Анастасия Чикишева Профессионал

Математика для дошкольников. Как научить ребёнка считать?

Психологи и педагоги утверждают, что мозг ребенка готов к запоминанию счета уже в двухлетнем возрасте. В это время малыш способен к порядковому счету от одного до десяти. К трем-четырем годам ребенок начинает считать осознанно, а делать это в уме он может только с четырех-пяти лет. Чем раньше вы поможете своему чаду осознать силу цифр — тем проще ему будет в школе.

calmmindphoto , Shutterstock.com

А теперь перейдем к правилам, которых нужно придерживаться во время занятий.

1. Системность.

Если вы поставили себе цель научить ребенка считать, то включите занятия по математике в ежедневный список своих дел. Понятно, что напоминание о цифрах раз в месяц не даст никакого эффекта. В данном случае важна система — занятия должны проводиться регулярно. При этом не нужно утомлять малыша многочасовыми уроками, вполне достаточно будет уделить математике 20−30 минут в день (если ребенок устал, нужно сделать перерыв).

2. Спокойствие и только спокойствие.

Если вы не готовы попрощаться с эмоциями, то лучше бросить идею о самостоятельном обучении счету. Ведь в этом деле главным помощником будет терпение и спокойствие педагога. Если вы объяснили 10 раз одно и то же, но ваш маленький ученик так ничего и не понял — не отчаивайтесь и не указывайте ему на неудачу. Отвлеките его внимание и займитесь чем-нибудь другим — поиграйте в прятки или прогуляйтесь. Как только и вы, и малыш успокоитесь — приступайте с новыми силами к изучению нужного раздела.

3. Интерес приумножит прогресс.

Занятия по математике должны стать для ребенка праздником. Это же не монотонные пары в институте или скучные уроки в школе. Здесь все должно быть в игровой форме — ярко, весело, динамично. Придумывайте разные схемы занятий, пробуйте необычные методы, чтобы заинтересовать малыша. Не сидите все время за столом — это утомит ребенка, он потеряет внимание к предмету. Изучайте счет в подвижных играх, просите малыша написать цифры на доске, разучивайте стишки о математике и т. д.

4. Повторение для закрепления.

Каждое занятие старайтесь уделить хотя бы пять минут на повторение уже пройденного материала. При этом следите, чтобы ребенок не бездумно зубрил предмет, а понимал его. Полезно возвращаться к изученной теме в контексте более сложных задач.

5. Из чего состоит урок.

Наполнение урока зависит от возраста и уровня развития ребенка. Учтите, что ваш юный ученик должен понимать разницу между числом и цифрой. Когда мы говорим о цифре, то подразумеваем символы, обозначающие количество — 5, 7, 9. Если же мы употребляем слово «число», то имеем в виду количество объектов.

Начните учить с ребенком сначала счет до пяти. Это можно делать как в обстановке урока, так и между делом. Считайте проезжающие автобусы, деревья, игрушки. Попросите малыша помочь накрыть вам на стол — пусть посчитает, сколько нужно тарелок. Покажите ему пользу счета — ведь теперь он сможет без труда разделить конфету, чтобы угостить маму и папу.

На уроках занимайтесь по карточкам. На них должно быть изображено разное количество животных, фруктов, игрушек и т. д. Пусть ребенок пересчитывает их — таким образом, он осознает, что такое счет. Как только этот этап пройден, переходите к изучению цифр. Ученик должен понять, что цифры обозначают количество определенных предметов. Несколько объектов всегда обозначаются одной цифрой.

Для того чтобы малышу было интересно учить цифры, приобретите магнитный набор цифр — пусть лепит магниты на холодильник или специальную доску. Не скупитесь и на обычные карточки, где на одной стороне нарисованы предметы, а на другой их число обозначено цифрой. Купите специальное пособие для раннего изучения математики — занимайтесь по нему, в подобных изданиях немало интересных заданий.

Как только ваш ребенок освоил цифры от одного до десяти — вводите понятие «ноль». Объясните, что оно обозначает то, чего нет. Пусть ученик попробует сосчитать то, чего нет: «У нас было три яблока, мы их съели, сколько осталось? Ничего — это означает «ноль».

Смотрите, чтобы ваш ребенок не просто зубрил цифры, а понимал предмет. Попробуйте научить его считать не только до пяти-десяти, но и в обратном порядке. Дайте задание найти недостающую цифру между двумя. Попросите ребенка ответить, какая цифра стоит после семи, а какая до четырех и т. д.

Если ваш ученик усвоил счет до десяти и цифры, то можно начинать изучать сложение и вычитание. Обратите внимание малыша на то, что слова «забрать», «отобрать», «потерять» обозначают уменьшение того, что уже есть, то есть вычитание. Объясните, что слова «добавить», «принести» говорят об увеличении, то есть сложении. Важно, чтобы ребенок понимал, в каких случаях предметов становится меньше, а в каких больше. К примеру, у того, кто дарит мячики, их становится меньше. А у того, кто взял подарок, мячиков стало больше.

