся система. Как всякая самоорганизующаяся система, она ведет себя непредсказуемо, а результат во многом случаен.

Вот тут-то и выяснилась роль учителя в новом процессе обучения. Процесс-то новый, но учитель, как и прежде, оказался важен и необходим. Однако роль учителей серьезно изменилась. Они не должны были стоять перед классом, вещая истины, которые требовалось выучить наизусть, а находились как бы в стороне, контролируя совместную работу группы и ставя очередные задачи.

Кстати, одна из немаловажных задач учителей состояла в том, чтобы хвалить учеников. Хвалить каждого за его вклад в общее дело, процесс обучения. При этом учитель мог находиться совсем в другом месте, очень далеко от своих подопечных.

Митра организовал из английских пенсионерок отряд так называемых «облачных бабушек». У бабушек вообще большой опыт ласкового общения с детьми. Именно благодаря своей ласке и терпению они — самые ненавязчивые учителя будущего поколения. А английские бабушки к тому же — ужасно активные. Сугата Митра легко набрал из них 200 помощниц. За два года с помощью скайпа они провели 600 часов уроков с группами индийских ребят. И были достигнуты потрясающие результаты. Детишки из глухой и бедной индийской провинции сдавали тесты с небывало высоким результатом, который обеспечивал им поступление в хорошие университеты и дальнейшее продвижение в жизни.

Обновлено 10.08.2014
Статья размещена на сайте 8.08.2014

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Светлана Гончаренко Читатель 11 августа 2014 в 22:06 отредактирован 26 мая 2018 в 19:38

    Благодарю автора за очень интересную статью. Разрешите также поделиться некоторыми соображениями. Мне посчастливилось закончить школу и вуз ещё при СССР, и довольно непредвзято могу сказать только одно: школьные годы для меня ознаменовались неограниченной жаждой знаний. Учебники, прочитанные ещё на летних каникулах. Первое сентября с астрами. Учителя, которым действительно было интересно нас учить и общаться с нами. Романтика: Дюма, Жюль Верн, Стивенсон!Общие походы в музеи и театры... У меня сейчас много более молодых друзей и коллег, у которых уже ничего подобного в жизни не было: кого ни спросишь - школу не любили, читать не привыкли... И знаете: то, что поколение креаклов ориентируется в жизни лучше 40 - 50летних - это миф. Я убедилась, что нужно всё в комплексе: академическая наука дисциплинирует, развивает интеллект и кругозор; а ещё необходимо то, что у нас называлось "Основы государства и права" (в России также есть похожий предмет, я не уверена, что назову его правильно, - просто мы крымчане и вернулись в Россию совсем недавно), также крайне необходимо культивировать финансовую грамотность (в чём я абсолютно согласна с Робертом Кийосаки, см. "Богатый папа, бедный папа"). И главное условие: найти способ преодолеть пассивный пофигизм, который, увы, давно не знает возрастных и географических границ.

  • Марк Блау, спасибо, как всегда аргументировано, четко и понятно. Возможно это тоже метод. Я часто раздумываю над проблемой, как полуграмотных, не желающих читать детей старшего возраста превратить в специалистов. Сильно сомневаюсь, что без такого главного, с моей точки зрения, учебного пособия, как книжная классика, начиная с детских книг, удастся этого добиться. Как вернуть детей к книге? Мне кажется, что это один из самых главных вопросов в школьном и институтском образовании.

    Оценка статьи: 5

    • Владимир Жестков, а и не надо никого заставлять.
      Для того чтобы вырастить специалистов, нужны тематические кружки, игры "зарница", техническое творчество, конструирование моделей роботов, самолетов. Нужны конкурсы и соревнования, расчитанные на развитие творческого мышления. Вы зайдите в любую школу или дом детского творчества - из кружков только танцы и бокс, технические кружки в зачаточном состоянии. Вот что развивать надо.

      А зубрить классику это тупиковый путь. Если заставлять школьников 21 века (а стиль и ритм жизни все же поменялись) читать Толстого или Достоевского насильно, ничего кроме неприятия это не вызовет.

