Лидия  Алексеева Дебютант

Как подготовить младшего школьника к пятому классу?

Знакомая картина: в начальных классах ребенок учится на «четыре» и «пять». Когда же переходит в среднее звено, картинка портится. Бывший отличник «съезжает» в хорошисты, а хорошист — в троечники. Причин этому много: увеличение числа предметов и учебной нагрузки, расширение круга преподавателей… А может, дело в том, что ребенка не научили работать самостоятельно? В этом и состоит наша задача как родителей. Достижение этой цели базируется на нескольких принципах.

Tyler Olson, Shutterstock.com

Принцип первый: постепенно «отпускайте вожжи»

В первом классе, хочешь не хочешь, а придется выполнять домашние задания вместе с ребенком. Исправлять неверный наклон букв, помогать в составлении фонетических схем слов, решении задач и примеров. К тому же весь первый год обучения в школе малыш испытывает стресс, и ему просто необходимы ваша постоянная поддержка и похвала.

Только не допускайте распространенной ошибки многих родителей: делайте уроки вместе с ребенком, но не за него. Если он затрудняется в написании «жи» и «ши», попросите его вспомнить правило. Не может решить задачу про яблоки, используйте наглядные пособия в виде этих самых яблок. То есть подводите его к правильному решению, но не называйте его. И главное — проявите терпение. Конечно, кого угодно может вывести из себя неумение сложить 5 и 5. Но помните, что для вас это пустяк, а для малыша — сложный мыслительный процесс.

По мере освоения ребенком новых знаний, умений и навыков меняйте тактику. Разберите вместе задание упражнения, выполните его устно, затем предложите школьнику самому закончить работу. Конечный этап — самостоятельное выполнение учеником домашнего задания. Но обязательным пунктом с вашей стороны должна оставаться его проверка. И, конечно же, консультации в ходе его выполнения.

Принцип второй: учите работать с альтернативными источниками

При выполнении домашних заданий не ограничивайтесь материалом учебника. Сегодня нет недостатка в детских энциклопедиях, справочниках, познавательных книгах и прочих «развивайках». Используйте тематическую и справочную литературу, ресурсы Интернета, берите примеры из жизни.

Так при изучении темы «Петр Великий» рассмотрите картину Валентина Серова «Петр I». Объясните ребенку в доступных выражениях, что это полотно символизирует всю значимость для России преобразований великого реформатора: создание российского флота, строительство Санкт-Петербурга… Вот так он и шагает по истории: широко, уверенно, без оглядки, а вельможи, преодолевая ветер (свою косность), вынуждены поспевать за ним.

Подобным образом можно «обыграть» любую тему. Этот прием расширит кругозор школьника, пробудит интерес к изучаемому материалу, будет способствовать его лучшему запоминанию. Так вы воспитаете в ребенке потребность в получении дополнительных знаний и умение находить их за рамками учебника.

Принцип третий: обучайте работе с компьютером

Необходимость умения работать с компьютером сегодня очевидна. Чуть ли не с первого класса детям регулярно задают написание докладов, рефератов, создание проектов, а также их презентации. Причем требования к этим работам таковы, что они по весу и объему нередко напоминают диссертации. Если не докторские, то уж точно кандидатские.

Трудно представить себе ребенка, который бы самостоятельно творил эти опусы, да и не каждому родителю такое под силу. Но таковы веления времени: ученик младших классов должен уметь обращаться с компьютером не только на уровне «стрелялок» и соцсетей. Ему понадобится умение работать в текстовом и графическом редакторе, находить информацию в поисковых системах и редактировать ее, создавать презентации с помощью специальных программ.

Обучение работе на компьютере можно умело вплести в материал школьной программы. Например, совместить усвоение алфавита с изучением клавиатуры. Задания типа «выдели безударную гласную» или «подчеркни существительные (прилагательные, глаголы)» также будут способствовать развитию не только компьютерной грамотности, но и грамотности вообще. Редактируя информацию сайта, учите ребенка выделять тему и главную мысль контента, составлять план, последовательно излагать суть вопроса. Эти умения обязательно пригодятся ему при написании изложений и сочинений.

Подготовка детей к самостоятельной успешной учебе — процесс не одного месяца и даже года. Попробуйте применить эти принципы на практике! И тогда ваш ребенок уверенно ступит на среднюю ступень обучения без ущерба для успеваемости.

Статья размещена на сайте 6.04.2015

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • По-моему, содержание статьи имеет мало отношения к её заголовку.
    Рекомендаций, как подготовить ребёнка к 5-му классу я не нашла. Дело ведь не в оценках, а в психологических проблемах, которые возникают у детей при переходе в среднее звено - разные учителя, кабинеты, новые предметы...
    Рефераты младшего школьника по объёму соответствуют диссертации? Это слишком сильное преувеличение. Поверьте, я знаю о чём говорю, у самой ребёнок в 5-м классе. В начальных классах - это максимум 2-3 листа формата А4. Вместе с иллюстрациями. С чем согласна, так это с тем, что даже такой объём ребёнку 7-9 лет самостоятельно не осилить, приходится учиться мамам)). Ну, это вопрос к составителям школьных программ, или к конкретным педагогам.

    • Юлия Колбенева, спасибо за внимание к моей статье. О психологических проблемах я упомянула - увеличение числа предметов и учебной нагрузки, расширение круга преподавателей. Неумение работать самостоятельно тоже можно отнести к этим проблемам. А они-то как раз и влияют на оценки.
      Если Вы делаете рефераты на 2-3 листа, Вам можно только позавидовать. Я тоже знаю, о чем говорю: мы заканчиваем 4-й класс. Недавно сдали проект на 10 листов. С введением, основной частью, практической частью, заключением, списком используемой литературы и тремя приложениями. Но учительница показала нам проект отличницы на 20 листов и подчеркнула, что это идеальный вариант.
      А вообще-то в этот отрывок о диссертациях я вложила известную долю юмора. Наверное, я плохо смогла это выразить.

      • Лидия Алексеева, какой кошмар! -это я про задания, которые задают вашему ребёнку... Ну, о чём эти учителя думают, а? Неужели, они полагают, что дети делают такие работы самостоятельно??! Чистая профанация... Может, эти задания нужны им для отчётов?.. Вот, мол, какие способности у моих учеников... Я больше скажу, однажды в нашей школе устроили выставку рисунков, посвящённую Дню матери. Моя дочь, тогда первоклассница, нарисовала меня, как сумела , и понесла в школу. Рисунок не взяли. Причину я поняла, когда своими глазами увидела выставку. Все рисунки - портреты с хорошо прорисованными деталями, и даже со светотенями К гадалке не ходи, мамы рисовали сами себя. Смешно и грустно.

        • Юлия, согласна с Вами, это действительно профанация. Проект - это полбеды. Настоящей бедой было сделать его презентацию. Я безрезультатно промучилась с программой PowerPoint и сделала ее в Word с кружочками, рамочками и стрелочками. В общем, права была Алла Пугачева: "Нынче в школе первый класс вроде института". И "то ли еще будет". На следующий год записываем ребенка в компьютерный клуб при Станции юных техников, туда принимают с 5-го класса.
          Девочку Вашу жалко, ведь старался ребенок.