Ребенку будет гораздо проще понять сложение и вычитание, если вы будете визуализировать этот процесс. Возьмите карандаши и покажите на них, что означает «отнять», а что «прибавить». Пусть сначала ребенок освоит вычисления в пределах десяти. После победы над этим этапом прибавляйте к десяти по одной цифре, акцентируйте внимания ребенка на эту цифру в быту. Важно проговаривать вычисления вслух — нужно показать ребенку, как они выглядят, как звучат и что означают.

Старайтесь сами подходить к процессу обучения с удовольствием, ваш ребенок обязательно это заметит и будет постигать страну цифр с радостью и энтузиазмом.

Статья размещена на сайте 31.12.2014

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий удален
    • Сергей Федорин, не говорите от имени математики, если ничего в ней не понимаете.

      1.) Математика не слуга, а инструмент.
      2.) Систем счисления существует бесконечное множество, а не только десятичная.
      3.) 0 и 1 являются цифрами - знаками алфавита системы счисления по основанию 2 (двоичная система), которая используется в вычислительной технике только потому, что более помехоустойчива и легче реализуется в технике. Теоретически выведено, что самой оптимальной системой счисления является система по основанию натурального логарифма "e", что приблизительно равно 2,7182818284590452353602874713527… и является иррациональным числом с бесконечной дробью.
      4.) Даже в быту люди используют несколько систем счисления, которые необходимо знать с детства:
      7 - для счёта дней недели;
      10 - в экономических расчётах;
      12 - для счёта месяцев в году;
      24 - для счёта часов в сутках;
      60 - для счёта минут и секунд;
      и некоторые другие.
      Эти системы счисления используются в обыденной жизни при помощи алфавита десятичной системы счисления (знаки от 0 до 9), что обусловлено всего лишь удобством. При этом производится перевод чисел из одной системы счисления в другую.

      Оценка статьи: 5

  • Чуткий и любящий родитель всегда может почувствовать, пришла пора или нет приобщить ребёнка к математическим знаниям.

    Оценка статьи: 5

  • Анастасия Чикишева, по этому поводу на ШЖ наговорено воз и ... Но никто из раделей осчастливить дошкольников математикой до сих пор не сумел аргументировано ответить на следующие вопросы:
    Вопрос 1. Зачем учить дошкольника математике?
    Вопрос 2. На основании каких научных данных Вы (или "психологи и педагоги")установили, что "Чем раньше ... поможете своему чаду осознать силу цифр – тем проще ему будет в школе.

    Может быть Вы, как "журналист по образованию и по жизни" найдете на них ответ.

    Жду ответа, а посему оценку пока не ставлю.

    • Андрей Обломов Андрей Обломов Читатель 11 января 2015 в 08:12 отредактирован 11 января 2015 в 08:14

      Вячеслав Озеров, всему тому, что необходимо в жизни, можно и нужно обучать с нулевого возраста. Это настолько элементарно, что не требует объяснения, из-за чего ваш вопрос вызывает недоумение. В хорошей системе образования с младших классов школы существует даже сексуальное воспитание. Единственное ограничение при обучении чему угодно может быть в том, что и как объяснять в зависимости от возраста ребёнка и его готовности восприятия информации. В основе успеха всегда должны быть постепенность и системность - умеренными шагами от простого к сложному.

      Оценка статьи: 5

      • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 12 января 2015 в 01:45 отредактирован 16 января 2015 в 17:02

        Андрей Обломов, а у меня вызывает недоумение, что многие видят в народившемся ребенке "маленького взрослого", у которого мозг сразу же готов к решению любых задач. Ребенка только "нужно обучать с нулевого возраста" "всему тому, что необходимо в жизни". Или по-вашему, ребенок похож на компьютер, в который можно закачать (зашить, вложить…) кем-то подготовленную программу и сразу же, после схода с конвейера, заставить решать требуемые задачи.

        Да и кто сказал, что ребенок получает знания только в учении? Думаю, не будите спорить, что ребенок приобретает знания не только под воздействием (обучением) со стороны взрослого, но самостоятельно, например, в процессе игры или наблюдения за происходящим вокруг него.

        Человеческий детеныш приобретает способность к систематическому обучению и освоению интеллектуальных задач с завершением созревания лобных долей головного мозга, что происходит на шестом - седьмом году жизни.

        Это не значит, что до этого ребенок не сможет освоить (научиться использовать) различные системы счисления, указанные Вами ниже, элементарный счет и прочие бытовые математические элементы. Но разве для этого, при нормальных условиях жизни ребенка в семье, нужны какие-то специальные методики, приемы или «Занятия по математике», о которых говорит автор?

        А вот "чтение с пеленок, счет с горшка", которые сегодня, так привлекают мам, страждущих из своих детей вырастить ГЕНИЯ, приводят к тому, что такой – рано «развитый» ребенок, после «феноменального успеха» в дошкольно – первоклассные годы, сильно спотыкается в освоении дальнейших знаний, даваемых в общей и средней (полной) школе.