      • Дмитрий Елисеев, совершенно с вами согласна, в детстве очень важно что-то научиться делать своими руками, очень мало сейчас кружков в домах детского творчества, не то, что модель собрать, так и просто гвоздь в стену многие парни не могут вбить. А соревнования и конкурсы - это очень стимулирует!

  • Статья мне понравилась, но есть над чем подумать. Когда нет возможности посадить за парту все бедное население огромной страны, то и такой метод обучения дает свои положительные результаты. Но ведь неизвестно, какой % детей из огромной массы подходивших к "окну в стене" стал по настоящему грамотным, добился успехов. Все же мой многолетний педагогический опыт( в советской школе)говорит, что все хорошо в меру. Вместе с новыми методами обучения, компьютеризацией,использованием интернета, в младших классах таки - на мой взгляд - лучше использовать старые, проверенные методики, чтоб дети получили базовые знания в грамматике, чтении, математике и природоведении. А в средних классах надо научить извлекать знания не только из книг , но и из интернета. Хотя в интернете порой так много неправильного, ошибочного, а отсеять лишнее не всем удается.Те, кто читает сейчас электронные книги, закачивает их из сети, знает, как там много ошибок грамматических, опечаток , отсутствуют многие знаки препинания и т.п. Даже вот такое простое правило в глаголах - когда писать -тся, а когда -ться не могут запомнить, это, наверное,самая распространенная ошибка в текстах. Хотя все так просто - он старается , он будет стараться. Оценка за статью 5.

  • Идею такого обучения детей предложил Ivan Illich в своей широко обсуждаемой книге «Deschooling Society», которая была опубликована в 1971 году.

  • Думается, у методы имеются свои недостатки. Но уже симбиоз Интернета с образованием можно назвать прорывной методой...

    Оценка статьи: 5

  • Почему-то не могу поверить, что дети пользовались компьютером по назначению - а не "зависли" в какой-нибудь виртуальной игре.

  • Дмитрий Елисеев Мастер 11 августа 2014 в 09:40 отредактирован 11 августа 2014 в 09:43

    В тексте смешалось 2 фактора:
    - как преподавать?
    - что преподавать?

    По первому вопросу - можно согласиться, современные мультимедийные технологии в принципе позволяют заменить учителя. Это могут быть и аудио и видеоматериалы, и интерактивные опыты, и тесты и пр. И это наверно хорошо т.к. не везде есть хорошие учителя, не везде они доступны, особенно в отдаленных районах.

    По второму вопросу - очевидно что для России и Индии программы должны быть разные Остается открытым вопрос мотивации (очевидно что у бедных детей она больше), но этим должны заниматься родители, объяснить ребенку что образование нужно ему самому.

    Что касается программ в целом, думаю принципиально они не изменятся, всегда останется некий базис (например арифметика или геометрия с географией) который вряд ли станет другим.

  • Нина Бочарова Профессионал 11 августа 2014 в 08:56 отредактирован 11 августа 2014 в 08:57

    Спасибо за статью, вопрос более чем серьезный. В образовании - причем глобально - "революционная ситуация": "низы" (дети) не хотят учиться по-старому, "верхи" (вся педагогика) не могут учить ни по-старому, ни по-новому. Отсюда все реформы, фгосы, УУД, компетентностные подходы и прочая бледная немочь.
    Написано все правильно,но Вячеслав Старостин прав, проблема в мотивации, наших детей дыркой с кнопкой не заманишь.

  • Мораль: всех детей - надолго в трущобы, дабы пробудить интерес к жизни, а затем дать чуть-чуть образования, чтобы изголодавшиеся до знаний дети были мотивированы учиться всю жизнь?

    М-ммм... Тоже вариант.

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 11 августа 2014 в 01:40 отредактирован 11 августа 2014 в 01:41

    Я в редком восторге от статьи и от индийского мЭтра. Учиться надо тому, что тебе интересно, невзирая на текущие тренды, отдавать предпочтение умению даже в ущерб знанию. Очень познавательная статья, спасибКИ.

    • Комментарий удален
      • Сергей Федорин, моё предложение - больше учить что-нить делать: рисовать, считать в уме, писать без ошибок, печатать на машинке в 10 пальцев, а "рыться в хронологической пыли и знать дней минувших анекдоты"- факультативно, в "группах по интересам"